Microsoft купила Nokia
Это произошло.
Microsoft договорилась с Nokia о покупке ее подразделения устройств и служб, которое включает бизнесы смартфонов Windows Phone и мобильных телефонов Series 30, Series 40 и Asha. Сделка также охватывает лицензирование патентного портфеля, брендов и картографических сервисов финской компании. Кроме того, новый владелец возьмет управление над командой разработчиков, производственными и сборочными фабриками, общей деятельностью, продажами, маркетингом и поддержкой.
По условиям соглашения, которое ожидается к окончательному оформлению в первом квартале 2014 года, Microsoft заплатит 3,79 млрд евро (5 млрд долларов) за бизнес устройств и услуг и еще 1,65 млрд евро (2,18 млрд долларов) за лицензирование пула интеллектуальной собственности. В итоге покупка Эспоо обойдется Редмонду в 5,44 млрд евро (7,17 млрд долларов) наличными.
Деятельность, которую будет курировать Microsoft, генерирует где-то 14,9 млрд евро, или почти 50% чистых продаж Nokia за весь 2012 год.
Стивен Илоп, генеральный директор Nokia, сейчас занявший должность исполнительного вице-президента департамента устройств и услуг, по итогам вернется в Microsoft, где, есть мнение, станет кандидатом на пост главы последней, высвобождающийся в связи с запланированным уходом Стива Баллмера. Ристо Сииласмаа, председатель правления Nokia, сел в кресло временного директора компании до момента объявления нового руководителя Эспоо.
Прочие топ-менеджеры Nokia также перейдут в Microsoft: Джо Харлоу, отвечающая за смарт-устройства, Тимо Тойкканен, следящий за мобильными телефонами, Крис Вебер, курирующий продажи и маркетинг, Юха Путкиранта, занимающийся управлением. А вот Марко Ахтисаари, заведующий разработкой, 30 ноября уйдет из Nokia на вольные хлеба; его место займет Штефан Панненбекер, сейчас возглавляющий продуктовую разработку.
32 тыс. сотрудников финской фирмы из общего штата в 56 тыс. служащих перейдут под крыло Стива Баллмера: из них 4,7 тыс. человек непосредственно трудятся в Финляндии, а 18,3 тыс. заняты на производстве, сборке и упаковке продукции по всему миру.
Microsoft завладела брендами Lumia и Asha, а также лицензировала на десять лет торговую марку Nokia для использования с нынешними мобильными продуктами на базе операционных систем Series 30 и Series 40. Сами же финны продолжат владеть и управлять брендом Nokia. Тем не менее, если сделка состоится, Nokia не сможет лицензировать собственную торговую марку для использования в связи с продажами мобильных устройств сроком на 30 месяцев и не сможет пользоваться брендом на своих же мобильных изделиях до конца 2015 года.
Всё это делается для того, чтобы мобильные телефоны Nokia послужили плавным скатом для переключения пользователей на Windows Phone. Не факт, что товарные знаки Lumia и Asha продолжат существование в обозримом будущем.
Nokia сохранила патентный портфель, составленный из 8500 патентов на промышленные образцы и 30000 патентов на изобретения и патентных заявок, но выдала Microsoft десятилетнюю лицензию на использование интеллектуальных достижений. Microsoft в свою очередь предоставила Nokia права на эксплуатацию патентов в картографических и навигационных службах платформы Here. В будущем искомые договоренности, не исключено, обретут силу постоянных. Редмонд также стал стратегическим лицензиатом Here (одним из трех крупнейших клиентов платформы), и отдельно заплатит Nokia за это в рамках четырехлетнего соглашения.
Стив Баллмер, глава Microsoft, сообщил:
«Опираясь на партнерство с Nokia, объявленное в феврале 2011 года, и укрепляющиеся позиции Lumia-смартфонов, Microsoft намеревается придать импульс росту присутствия и прибыли на рынке мобильных устройств через ускорение новаций, усиление совместных инициатив, объединение брендирования и маркетинга. Для Nokia это означает улучшение финансовых показателей, укрепление бизнеса и обеспечение прочного фундамента для будущих инвестиций. Это серьезный шаг в будущее, взаимовыгодный для сотрудников, акционеров и потребителей обеих компаний. Объединение расширит возможности для партнеров Microsoft на всем спектре устройств и служб».
Во втором квартале 2013 года, если верить оценкам экспертов IDC, Windows Phone с 8,7 млн реализованными смартфонами занимала 3,7% мирового рынка коммуникаторов. На долю изделий Nokia пришлось 81,6% всех поставок WP-устройств. Валовая прибыль Microsoft от продажи каждого WP-смартфона Nokia составляла менее 10 долларов (отчисления за программное обеспечение) — после заключения сделки Редмонд надеется поднять показатель маржи до 40 долларов. Впрочем, корпорация признает, что безубыточность образуется лишь тогда, когда продажи WP-смартфонов превысят 50 млн единиц.
Вообще компания Билла Гейтса жаждет обеспечить пользователей Windows Phone первоклассными смартфонами, способными конкурировать с iPhone и Android, так как Microsoft не желает, чтобы «только Apple и Google заведовали новациями в приложениях, интеграцией, дистрибуцией и экономикой».
По словам Терри Майерсона, исполнительного вице-президента Microsoft по операционным системам, его компания без оглядки на покупку Nokia продолжит сотрудничество с другими производителями, вовлеченными в бизнес Windows Phone:
«Поглощение бизнес-группы устройств Nokia поможет создать рынок Windows Phone для всех, включая Microsoft и ее OEM-партнеров. Мы взаимодействуем с нашими собственными командами разработки оборудования таким же образом, каким сотрудничаем с внешними партнерами. И мы надеется вместе создавать новые продукты, которые обеспечат ценные деловые возможности для всей экосистемы».
Другими словами, Microsoft не остановит лицензирование мобильной операционной системы Windows Phone, хотя вопрос остается открытым: как игроки отрасли вроде HTC, Samsung и Huawei отреагируют на новый статус Редмонда, который стал самостоятельным вендором смартфонов на волне недавно объявленного плана реструктуризации с превращением из поставщика серийного программного обеспечения в компанию, занимающуюся устройствами и службами.
Что интересно, сумма в 7,17 млрд долларов меньше 8,5 млрд долларов, которые Microsoft отдала за Skype в 2011 году и меньше 12,5 млрд долларов, которые Google выложила за Motorola Mobility в том же году. Другими словами, Стиву Баллмеру удалось убедить Nokia продаться относительно дешево. С другой стороны, если в 2007 году присутствие финнов охватывало 49,4% смартфонного рынка планеты, к осени 2012-го оно сузилось до 4,3% — так что цена соответствует.
Microsoft, кстати, подробно разъяснила положительную отдачу от сделки. Корпорация полагает, что ей удастся сэкономить деньги (600 млн долларов в год в течение первых 18 месяцев после оформления соглашения) и заставить Windows Phone расти быстрее, если ключевой партнер по оборудованию окажется в полной собственности. При этом деньги на покупку Nokia и ее активов привлечены из капиталовложений за границей, тем самым приобретение не окажет какого-либо серьезного воздействия на жадных до дивидендов акционеров. Главной целью поставлено как минимум утроение смартфонных позиций: с нынешних чуть более 4% до 15% к 2018 году.
Помимо самостоятельного выпуска мобильных устройств Microsoft усматривает и другие прелести от договоренностей с Эспоо. Так, картографические и геопространственные технологии Nokia Here, которыми софтверный гигант будет пользоваться как своими, пусть даже и за ежегодную плату, воспринимаются очень важными на пути реализации стратегия развития: «нужна действенная альтернатива Google и больше чем одна цифровая карта мира». Ну а доступ к богатейшему патентному портфелю Nokia, а также всем ее связям, партнерским и лицензионным наработкам обеспечит Microsoft и Windows Phone защитой от большинства юридических посягательств.
Компания Билла Гейтса страстно желает сделать Windows Phone сравнимой по силе с iOS и Android мобильной операционной системой. Годы борьбы пока не принесли ощутимых плодов, и скромное превосходство над BlackBerry следует увязывать лишь с масштабной реструктуризацией бизнеса последней.
Отказавшись от бизнеса мобильных устройств, Nokia, полная оптимизма, продолжит развивать три основных направления деятельности. Это, во-первых, сетевая инфраструктура Nokia Solutions and Networks (NSN), бизнесом которой она полностью завладела, в августе выкупив у Siemens 50-процентную долю в совместном предприятии Nokia Siemens Networks. Перспективы здесь налицо: весь мир переходит на LTE-связь.
Во-вторых, Nokia будет вкладываться в картографическую и геолокационную платформу Here, преследуя цель стать ведущим и независимым провайдером облачной локационной платформы, предлагающей сервисы картографии и навигации на различных экранах и операционных системах.
В-третьих, Nokia не забудет о научных исследованиях и разработках, совершенствуя экспертизу в коммуникациях, обнаружении и материалах, тем самым укрепляя патентный портфель.
Тем временем курс акций Nokia прыгнул сразу на 48%, знаменуя, что рынок очень благосклонно отнесся к сделке с Microsoft, которая одним махом вывела к свету финскую компанию, долгое время блуждавшую в потемках финансовой неопределенности. Еще недавно ценные бумаги Nokia стоили 1,44 евро — сейчас они подорожали до 4,4 евро. Капитализация составила 16,2 млрд евро.
© СОТОВИК