«Ъ»: Проект самолета «Байкал» может быть заморожен
Сроки создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» неоднократно сдвигались. Теперь же стало известно, что проект может быть заморожен, а в качестве временной альтернативы рассматривается ремоторизированный Ан-2. В качестве другого сценария специалисты называют передачу проекта S7 Group.
Сроки создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» неоднократно сдвигались. Теперь же стало известно, что проект может быть заморожен, а в качестве временной альтернативы рассматривается ремоторизированный Ан-2. В качестве другого сценария специалисты называют передачу проекта S7 Group.
Осенью сообщалось, что сроки поставок «Байкалов» будут сдвинуты на 2026 год. Однако в авиаотрасли рассказали, что возникли проблемы с конструкцией самолетов, на решение которых потребуется от двух до пяти лет, пишет газета «Коммерсантъ».
Близкий к Минпромторгу собеседник утверждает, что «при проектировании самолета был допущен ряд «драматических ошибок, которые окончательно вскрылись только сейчас». По его словам, «самолет фактически нужно собирать заново». Кроме того, обнаружились проблемы с устойчивостью на малых скоростях, высокими усилиями на штурвале, а также необходимость увеличения хвостового оперения, переноса хвостового колеса и переработки шасси.
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), который занимается проектом, запросил у Минпромторга дополнительное финансирование - по данным одного из источников, около 10 млрд руб. Однако были ли выделены деньги, неизвестно.
По мнению собеседников издания, программу «Байкала» могут «безболезненно закрыть», УЗГА позволят сконцентрироваться на «Ладоге» и российско-белорусском «Освее», а до их вывода на рынок «долетает» ремоторизированный Ан-2. Возобновлением производства двигателя ТВД-10Б для Ан-2, по данным издания, по поручению Минпромторга займется Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех»).
Этот проект обойдется в 1,8 млрд руб, в то время как доработка «Байкала», утверждают собеседники «Ъ», как минимум в пять раз дороже. При этом источник газеты, близкий к Минпромторгу, говорит, что речь может идти не об окончательном сворачивании программы, а о передаче производства в S7 Group.
Вопрос о перспективах производства «Байкала» в сентябре прошлого года поднимал вице-премьер и представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Он указывал, что согласно проекту, стоимость одного «Байкала» составляет 500 млн руб. При этом вмещает это воздушное судно всего до 9 пассажиров. В связи с этим каждый полет будет стоить очень дорого. К тому же необходимая длина полосы для посадки «Байкала» составляет не менее 1050 м, однако на Дальнем Востоке таких полос крайне мало. Он выражал сомнения в нужности такого самолета и предлагал сменить подрядчика.
Однако после поручения главы государства ускорить создание «Байкала», было заявлено, что его стоимость сократилась почти в два раза (до 260 млн руб.), а требуемая взлетно-посадочная полоса стала в три раза короче, сообщал Трутнев.