Facebook ставила опыты над людьми
Два года назад компания занималась изучением изменения сознания своих пользователей.
В воскресенье стало известно о том, что более полумиллиона пользователей Facebook оказались невольными участниками масштабного эксперимента, в ходе которого психологи манипулировали их настроением.
Пользователи социальной сети Facebook использовались в качестве невольных участников крупного эксперимента, изучавшего изменение настроения человека. Сам эксперимент проводился в 2012 году, его результаты были опубликованы в журнале «Труды Национальной академии наук Америки» весной текущего года, однако внимание к нему оказалось привлечено только сейчас, когда об эксперименте написал британский научный журнал New Scientist.
Как следует из материалов исследования, в течение недели ученые Адам Креймер из Facebook, Джейми Гиллори из Университета Калифорнии в Сан-Франциско и Джеффри Хэнкок из Университета Корнелла занимались манипулированием новостной лентой 689 тыс. пользователей Facebook, выясняя, насколько меняется настроение у людей в зависимости от содержания ленты. В ходе эксперимента выяснилось, что те пользователи, которым искусственно ограничивали количество позитивных новостей в ленте, были склонны писать более негативные посты, и наоборот.
«Результаты показывают, что эмоции, выражаемые другими в Facebook, оказывают влияние на наши эмоции, составляя экспериментальное доказательство крупномасштабного распространения на других людей эмоциональных состояний и форм поведения посредством внушения,- говорится в докладе.- Учитывая масштаб социальных сетей, таких как Facebook, даже небольшой эффект может иметь огромные совокупные последствия... Онлайн-сообщения оказывают влияние на переживаемые нами эмоции и могут оказывать влияние на целый ряд действий в реальной жизни».
Сообщение об исследовании вызвало настоящую бурю. Тем более что, по некоторым данным, ученые перед началом эксперимента не обратились в соответствующий Институциональный совет по проверке (IRB). Такие советы обычно проверяют деятельность ученых в экспериментах, проводимых над людьми, разрешая эксперименты или запрещая их по этическим основаниям. По словам одного из экспертов, Адриен Лафранс, проверенные ей документы заставляют усомниться в том, что обычная процедура обращения в IRB была соблюдена.
Газета Financial Times и интернет-сайт журнала The Atlantic Monthly цитируют редактора исследования Сьюзен Фриске, профессора психологии Принстонского университета, назвавшей исследование зловещим и признавшейся, что у нее были сомнения относительно этической стороны вопроса. Впрочем, говорит она, исследователи убедили ее в том, что у них есть все необходимые разрешения.
«Facebook прекрасно знает, что может выходить за пределы дозволенного, вторгаться в частную жизнь своих пользователей, использовать их информацию и выходить сухой из воды,- цитирует агентство Bloomberg профессора технологии и права Университета Мэриленда Джеймса Гриммельмана.- Facebook годами делает то, что пугает людей».
Большинство ученых, проводивших исследование, никак его не комментируют. С невнятным извинением выступил Адам Креймер, который на своей странице в Facebook написал, что его группа весьма сожалеет о том, как отчет об исследовании описал само исследование, и о том беспокойстве, которое такое описание могло вызвать». Сама же компания, как следует из ее заявления, не видит причин извиняться. «Мы проводим исследования для улучшения наших услуг и для того, чтобы контент, который видят наши пользователи, был настолько важен и интересен, насколько это возможно. В значительной части это заключается в понимании того, как люди реагируют на разного рода контент. Мы тщательно рассматриваем все исследовательские работы, которые проводим, и у нас существует жесткий внутренний контроль»,- цитирует Forbes представительницу Facebook. Что же до того, имела ли компания право проводить такое исследование, то эксперты говорят, что формально она не нарушала никаких правил. В пользовательском соглашении указано, что Facebook может собирать информацию «для анализа данных, тестирования, исследований и улучшения сервиса». Что же до распространения такой информации, то оно возможно не только в случае получения согласия пользователя или предварительного уведомления пользователя, но и в случае, когда из информации «удалены ваше имя и любые персональные идентификаторы».