"Яндекс" нанял "Советника"
Интернет-компания купила стартап у Runa Capital.
"Яндекс" приобрел у портфельной компании фонда Runa Capital "Метабар" технологию для браузеров "Советник". Сервис будет использоваться для показа наиболее выгодных цен при покупках в интернете, основываясь на данных из агрегаторов "Яндекса", например "Яндекс.Маркет" и "Яндекс.Авиабилеты".
"Яндекс" купил сервис "Советник", разрабатываемый компанией "Метабар", рассказали "Ъ" представители обеих компаний. "Советник" представляет собой расширение для браузеров, которое подсказывает пользователям, ищущим товар в интернет-магазинах, где его можно приобрести на более выгодных условиях. Сервис работает на основе данных из "Яндекс.Маркета". В 2010 году "Метабар" привлек инвестиции от венчурного фонда Runa Capital в размере $1 млн. "Таким образом, Runa Capital осуществил первый выход из своего портфельного проекта в России. Сделка с "Яндексом" принесла фонду многократный возврат на инвестицию",- утверждает представитель Runa Capital Лилиана Пертенава. По данным "Ъ", сумма сделки составила несколько миллионов долларов.
ООО "Метабар", которому принадлежат права на технологию, выкупаемую "Яндексом", основано в 2010 году. По данным Kartoteka.ru, в 2013 году выручка компании составляла 12,9 млн руб., а чистая прибыль — 6,9 млн руб. В результате сделки "Метабар" перестанет существовать, а вся команда создателей "Советника" из 11 человек перейдет на работу в "Яндекс", сообщил гендиректор "Метабара" Михаил Ушаков.
Сервис "Советник" был запущен в августе 2013 года. В "Яндекс.Браузере" он предустановлен, пользователю нужно лишь включить его в настройках. В Opera, Google Chrome или Mozilla Firefox его можно установить, скачав на сайте компании или в магазине приложений соответствующего браузера, говорит Михаил Ушаков. Сейчас, по данным компании, им пользуются более 2 млн человек, хотя ""Метабар" не потратил ни копейки на рекламу и платный маркетинг" для наращивания аудитории, утверждает господин Ушаков.
Яндекс продолжит развивать "Советник" как приложение для показа выгодных предложений. "Технология "Советника" применима не только для работы с "Яндекс.Маркетом". Мы планируем использовать ее для выбора разных товаров и услуг, например билетов на самолет",- сообщил Александр Феоктистов, руководитель службы маркетинга "Яндекс.Маркета". У компании есть соответствующий агрегатор "Яндекс.Авиабилеты", на основе данных которого "Советник" в теории сможет предоставлять информацию о выгодных билетах на самолет.
"Скорее всего, "Яндексу" нужна команда успешных разработчиков для развития набора расширений к браузерам "Яндекс.Бар" (переименован в "Элементы Яндекса".- "Ъ")",- полагает основатель LiveInternet Герман Клименко. По его мнению, "Советник" как технология не слишком интересен и будет использоваться "Яндексом" только для лучшего понимания поведения пользователей в интернете с целью грамотного таргетирования в своих сервисах. С точки зрения крупного ритейла работа данных приложений сомнительна, отмечает представитель "М.Видео" Антон Пантелеев. "Подобные сервисы чаще всего показывают самую дешевую цену, которую в основном предлагают интернет-магазины с серым импортом, где покупатель рискует столкнуться с подделкой или как минимум отсутствием конкретного товара",- говорит господин Пантелеев.