Кто они, предки наших предков?
Помню, как в школе прочел строки Блока: «..Да, скифы – мы. Да, азиаты - мы. С раскосыми и жадными очами..». Помню, как искал в себе, указанное русским классиком, не нашел и провел вечер в недоумении. Неужели я не русский?!
Помню, как в школе прочел строки Блока: «..Да, скифы – мы. Да, азиаты - мы. С раскосыми и жадными очами..». Помню, как после долго маячил перед зеркалом в попытке самоидентификации. Искал в себе, указанное русским классиком, не нашел и провел вечер в недоумении. Неужели я не русский?!
Может быть, поэтому у меня тогда же не получился разговор с хорошенькой и упругой блондинкой из соседней английской школы. Я сказал, что люблю её! Блондинка удивленно подняла brow. А я, изучавший немецкий, в растерянности почесал nase. Её подружки хихикнули, а я еще подумал: «Надо же! Языки разные, а слова похожи…». Так кто же такие русские?! Кто же такие мы?!
Спустя годы познакомился с работами Гумилева и Лихачева и обнаружил себя евразийцем. Жить стало немного понятнее. Но тогда же подумалось: Вот бы вышеназванным пассионариям, да инструмент посовременней вручить. Тогда их мудрость народные массы результативней воспримут.
В этом смысле встреченный мной недавно документальный сериал «Предки наших предков» как раз то, что требуется для широкой аудитории. В нем ведущий не бормочет себе под нос что-то наукообразное и доступное только для подготовленной публики, а стремится представить нашу историю с интригующей стороны. Сцены реконструкции приближают события многовековой давности к сегодняшнему дню. А анимация позволяет визуализировать в кадре экшен и вносит разнообразие восприятия.
Создание интриги это авторский ход. Ведь тогда просто научно-познавательная лекция превращается в увлекательное историческое расследование. С элементами детектива, как это происходит в серии « Балтийские славяне. Тайна прильвицких идолов». Или приключений. Их предостаточно в серии « Путь из варяг в греки. Быль и небыль».
Зритель не устает от увиденного. Автор ведет его через паутину домыслов и знаний. И не навязывает своего мнения. Исторический факт или миф либо подтверждается либо развеивается. В конце очередной серии зритель узнает для себя много нового и удивительного. Например, все помнят кто такой Рюрик. И как наши предки, приглашая его княжить, сказали: «Приди и владей нами. Ибо земля наша обильна, а порядка в ней нет..». Но почти никто не знает, что более чем за сотню лет до его появления уже существовала Ладога. Это первая древнерусская столица Руси. А раз была столица, значит, Рюрик пришел не к дикарям. Да и сам основатель династии Рюриковичей скорей всего был не скандинавом, а балтославянином. Что разрушает многие, в том числе и современные доктрины.
Темп, поддерживаемый все 39 минут каждой серии, не дает соскучиться и позволяет совершить открытия. Как то, что впервые в истории славяне упоминаются у Плиния в 102 году н.э. А первое славянское государство возникло еще в 7 веке. В школьной программе, да и в университетской тоже, таких знаний не почерпнешь. Конфликт с «Новой хронологией» Фоменко и Носовского от увиденного обеспечен. Да и Бог с ними. Полемика с « альтернативщиками» не входит в интересы автора сериала «Предки наших предков» В каждом фильме, а их восемь, он подводит зрителя к ответу на вопрос: Кто мы и где наши корни?
Появление документального сериала «Предки наших предков» конечно мейстрим. Российское общество и его граждане переживают пик интереса к самим себе. Люди нанимают специалистов и тщательно исследуют свои генеалогические древа. Кто-то холит настоящие, а иные удобряют фейковые. Но для существа момента имеет значение то, что общество сейчас как никогда озабочено вопросом: Кто мы и куда идем?! Это логично. Ибо в моменты турбулентности особенно хочется опоры. Когда гражданам и стране непросто, правильно искать ответы на вопрос как жить дальше, разобравшись в своих корнях.
И если раньше Бердяев с Ключевским осмысливали тему в олимпийской недостижимости своих кабинетов. То сейчас любой из нас может расположиться с ними за одним круглым столом. Достаточно провести пару вечером с проектом «Предки наших предков».
Надо назвать и его автора. Это Геннадий Жигарев. Его не особенно волнуют вопросы крови. Поэтому, кем в итоге окажется Рюрик для него неважно. Главное это факт непрерывности русской государственности длящейся вот уже почти 12 столетий. Далеко не каждый народ смог себе такое позволить. Это возможность задуматься над сутью событий. И повод для гордости за наших предков и, конечно же, за их предков тоже. А может быть и немного за себя, как их потомка.
На финальных титрах зритель не имеет окончательных ответов на все поставленные вопросы. Но взгляд на минувшие века становится более пристальным. Рука сама тянется к книге или к страничке поисковика. Это именно то, чего и добивается творческая команда проекта.
Хотя в титрах значится фонд А.Д. Тихомирова, финансировал проект целиком Геннадий Жигарев. Его философия строится на тезисе: «Мы всегда были многонациональны и едины. И в этом наша сила». Для Российской Федерации, нащупывающей свою идеологию, такие слова человека имеющего возможность делать стране подарки типа сериала «Предки наших предков» это просто находка. Едва ли он рассчитывает на какие-то знаки внимания к своей персоне. Кажется, он будет рад, если его сериал посмотрят хотя бы 5% активно мыслящих россиян. Я считаю, что подобные поступки надо поощрять. Хорошо бы если сериал появился на Первом канале, а не только на ТК « Культура» с его 2.5% аудитории. Отдельный респект продюсеру Гороватскому А.А. И загоревшемуся идей Е.Безбородову, он же автор сценария и режиссер.
Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что мне этот фильм пришелся бы кстати. Перенеси его машина времени в 70-е прошлого столетия. Я бы тогда не ушел, повесив нос после неудачного объяснения с упругой блондинкой из соседней школы. А снисходительно объяснил ей, что русский язык имеет с большинством европейских языков более 700 одинаковых слов. И это потому, что некогда мы все вышли из одного индоевропейского корня. Значит, в каком то смысле — родня.
Она бы конечно ничего не поняла. Но точно оценила. Блондинки любят умных. И моя жизнь могла пойти другим путем.