Абонентов готовят к непереносимости номера

   Автор статьи: Анна Балашова

НИИР оценил внедрение MNP.

Введение возможности сохранения номера при смене сотового оператора (принцип MNP) должно занять несколько лет, а не полтора года, как предлагает Минкомсвязи. При этом сама услуга должна быть платной, чтобы абоненты не часто меняли оператора. Такие выводы содержатся в исследовании Научно-исследовательского института радио (НИИР), проведенного по заказу МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома".

Минкомсвязи подготовило поправки к закону "О связи", касающиеся внедрения MNP в России, по поручению Дмитрия Медведева, тогда еще президента РФ. Предполагается, что изменения вступят в силу с 2014 года. Для абонента услуга MNP должна быть бесплатной. Операторы должны будут профинансировать модернизацию инфраструктуры, общие затраты в законопроекте оценены в 12 млрд руб. Еще 300 млн руб. потребуется на создание базы перенесенных номеров и 30 млн ежегодно — на ее ведение.

НИИР проанализировал реализацию принципа MNP на сетях сотовой связи. Сейчас услуга действует в 65 странах мира, в том числе во всех странах Евросоюза. В исследовании института отмечается, что за рубежом, как правило, затраты, связанные с процессом переноса номера, несет оператор, к которому переходит абонент. Чтобы компенсировать их, оператор либо вводит плату за перенос номера, либо минимальный срок действия абонентского договора. В европейских странах плата варьируется и в среднем составляет €8,38. Самая высокая плата действует в Португалии (€40) и Великобритании (€43,55). В Дании, Хорватии, Ирландии и ряде других стран услуга бесплатна. Минимальный срок действия нового контракта, в течение которого абонент MNP не может повторно сменить оператора связи, за исключением возвращения к предыдущему оператору, ввели большинство стран, реализовавших MNP. В зависимости от страны этот срок составляет от трех месяцев до двух лет.

Также НИИР проанализировал опыт других стран по сроку внедрения MNP. В исследовании отмечается, что, как правило, после одобрения всех необходимых документов должно пройти несколько лет. При этом срок переноса номера в разных странах действует различный. Наиболее быстро услуга оказывается в США, Канаде, Австрии и Чили (абонент может "перенести" номер от одного оператора к другому за 10 минут), самый длительный срок в Дании (60 дней).

В России, по мнению НИИРа, невозможно ввести минимальный срок действия договора, поскольку это будет противоречить законодательству о защите прав потребителей, для того чтобы абоненты не часто пользовались услугой MNP, за нее должна взиматься плата. При этом срок переноса номера на стадии запуска MNP составит не менее двух-трех недель.

В институте не прогнозируют, сколько времени потребуется на внедрение услуги в России, но считают слишком маленьким срок, указанный в законопроекте. Как объясняется в исследовании, до начала коммерческой эксплуатации услуги необходимо внести изменения в более 20 нормативных актов, что само по себе займет минимум полтора-два года. Затем услугу необходимо отработать в опытной зоне и только после этого проводить модернизацию сотовых сетей для запуска MNP.

Начальник отдела НИИРа, курирующего проект, Алексей Иванов пояснил, что исследование проводилось по заказу операторов "большой тройки" с конца весны. Первые результаты были представлены еще в июне, окончательную версию институт представил операторам в сентябре.

"Большая тройка" рассчитывает использовать их в обсуждении законопроекта с регулятором. "Перед нами стоит задача реализовать механизм переноса номера максимально качественно, обеспечив для абонентов те возможности, на которые они рассчитывают. Исследование НИИРа дает объективную картину опыта реализации MNP в различных странах",- отмечает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. Ее коллега из "Вымпелкома" Анна Айбашева рассчитывает, что исследование НИИРа "поможет выбрать технические и организационные решения" для внедрения MNP. "Сделанные в отчете выводы имеют под собой определенные основания и требуют тщательного анализа со стороны всех участников внедрения MNP",- считает руководитель пресс-службы "МегаФона" Дмитрий Смиркин.


© ИД «Коммерсантъ»

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх