Генпрокуратура проверила «Яндекс»
Поисковику не надо регистрироваться как СМИ.
Генпрокуратура, проводившая проверку «Яндекса» по запросу депутата Госдумы Андрея Лугового, не нашла нарушений в деятельности крупнейшего российского интернет-поисковика. «История закрыта», утверждает источник, близкий к администрации президента.
Все претензии к «Яндексу» сняты, сообщил источник, близкий к администрации президента. «История закрыта, прокуратура дала ответ на поступившее ей ранее письмо, в котором констатирует, что деятельность "Яндекса" полностью соответствует законодательству»,- сказал источник.
Как сообщал "Ъ" 15 мая, депутат Госдумы Андрей Луговой направил генпрокурору Юрию Чайке обращение с требованием проверить деятельность компании «Яндекс» на соответствие закону «О СМИ». В письме господина Лугового отмечалось, что «на страницах "Яндекса" публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ».
Распространение таких материалов, считает депутат, «также является распространением массовой информации». Следовательно, по логике депутата, компания «Яндекс», которая «является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию», должна соблюдать правила, «установленные для средств массовой информации».
Претензии к «Яндексу» вышли в публичное поле 24 апреля, после того как на медиафоруме «Объединенного народного фронта» один из блогеров задал президенту Владимиру Путину вопрос о «двойственности» «Яндекса»: «С одной стороны, это поисковик, с другой — это вроде как СМИ. Топ-5 новостей "Яндекса" просматривают несколько десятков миллионов человек. "Яндекс" при этом не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет». Президент ответил, что с компанией «Яндекс» «не так все просто». «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать»,- заявил он. Владимир Путин отметил также, что «Яндекс» начинался как проект с западным влиянием. После открытия торгов на NASDAQ на следующий день котировки «Яндекса» сразу же упали на 11%. Через два месяца, 23 июня, группа фондов Baring Vostok, один из старейших и крупнейших акционеров "Яндекса", объявила о намерении продать почти весь свой пакет в капитале "Яндекс", 6,22% акций, на тот момент стоивших на бирже $713. Фонды Baring Vostok инвестируют, в частности, деньги пенсионных и университетских фондов США, Западной Европы и Азии.
«Всю землю тоже можно считать одним большим СМИ»
«Это довольно абсурдная история, потому что с таким же точно успехом можно к СМИ приравнять "Почту России", которая тоже распространяет средства массовой информации. Или, например, газетный киоск. Если к нему подойти, то вы увидите выкладку названий, некоторые анонсы на обложках. Газетный киоск можно с таким же точно успехом считать средством массовой информации»,- считает бывший секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко.
Как Андрей Луговой заинтересовался всеми поисковыми системами
Андрей Луговой признался, что «его выбор пал на "Яндекс" совершенно случайно» и такие же вопросы могут возникнуть к другим поисковым системам», например к Mail.ru. «При открытии страницы ("Яндекса".- "Ъ") мы обращаем внимание на топ-5 новостей,- говорит господин Луговой.- Они не просто так там возникают, есть конкретные люди, которые принимают решения, какие из новостей туда поместить». Он считает неправильным «говорить, что эта ссылка на какие-то новостные порталы».