Обзор препейд и контрактных тарифных предложений для среднеговорящего сегмента на рынке Москвы
На московском рынке сотовой связи наступила предновогодняя суета, пришедшая на смену "эпохе перемен". Для двух из трёх московских операторов последние несколько месяцев были весьма продуктивными на перемены и новинки. "Мобильные ТелеСистемы" сменили свой внешний облик и поспешили закрепить его в сознании абонентов массовым выпуском новых тарифных планов. В свою очередь, "ВымпелКом", провозгласивший курс на рубли, во второй половине года также выпустил ряд тарифных инициатив. Третий же представитель "большой тройки" — компания "МегаФон" — новых тарифов не вводил, имидж не менял, а занимался тем, что увеличивал число новых подключений и свою долю на рынке, о чем свидетельствуют неплохие финансовые результаты оператора.
За последние месяцы для привлечения всеобщего внимания к себе операторы традиционно избрали самый многочисленный из всех — препейд сегмент. "МТС" с помпой вывели "Первый" — свой пилотный тариф, "Red" — для любителей общаться внутри сети, "Мы" — для внутригруппового общения. К каждому тарифу прилагается набор дополнительных услуг, действующих по принципу конструктора (для внутрисетевого, внутригруппового, ночного, уикенд-общения, Интернет сёрфинга и т.д.).
А в это время "ВымпелКом" вывел линейку первых рублёвых тарифов (для общения с абонентами всех сетей; преимущественно своей сети; многоговорящих на дню), пополняя одновременно перечень адресными предложениями Интернет-сёрферам, а также гостям столицы.
"МегаФон" же с весны не выводил новых массовых тарифных планов, взамен предложив по осени своим абонентам самим построить свой тариф с помощью специальных опций ("Своя сеть", "Соседи", "Счастливые часы"). Принцип похож на использующийся в "МТС" конструктор, однако опции "МегаФона" и услуги "МТС" в большинстве случаев не пересекаются (исключение — скидка на внутрисетевое направление).
На сегодняшний день положение дел среди препейд тарифов выглядит следующим образом. Если члены вашей семьи, коллеги по работе, друзья и просто знакомые пользуются тем же оператором, что и Вы, рекомендуется выбирать тариф с льготной ценой внутрисетевых вызовов:
График иллюстрирует рост затрат на связь с ростом общения на том или ином тарифном плане. Наиболее выгодный вариант — тариф "Рублёвый", он подойдёт для говорящих внутри своей сети, а тарифный план "Redакция" даже с абонентской платой будет выгоден абоненту и по уровню затрат не сильно уступает "Рублёвому", сравниваясь с ним по затратам немногим после 400 минут в месяц. Сэкономить активному абоненту поможет использование опций (в "МегаФоне") или дополнительных услуг (в "МТС").
Если ваши контакты "разбросаны" по разным мобильным операторам Москвы, то рекомендуется выбирать тариф с самыми выгодными тарифами на номера других сетей:
На графике можно проследить, во сколько обойдётся активное общение с абонентами других мобильных сетей при использовании специализированных предложений операторов "большой тройки". Среди самых выгодных для такого общения можно отметить тариф от "МТС", а также профильное предложение от "МегаФона" — "Мобильный" с тарифной опцией "Соседи". Наглядно оценить экономию от использования опции можно, сравнив кривые затрат на "Мобильном" с опцией и без неё.
Насытив массовый сегмент препейд-предложениями, операторы обратили внимание на свои контрактные линейки. Ещё до 1 июля 2006 года контрактные тарифные планы привлекали абонентов возможностью выбора прямого номера, бесплатностью любых входящих на ряде тарифных планов, более широкой географией роуминга, наличием скидок и другими преимуществами. Сейчас одним серьёзным плюсом у этого типа тарифных планов стало меньше: начиная со второго полугодия в России действует принцип Calling Party Pays (CPP, "платит звонящий"), в связи с чем входящие вызовы абсолютно на всех тарифных планах при нахождении в домашней сети своего оператора стали бесплатными. Это повлекло за собой то, что контрактные тарифы, которые рассчитывались без учёта правила СРР, потеряли свою привлекательность по сравнению с обычными препейд-тарифами.
В "МТС" на тот момент действовала линейка "Профи" с включёнными в абонентскую плату пакетами минут (30, 150, 300, 500, 800, 1300), а в "Билайне" (торговая марка "ВымпелКом") предлагалась линейка "Живи легко" с пакетами минут (60, 180, 360/480), в "МегаФоне" — линейка "Вызов", где 3 тарифных плана из 4 предполагали бесплатные входящие. Логично было ждать обновления действующих контрактных линеек от операторов.
Первым "выстрелил" "ВымпелКом". Да так, что мало кто на рынке тогда оказался даже близко с этим предложением — "Разговорный". Ориентированный для многоговорящих абонентов, он привлекал сверхнизкой единой ценой местной минуты, но требовал за это существенную абонплату.
Быстро оценив ситуацию, "МТС" выводит практически аналогичный "Разговорному" тариф "MAXI One": схожая абонплата, чуть подешевели вызовы внутри сети, немного подорожали остальные услуги.
"МегаФон" хранил молчание, видимо, уверовав в то, что выгодность "Вызов L" устоит перед убойными тарифами конкурентов. Сравнения показывали, что "Вызов L" оставался самым выгодным долгие сотни минут пользования, но всё-таки в итоге перекрывался новинками где-то на 5-6 сотне.
Вскоре в тарифной линейке "Вызов" вместо выбывших после СРР тарифных планов "XL" и "2XL" появился "Вызов MX" с федеральным номером. В абонентскую плату — 500 рублей (с НДС) — включается 200 исходящих местных минут, после исчерпания пакета любая местная минута исчисляется по единой цене в 2,5 рубля. При этом абонентам доступна услуга "Свои люди" — 3 любимых номера с возможностью звонить по ним со скидкой 50% (номером может быть выбран не только номер своей сети или городской, но и номер других мобильных операторов — т.е. то, чего в "МТС" и "Билайн" пока не предлагалось).
И вот представим ситуацию: абонент — пользователь контрактного тарифного плана. Задача — выбрать наиболее выгодное предложение для следующего (наиболее вероятного и, по оценкам экспертов, характерного для контрактника) профиля потребления.
Соотношение исходящего и входящего трафика: 47% к 53%. Абонент звонит по большей части на номера других сетей в своём городе, но также совершает вызовы и по России и совсем редко — в страны СНГ. Таким образом, получается усреднённый абонентский профиль. Посмотрим, что же сейчас ему могут предложить из того нового и старого-нового на рынке, что есть у игроков "большой тройки".
Если абонент не уверен в своей стабильной ежемесячной активности, ему правильнее выбрать предложение с минимальной абонентской платой. Как видно из графика, до 300-ой минуты наиболее выгоден "Вызов L". А вот новинка от "МегаФона" ориентирована для абонентов, говорящих в месяц от 350 минут, она наиболее выгодна по отношению к другим предложениям — на уровне 450 минут и далее продолжает оставаться самым оптимальным тарифом по соотношению "количество разговоров — затраты" вплоть до 900 минут в месяц. После 1000-ой минуты уже следует присмотреться к тарифу "Разговорный", который, судя по графику, далее будет только увеличивать разрыв со всеми конкурентами.
Пояснения к профильным графикам
Сравнение затрат абонентов с активным внутрисетевым профилем
Абонентский профиль:
Учитывается: тип тарификации (поминутная), плата за соединение.
Продолжительность местных исходящих вызовов на внутрисетевые номера — 1,74 минут, на мобильные номера — 1,12 минуты, на городские номера — 1,10 минуты.
МГ/МН, VAS трафик не рассматриваются.
Тарифы в рублях с НДС, МТС переведены по курсу 28,70 руб. за доллар.
Примерный трафик абонента — 250-300 минут.
Сравнение затрат абонентов с активным мобильным профилем
Абонентский профиль:
Учитывается: тип тарификации (поминутная), плата за соединение.
Продолжительность местных исходящих вызовов на внутрисетевые номера — 1,4 минут, на мобильные номера — 1,5 минуты, на городские — 1,20 минуты.
МГ/МН трафик, VAS не рассматриваются.
Тарифы в рублях с НДС, МТС переведены по курсу 28,70 руб. за доллар.
Примерный трафик абонента — 300 — 350 минут.
Сравнение контрактных тарифных планов для абонентов, говорящих около 600 минут в месяц
Абонентский профиль:
Учитывается: тип тарификации (поминутная), плата за соединение.
Продолжительность местных исходящих вызовов на внутрисетевые номера — 1,58 минут, мобильные номера — 1,6 минуты, на городские — 1,56 минуты, РФ — 2,6 минут, СНГ — 3,56 минут.
VAS не рассматриваются.
Тарифы в рублях с НДС, МТС переведены по курсу 28,70 руб. за доллар.
Примерный трафик абонента — 300-350 минут.
© Екатерина Князева, Борис Никифоров, СОТОВИК