МТС выбирает монорежим
Оператор уходит из "Связного".
МТС, еще недавно претендовавшая на покупку одного из крупнейших сотовых ритейлеров "Связной", теперь решила разорвать с ним отношения. С сегодняшнего дня абоненты оператора не смогут пополнить счет в "Связном", а с 22 августа будут лишены возможности приобрести его сим-карты. "Связной" обеспечивает МТС годовой приток около 1,4 млн абонентов, чтобы не терять долю рынка, компании придется их привлечь самостоятельно.
С сегодняшнего дня в салонах "Связного" нельзя будет оплатить счет МТС, а с 22 августа прекращаются продажи контрактов оператора, сообщила вчера МТС. В "Связном" подтвердили, что во вторник получили уведомление МТС о расторжении контракта. Согласно договору, одна из сторон может разорвать его по собственной инициативе за 60 дней, что и было сделано, пояснила представитель ритейлера Мария Заикина. "Мы видим попытки переподключения абонентов, которые посещают салоны "Связного" для оплаты услуг МТС, покупки наших сим-карт или гаджетов, к сетям других операторов",- утверждает вице-президент оператора по продажам и обслуживанию Вадим Савченко. МТС пошла на разрыв контракта, чтобы "избежать возможного негативного влияния на бизнес".
Зимой контролирующим акционером "Связного" стал бизнесмен Олег Малис. А уже в начале апреля "Связной" восстановил прерванное почти два года назад партнерство с "МегаФоном" и "Вымпелкомом", которые на паритетной основе контролируют крупнейшего сотового ритейлера "Евросеть" (4,3 тыс. салонов). Тогда президент "Связного" Майкл Тач предупреждал, что доля продаж сим-карт МТС в сети уменьшится, поскольку конкуренты предоставили лучшие финансовые условия. С января по апрель продажи контрактов МТС в "Связном" упали в четыре-пять раз, поэтому сотрудничество может быть прекращено, говорил на днях президент МТС Андрей Дубовсков. Недавно МТС подала иск к Федеральной антимонопольной службе, выдавшей разрешение структурам Олега Малиса на получение контроля над "Связным" (см. "Ъ" от 22 июня).
В 2014 году в "Связном" было продано 10 млн сим-карт, и до 1 апреля, пока МТС была единственным из "большой тройки" сотовым оператором, сотрудничавшим со "Связным" в полном объеме, ритейлер продавал более 70% (свыше 7 млн) сим-карт МТС. В прошлом году чистые подключения МТС составили 35 млн сим-карт, следовательно, на "Связной" приходилось около 20% от них, оценивает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Исходя из того что продажи МТС снизились в пять раз, сейчас на "Связной" приходится 5%, или 1,4 млн, годовых подключений оператора. "Если МТС не примет меры, не будет развивать свою сеть, то по идее должно снизиться количество продаж контрактов. И если отток останется на том же уровне, то должны снизиться количество абонентов и доля рынка",- говорит Сергей Либин.
МТС может попытаться компенсировать выпадающие подключения за счет снижения оттока, а также за счет продаж в собственном монобренде или в других розничных сетях, рассуждает он.
"Выход из "Связного" — непростое, вынужденное решение, и для того, чтобы не терять долю рынка, мы будем искать способы компенсации выпадающего объем продаж",- уверяет представитель МТС Дмитрий Солодовников. Ранее гендиректор принадлежащей МТС Русской телефонной компании (управляет монобрендовой сетью) Арвидас Алутис заявлял "Интерфаксу", что в 2015 году МТС откроет еще 300-400 собственных салонов. Таким образом, сеть МТС может вырасти до 4,6 тыс. салонов (как собственных, так и открытых по франшизе) и стать крупнейшей в России.
Похоже, МТС готовилась к расставанию со "Связным": оператор заранее снизил цены на смартфоны и другие устройства, нагоняя трафик в свою сеть, отмечает аналитик компании "Открытие Кэпитал" Александр Венгранович. "Видимо, они решили, что лучше пожертвуют маржой на телефонах в своей сотовой сети и привлекут новых абонентов",- полагает он. Во время кризисного снижения ставок на аренду недвижимости затраты МТС на расширение монобренда будут сопоставимы с теми, что компания платила "Связному", продолжает аналитик.
Ритейлер же также полностью компенсирует уход МТС ростом продаж сим-карт "МегаФона", "Вымпелкома", а также Tele2, рассуждает Александр Венгранович.