Смартфоны превращаются в кошельки
Российский рынок мобильной коммерции вырастет в 2014 году в два раза.
Объем рынка m-commerce в 2014 году превысит $3 млрд, показав двукратный рост по сравнению с 2013 годом, считают эксперты платежной системы PriceFree. Этому будут способствовать дальнейший взлет популярности смартфонов, улучшение покрытия сети, прогресс технологий мобильной связи и мобильного интернета и рост объемов электронных платежей в целом.
Рынок мобильной коммерции в 2013 году составил $1,5 млрд, следует из отчета PriceFree. Сегмент, в котором платежи проходят через приложения смартфонов, станет в текущем году наиболее динамично развивающимся сектором индустрии электронной торговли, считают эксперты компании: по их прогнозам, общая сумма трансакций в сегменте m-commerce в 2014 году в России может превысить уже $3 млрд. По словам президента и совладельца платежной системы PriceFree Сурена Айрияна (бывшего руководителя системы денежных переводов Unistream), это около 18% от всего объема рынка электронной торговли). Таким образом, доля мобильных платежей вырастет за 2014 год примерно в два раза — с 8-10% в 2013 году.
В PriceFree ожидают, что объем всего рынка электронной торговли в 2014 году составит $16-16,5 млрд, увеличившись на 25%. Согласно исследованию, примерно 40% покупок приходится на бронирование билетов и отелей, 20% — на электронику, 10% — на одежду и обувь, остальное приходится на «игры, косметику, детские игрушки».
Способствовать росту рынка мобильных платежей будут дальнейший взлет популярности смартфонов, улучшение покрытия сети и рост объемов электронных платежей в целом, говорит господин Айриян. По его мнению, неизбежный прорыв в этой сфере приведет к ускорению в развитии мобильного банкинга: «Учитывая стремление крупных банков входить более плотно в сферу электронных платежей, увеличится их потребность в альянсе с мобильными платежными сервисами: мы будем свидетелями роста числа интеграционных проектов мобильных платежных систем с крупными традиционными банками». Последние заинтересованы в подобном партнерстве из-за большой инертности при введении новых продуктов, в то время как на рынке электронных платежей даже при росте объемов конкуренция высока и требует от игроков значительной скорости в наращивании продуктового ряда.
По данным Международной ассоциации операторов GSM (GSMA), в 2013 году количество активных пользователей мобильных денег достигло 61 млн человек в мире. А к 2020 году мобильными кошельками будут пользоваться уже от 1 млрд до 2 млрд человек, прогнозирует GSMA. При этом если в 2012 году в России покупки через смартфоны и планшеты совершали лишь 2,6 млн россиян в возрасте от 18 до 54 лет, то в 2013 году число «мобильных» покупателей достигло 3,9 млн человек, оценивают аналитики РБК.research.
Однако несмотря на рост проникновения смартфонов, роль этих устройств в качестве драйвера развития рынка m-commerce в ближайшем будущем будет исчерпана и их заменят планшеты, считают в РБК.research. Так произошло в США и Западной Европе. К примеру, если в 2011 году 55% рынка m-commerce в США занимали покупки, совершенные через смартфоны, а на долю планшетов приходилось лишь 40% рынка, то в 2013 году наблюдалась обратная ситуация. Доля покупок, осуществленных с использованием смартфонов, не превышает 35% объема рынка, а 62,5% объема m-commerce в США занимают покупки, совершенные через планшеты.