Почему так свободно воруют в российской оборонке?
Центробанк и Росфинмониторинг недавно обнародовали обескураживающие цифры: по их подсчетам, уходит в обналичку (то есть разворовывается) более 50 процентов гособоронзаказа.
Центробанк и Росфинмониторинг обнародовали обескураживающие цифры: в обналичку уходит, то есть разворовывается, более 50 процентов гособоронзаказа.
До конца сентября президент РФ Владимир Путин должен был, как предполагалось, утвердить новую Государственную программу вооружений до 2025 года (ГПВ-2025). Как мы уже писали, Минобороны первоначально требовало выделить на ГПВ-2025 около 30 трлн рублей, затем снизило свои запросы до 22 трлн. После жесткой полемики с Минфинов новая программа вооружений была урезана до 17 трлн рублей, что почти на 3 трлн рублей меньше, чем выделено на реализуемую в настоящее время ГПВ-2020.
Помимо общего сокращения бюджета перевооружения намечено существенное перераспределение расходов внутри самой ГПВ-2025 в пользу Сухопутных сил. В рамках ГПВ-2020 на военно-морской флот было выделено 4,7 трлн руб., а в новой программе флот получит не более 2,6 трлн. Сухопутные войска и ВДВ получат 4,2 трлн по сравнению с 2,6 трлн в ГПВ-2020.
Этот означает, что возрождение флота в РФ откладывается на неопределенную перспективу. Впрочем, это стало ясно уже после того, как строительство фрегатов дальней морской зоны по проекту 22350, как, впрочем, и корветов ближней морской зоны проекта 20380 было сорвано «Северной верфью».
Сроки сдачи головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» сдвигались неоднократно. Он был заложен в 2006 году и ожидался в составе флота к концу 2011 года. Однако, в марте 2017 года замминистра обороны Юрий Борисов обвинил концерн ВКО «Алмаз-Антей» (разработчика зенитной ракетно-артиллерийской системы «Полимент-Редут», включающей в рамках единого контура все средства ПВО корабля) в срыве сроков введения фрегата в строй.
Несколько дней назад «в связи с ненадлежащим исполнением генеральным директором АО «ММЗ «Авангард» (входящего в «Алмаз-Антей» - В.П.) должностных обязанностей, выразившимся в превышении должностных полномочий, невыполнении решений совета директоров, причинении репутационного ущерба интересам общества и АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», а также создании условий для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков, советом директоров общества принято решение досрочно прекратить полномочия гендиректора Мухаметова Ахмета Абдул-Хаковича».
Напомним, что 10 августа прошлого года совет директоров НПО «Алмаз» сменил гендиректора. Место Виталия Нескородова занял Геннадий Бендерский, ранее руководивший Лианозовским электромеханическим заводом. Согласно официальному сообщению пресс-службы предприятия, причинами смены гендиректора стали систематическое невыполнение поручений руководства концерна, упущения в работе и утрата доверия.
Издание «Лента.ру» опубликовало информацию о возможной причине смены руководства НПО «Алмаз». Со ссылкой на неназванные источники в оборонной промышленности утверждалось, что В. Нескородов был снят с должности именно из-за проблем с проектами семейства «Редут» и, в частности, в связи с неоднократными срывами сроков сдачи комплексов в эксплуатацию.
Нельзя не отметить, что работать на руководящих должностях в «Алмаз-Антее» непросто и даже опасно.
Справка:
12 января 2003 года был найден повешенным в собственном кабинете (по другим сведениям, на собственной даче) Александр Порецкий, первый заместитель генерального директора Обуховского завода, входящего в состав концерна «Алмаз-Антей». Следствие официально признало его смерть самоубийством. По утверждению московского журналиста Александра Хинштейна, Порецкий, у которого c давних пор была парализована правая рука, физически не мог самостоятельно завязать на веревочной петле множественные узлы так, как это было сделано.
6 июня 2003 года в Москве был застрелен Игорь Климов, исполнявший обязанности генерального директора концерна.
В тот же день, 6 июня 2003 года, спустя 14 часов в подмосковном Серпухове было совершено убийство Сергея Щетко, коммерческого директора предприятия ОАО «РАТЕП», входящего в концерн «Алмаз-Антей».
30 июля 2009 года был убит начальник отдела недвижимости управления маркетинга концерна ПВО «Алмаз-Антей» Андрей Барабенков.
Газета «Известия» назвала мотивом этих убийств не основную деятельность концерна или связанные с ней оружейные тайны, а доходы от реализации недвижимости в центре Санкт-Петербурга от предприятий, передаваемых в состав концерна через процедуры банкротства, к которой имели отношение убитые руководители. По предположению журналистов «Известий», недвижимость реализовывалась не по законным процедурам и рыночным ценам, а через криминальные сделки данных руководителей с организованными преступными группами, которые их ликвидировали как соучастников-свидетелей.
Уволенный на днях руководитель подразделения «Алмаз-Антея» «ММЗ «Авангард» Мухаметов, возможно, не грешил с недвижимостью. У него были другие прегрешения, которые, как представляется, фатальным образом отвлекали его от надлежащего исполнения служебных обязанностей. Я не стану осуждать некоторые другие (прости, Господи!) увлечения бывшего руководителя «Авангарда», это было бы неполиткорректным. Просто обращу внимание, что гендиректором фирмы «Спецвоенкомлект», стабильно получавшей от «Авагарда» госконтракты на поставку металлопродукции, а также еще 66 фирм, был уроженец Кот-д&'Ивуар Ролан Рено Зебеи, который активно размещал в интернете объявления о том, что ищет работу курьера, официанта или гардеробщика. О руководстве ООО «Спецвоенкомплект», поставляющего продукцию для производства С-400, Зебеи не сообщал ни слова, видимо, из соображений секретности.
Если до сих пор на ключевых должностях в российской оборонке находятся такие, с позволения сказать, специалисты, то удивительно не то, что срываются сроки ввода в строй боевых кораблей, а то, что какие-то корабли еще заканчиваются постройкой.
После того как украинская оборонка отказалась поставить газотурбинные двигательные установки (ГТУ) для российских фрегатов, постройка следующих за головным кораблем «Адмирал Горшков» фрегатов проекта 22350 сдвинулась на 2–4 года, а вторую тройку фрегатов проекта 11356 решено продать в Индию. Фактически это признание того, что самостоятельно в короткие сроки собственные ГТУ для боевых кораблей российское двигателестроение создать не может.
В российском ВМФ проблемы не только с надводными кораблями. Заявлено, что серия атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) четвёртого поколения проекта «Борей» продлена не будет, и что идет работа над модернизацией проекта. Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко объясняет это решение Минобороны тем, что «основное оружие этих подлодок - МБР «Булава» - не доказало своей эффективности. Последние одиночные запуски вроде бы проходят успешно. Но вот обещанные залповые стрельбы не менее чем тремя ракетами «Булава» так и не состоялись».
Булава не просто «не доказала своей эффективности». Потрачены гиперболические суммы в твердой валюте на создание нелетающей (в лучшем случае – летающей иногда) стратегической ракеты и на строительство серии атомных подводных лодок, которым нечем угрожать врагу. Ни один враг не мог бы нанести России большего ущерба. Но об этом не принято говорить вслух.
Прекращение сотрудничества с украинским ВПК и введенные Западом санкции против российских предприятий ударили по всей российской оборонке. России до сих пор так и не удалось наладить у себя производство как минимум 185 уникальных деталей и компонентов, производимых украинскими предприятиям. Почти 30 процентов компонентов, поставлявшихся украинским ВПК, являются уникальными, и пока Россия не смогла найти им замену.В 2014 году импортные комплектующие – с Украины, из стран ЕС и НАТО – использовались в 640 образцах российского вооружения.
Самой большой технологической проблемой является прекращение импорта электронной компонентной базы (ЭКБ) для космических аппаратов. Устойчивые к воздействию космического излучения микросхемы классов space и military западные производители продавали крайне неохотно и до введения санкций. Теперь ситуация усугубилась.
По-прежнему отстает от лучших мировых образцов авионика российских боевых самолетов. Одной из причин этого являются массовые увольнения опытных конструкторов и инженеров стоящими у руля отрасли финансистами-оптимизаторами, сделавшими ставку на молодежь. Однако мало того, что уровень нынешних выпускников технических вузов оставляет желать лучшего. Не так уж много желающих трудиться на закрытом предприятии со всеми вытекающими последствиями за крохотную зарплату.
Недавно китайская газета «Шанхай Ньюc» сообщила о разработке нового многофункционального истребителя 6 поколения «Хун Лун» («Огненный дракон») «благодаря русским ученым-эмигрантам, которых неоднократно требовал вернуть в РФ Владимир Путин». В комментариях российских экспертов выражается дежурное сомнение в успехах китайских конструкторов, равно как и в том, что им могли помогать несколько десятков российских инженеров. Но разве не факт, что сегодня российские пилоты гражданских авиалиний в массовом порядке уезжают на работу в Китай? По утверждению СМИ, Россию в последние два года покинули свыше 300 российских пилотов.
В оборонке ситуация с оплатой труда гораздо хуже, чем в гражданской авиации, и отток специалистов высокого класса не только в Китай, но и в страны Запада из российского ВПК был, есть и будет. Для этого, кстати, необязательно пересекать границы России.
Справка:
В 1998 г. компания Boeing открыла в Москве Конструкторский центр, в котором на начальном этапе работало всего 12 инженеров из КБ им. С.В. Илюшина. Сегодня в Конструкторском центре компании Boeing по контрактам работает около 1200 инженеров – сотрудников ведущих российских конструкторских бюро и инженерно-сервисных компаний, а также 250 штатных сотрудников, включая менеджеров проектов и ведущих инженеров. Московский конструкторский центр – это крупнейшее инженерное подразделение компании Boeing за пределами США.
Нельзя сказать, что руководство страны не в курсе происходящего в российском ВПК. Очень даже в курсе.
