Amazon и Hachette нашли в себе силы помириться
Компании подписали соглашение в преддверии праздничных продаж.
Компании Amazon и Hachette урегулировали многомесячный конфликт, возникший из-за разногласий о том, кто из них и как назначает цены на электронные книги и как делить доходы от продажи этих книг. Подписанное многолетнее соглашение вступит в силу в начале 2015 года и позволит обеим компаниям в предстоящий сезон праздничных продаж наверстать упущенное за время конфликта.
В пресс-релизе, опубликованном на сайте французского издательства Hachette Livre, отмечается, что его американское подразделение Hachette Book Group и ведущий мировой онлайн-ритейлер Amazon подписали многолетнее соглашение о продажах в США электронных и печатных книг. Как отмечает французская компания, «данное соглашение дает Hachette Book Group стимул предлагать более низкие цены на свои книги, что будет выгодно и читателям, и писателям». Новое соглашение вступит в силу в начале 2015 года.
Конфликт между Amazon и Hachette разгорелся в мае. Предметом спора стал вопрос о том, кто назначает цену на электронные книги французского издательства. Amazon считал, что он сам должен назначать цену, и устанавливал ее на уровне $9,99, утверждая, что низкая цена обеспечит рост продаж. Издательство Hachette, в свою очередь, настаивало на том, что цену должно назначать оно, а назначать ее следует с учетом маркетинговых и редакторских издержек, так что такой низкой она быть не должна. Конфликт быстро набирал обороты.
Amazon перестал принимать предварительные заказы на книги от Hachette, сократил размер скидок на книги французского издательства и также задерживал доставку некоторых его книг чуть ли не на месяц, что вызывало недовольство покупателей и сокращало объем продаж для Hachette. В третьем квартале продажи Hachette Book Group упали на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Кроме того, ситуация отразилась на писателях, сотрудничающих с Hachette. Около 1 тыс. возмущенных авторов, в том числе Джон Гришем, Стивен Кинг, Салман Рушди, подписали обращение к Amazon с требованием прекратить использовать писателей в качестве заложников в этой ситуации. У самого Amazon тоже не все было гладко: компания понесла в минувшем квартале рекордные убытки — $437 млн, в частности из-за множества новых проектов. Инвесторы также давили на компанию, настаивая на достижении соглашения с Hachette до начала сезона праздничных продаж, чтобы компенсировать потери. В праздничный сезон компании удается заработать треть своей годовой выручки, поскольку книги и устройства для чтения электронных книг, например Kindle, остаются очень популярным новогодним и рождественским подарком.
Компании не раскрывают деталей соглашения, хотя подчеркивают, что обе удовлетворены им. Стороны отмечают, что по условиям соглашения Hachette будет выгоднее предлагать Amazon свои книги по более низким ценам. В ближайшее время Amazon вернет возможность предварительного заказа, скидки и нормальную доставку книг Hachette в США. Аналитики приветствовали достигнутое соглашение. Аналитик Forrester Research Джеймс Макквиви так прокомментировал его газете The Wall Street Journal: «Для Hachette победа в том, что они смогут устанавливать цену на свои электронные книги, а Amazon победил в том, что он предоставил Hachette стимулы не повышать цены. Это соглашение нужно было заключить гораздо раньше. Но эмоции возобладали и обе компании во время конфликта начали говорить так, словно каждая из них стоит на страже всего мира».