Экспресс-анализ состояния рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в 2006 году / СОТОВИК
В 2006 году на российском розничном рынке было продано 29,27 млн. сотовых телефонов на сумму 5,65 млрд. USD. Это на 14% меньше количества розничных продаж 2006 года и на 3% больше объема продаж 2005 года в долларовом исчислении.
Доля России на мировом рынке продаж сотовых телефонов в 2006 году составила около 3%.
А всего за все время существования сотовой связи в России в розницу было продано 126,1 млн. сотовых телефонов.
На диаграмме 1 приведено поквартальное распределение количества розничных продаж сотовых телефонов в России в 2006 году в сравнении с продажами 2004 и 2005 годов, а на диаграмме 2 объемы розничных продаж сотовых телефонов в России за последние три года.
Диаграмма1
Диаграмма 2
Средняя розничная цена сотового телефона проданного в России в 2006 году составила 193 USD. Это почти на 18% выше средней цены сотового телефона, проданного в России в 2005 году.
На диаграммах 3 и 4 приведено распределение розничных продаж сотовых телефонов в России в 2006 году и во втором полугодии 2006 года по количеству по вендорам.
Диаграмма 3
Диаграмма 4
На диаграмме 5 приведено помесячное распределение долей продаж сотовых телефонов в России по вендорам в 2006 году, а на диаграмме 6 -корреляции динамики изменения долей рынка компаний Nokia и Samsung с динамикой продаж телефонов этих вендоров в розничной сети компании "Евросеть".
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Как видно из диаграммы 6:
- первые 4 месяца 2006 года компания активно продавала телефоны Nokia, причем доля продаж этих телефонов доходила до 32%. При этом количество продаж телефонов Samsung было минимальным и доля этих продаж упала до 0,7%,
- начиная с марта, в компании начались активные продажи телефонов Samsung, доля которых в четвертом квартале превысила 25%,
- с августа — минимизация продаж телефонов Nokia, причем в декабре доля продаж этих телефонов в розничной сети компании упала до 7,5%.
Именно эти обстоятельства в начале года определили лидерство на рынке компании Nokia, а к концу года переход лидерства к компании Samsung.
Однако, несмотря на смену в четвертом квартале лидера на рынке, в целом на рынке за 2006 год продажи телефонов компании, за счет больших продаж в первой половине года в розничной сети компании "Евросеть", были выше продаж телефонов компании Samsung на 14%.
Однако, если ситуация останется аналогичной ситуации конца 2006 года и компания "Евросеть" большее внимание уделит продажам телефонов компании Samsung за счет уменьшения продаж телефонов второстепенных вендоров, абсолютным лидером на рынке России в 2007 году с большим отрывом, не меньшим 5%, будет компания Samsung.
Кстати, именно по долям продаж телефонов Nokia, а также Мotorola российский рынок отстает от мирового (см. диаграмму 7).
Диаграмма 7
Примечание: Доли продаж по вендорам в России даны даны для сравнения в версиях компаний "Евросеть", IDC, J&P, MRG.
На диаграмме 8 приведено распределение долей продаж сотовых телефонов по ценовым сегментам.
Диаграмма 8
Доля абонентов сотовых операторов, заменивших в 2006 году телефоны, составила 30% от количества реальных, по нашему мнению, абонентов.
Динамика изменения абонентской базы сотовых операторов России по SIM-картам и реальная по реальным абонентам представлена на диаграмме 9.
Диаграмма 9
Доля телефонов, пошедших на замену у абонентов в 2006 году, от общих розничных продаж сотовых телефонов составила 73%.
Большую роль в 2006 году в развитии рынка розничных продаж сотовых телефонов сыграла услуга "Потребительское кредитование".
За 2006 год доля выручки от продаж сотовых телефонов в кредит от всех продаж салонов связи в России составила около 25%, что на 5% выше доли в 2005 году (20%).
Общий объём выручки от розничных продаж сотовых телефонов в кредит в 2006 году в России составил 1,38 млрд. USD, что на 25% больше выручки от этих продаж 2005 году. Средняя стоимость сотового телефона, проданного в России в кредит в 2006 году, составит 263 USD. Это на 43 USD или на 20% выше, чем средняя стоимость телефона, проданного в кредит в 2005 году. Средняя стоимость сотового телефона, проданного без услуги "Потребительское кредитование" в 2006 году стала равной 170 USD, что на 13% выше этой стоимости в 2005 году.
Разница между стоимостью сотового телефона, проданного в кредит и без него, составила в 2006 году 93 USD, что на 33% выше этой разницы в 2005 году.
Всего в кредит в России было продано в 2006 году около 5,3 млн.шт. сотовых телефонов или 18% из 29,27 млн. штук всего проданных на розничном рынке России. Заметим, что в 2005 году эта доля составила 15%.
По мнению маркетолога В. Богданова (компания "Евросеть") рынок розничных продаж сотовых телефонов в 2006 году увеличился за счет услуги "Потребительское кредитование" на 9% по сравнению с состоянием рынка без этой услуги.
Таким образом, услуга "Потребительское кредитование" увеличила в 2006 году в России:
- объём рынка продаж сотовых телефонов на 0,5 млрд. USD в розничных ценах;
- количество — на 2,6 млн. шт.
В 2006 году рос и консолидировался федеральный ритейл.
Доля пяти крупнейших ритейлеров на розничном рынке продаж сотовых телефонов на конец 2006 года ("Евросеть", "Связной", Dixis, "Цифроград", "Беталинк") составила 78%. Для сравнения в январе 2006 года она составляла 56%.
© Евросеть