Недавно Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, предлагающий ужесточить наказание главам компаний, которые злоупотребляли полномочиями во время выполнения государственного оборонного заказа. Предлагается внести изменения в ст. 201 (злоупотребление полномочиями) и ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). За злоупотребления полномочиями во время выполнения оборонного заказа предлагается ввести наказание в виде штрафа от 1 млн до 3 млн руб. или лишения свободы от четырех до восьми лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн руб. По действующему законодательству, за такие деяния предусмотрено наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб. или арест на срок до шести месяцев. Также правонарушитель может быть лишен свободы на срок до четырех лет.
За злоупотребление полномочиями организованной группой в инициативе президента предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Кроме того, в законопроекте предлагается внести дополнения в ст. 104.1 УК РФ (конфискация имущества), которые позволяют конфисковать имущество, которое было получено в результате нарушений во время выполнения государственного оборонного заказа.
Напомним, что в начале февраля Путин призвал ФСБ тщательно следить за тем, куда идут средства, выделенные на гособоронзаказ и на важные инфраструктурные проекты. Он отметил, что в этой сфере «много хищений». Путин также заявил, что эти направления являются «ключевыми».
Увы, призывы не помогли, и теперь вся надежда на ужесточение наказаний за довольно туманно, на мой взгляд, определенное «злоупотребление полномочиями».
Недавно Центробанк и Росфинмониторинг обнародовали обескураживающие цифры: в обналичку уходит (то есть — разворовывается) более 50 процентов гособоронзаказа. Воруют, однако, не только в оборонке. Следственный комитет расследованием уголовного дела о рекордной в истории Министерства обороны взятке в 368 миллионов рублей. По делу проходит начальник отдела техобеспечения продовольственного управления Минобороны полковник Александр Вакулин, который за эту немалую сумму «способствовал заключению с ведомством контрактов на приобретение кухонь, пекарен, цистерн и прочей спецтехники, при исполнении которых были совершены крупные хищения, указывает газета». Сообщается, что Вакулин также обещал покровительство участвовавшим в этой сделке коммерсантам.
Ему предъявлены обвинения по части 4 статьи 159 УК («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере») и части 6 статьи 290 УК («Получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ, в особо крупном размере»).
Газета «Коммерсантъ» отмечает, что до задержания подследственный Вакулин считался перспективным офицером, делающим успешную карьеру. В Москву он был переведен недавно, до этого служил в городе Балтийске в Калининградской области, «неоднократно ездил по России с инспекциями и лекциями по вопросам тылового обеспечения войск».
Одним словом, сей человечек был лишь винтиком большой коррупционной системы, которая, на мой взгляд, даже «не заметит потери бойца» и продолжит свое нехорошее дело.
Система эта простирается далеко за пределы собственно российского ВПК. Только что Владимир Путин без каких-либо объяснений освободил от должности главнокомандующего Военно-космических сил России генерал-полковника Виктора Бондарева. Генерала также уволили из вооруженных сил. Своего поста лишился также заместитель командующего Черноморским флотом вице-адмирал Валерий Куликов.
Связка «генералы - директора ВПК» еще с советских времен является чуть ли не самым мощным российским отраслевым лобби. Выделение гигантских сумм на перевооружение армии и на поддержку российской оборонки было и остается для политического руководства РФ не только приоритетом национальной безопасности, но и лучшим способом заручиться лояльностью этой «связки» в эпоху нарастающего кризиса и международной изоляции.
Назначение Анатолия Сердюкова министром обороны имело двоякий смысл. Намерение навести в ВПК и Минобороны хоть какой-то порядок сочеталась с попыткой политически ослабить эту «группу давления». Однако его команда не прижилась в среде военно-промышленной аристократии не только из-за того, что «тырила мелочь по карманам», но и по причине, что ее тайная миссия была вычислена и признана крайне опасной для военно-промышленного лобби.
После устранения Сердюкова в армию и ВПК хлынул поистине золотой дождь. Но в итоге выросли там далеко не райские цветы, а по большей части сорняки. Все лучшее, что производится сейчас в российской оборонке – это, как правило, советское наследие или его производные.
«Озвучил президент свою законодательную инициативу», - как пишут СМИ, «играя желваками, - накипело».
Но разве могло быть иначе? Пока в РФ стопроцентно реализуется сомнительная стратагема «своим – все, чужим – закон», закон будут нарушать и свои и чужие. Это доказано всем опытом истории человечества.
Внесенный президентом законопроект, обнародование цифр астрономического воровства в ВПК, уголовное дело по рекордной взятке в Минобороны, увольнение генералов и адмиралов означают, что политическое руководство страны ослабляет позиции военно-промышленного лобби в непростом и даже драматичном торге по поводу приоритетов ГПВ-2025. Иными словами, это, на мой взгляд, не стратегическая линия, а, скорее всего, очередная кампанейщина.
И понимают это не только проницательные эксперты, но и адресаты этой кампании.
Поэтому на вынесенный в заголовок вопрос «Почему так свободно воруют в российской оборонке?» возможен только один ответ:
Потому что имеют такую возможность!
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук