ГЛОНАСС навела на акцию
Правительство может приватизировать систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Как стало известно "Ъ", рассматривается возможность акционирования НП ГЛОНАСС, которое будет предоставлять коммерческие услуги на базе государственной информационной автоматической системы извещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС. Основным владельцем АО должно стать государство, а миноритарный пакет может быть предложен участникам партнерства, среди которых операторы "большой тройки", "Ростелеком" и "Яндекс". Но Минэкономики опасается, что в итоге государство может лишиться контроля над инфраструктурой ЭРА-ГЛОНАСС.
Стратегия системы ЭРА-ГЛОНАСС обсуждалась недавно на совещании у главы администрации президента РФ Сергея Иванова, рассказал источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Речь шла о предложении Минтранса по коммерциализации инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС.
"Министерство предлагает создать оператора ЭРА-ГЛОНАСС в формате частно-государственного партнерства путем создания на базе НП ГЛОНАСС АО с последующим расширением числа акционеров путем проведения допэмиссии",- говорит собеседник "Ъ" в правительстве. По его словам, Минтранс предлагает также закрепить право собственности над системой ЭРА-ГЛОНАСС за подведомственным ФГУП "Защитаинфотранс".
По замыслу министерства, ФГУП в перспективе заключит с ОАО ГЛОНАСС контракты на эксплуатацию системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также на использование ее инфраструктуры "в целях извлечения прибыли за счет развития и предоставления коммерческих услуг". Оператор ЭРА-ГЛОНАСС должен предоставить равный доступ к инфраструктуре системы всем заинтересованным компаниям на условиях, которые позже определит государство. "По аналогичной схеме планируется развивать европейскую систему экстренного реагирования при авариях eCall",- отмечает источник "Ъ". По итогам совещания правительству поручено разработать стратегию ЭРА-ГЛОНАСС для представления президенту Владимиру Путину. В секретариате вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего ГЛОНАСС, от комментариев отказались.
В НП ГЛОНАСС входят 12 компаний, в том числе "большая тройка", "Ростелеком" и "Яндекс". НП ГЛОНАСС является оператором ГЛОНАСС, а также единственным исполнителем работ по контракту Минтранса на внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС.
ЭРА-ГЛОНАСС нужна для оповещения полиции и медиков о ДТП. Для этого в автомобили устанавливаются датчики ЭРА-ГЛОНАСС с измерителем ускорения, трехмерным гироскопом, сим-картой и навигационным модулем. С 2017 года датчики ЭРА-ГЛОНАСС будут устанавливаться на все новые автомобили.
Президент НП ГЛОНАСС Александр Гурко подтвердил "Ъ", что Минтранс предлагает акционировать партнерство. По его мнению, АО может провести допэмиссию в пользу государства, которое "войдет в ОАО имуществом системы ЭРА-ГЛОНАСС". Оценка актива не проводилась, однако государство потратило на инфраструктуру ЭРА-ГЛОНАСС 3,9 млрд руб. Акционирование — единственный способ привлечь инвестиции в проект, подчеркивает господин Гурко. В год на содержание инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС требуется 500-600 млн руб., а на развитие нужно еще 3,5-4 млрд руб., отмечает он.
Но Минэкономики уже предупредило администрацию президента, что в случае акционирования партнерства или создания дочернего АО существует риск потери госконтроля над инфраструктурой ЭРА-ГЛОНАСС. Это не отрицательный отзыв, подчеркивают в министерстве.
"Рассматривается несколько вариантов развития проекта, которые находятся на стадии межведомственного обсуждения для выработки наиболее оптимального варианта",- сообщила представитель министерства Елена Лашкина. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили.
В МТС, "Вымпелкоме" и "Яндексе" отказались от комментариев. Но представитель одного из операторов "большой тройки" говорит, что покупка акций ОАО ГЛОНАСС была бы "интересной с точки зрения гарантии окупаемости вложений в навигационные технологии". В "Ростелекома" также обещают рассмотреть этот вопрос. Но директор по правовым вопросам и связям с законодательной и исполнительной властью "МегаФона" Анна Серебрянникова передала "Ъ", что компания "не видит необходимости в акционировании, так как в этом случае вся схема взаимодействия будет изменена в силу конкурентных позиций".