Конец номерного рабства
Абоненты получат право на измену оператору
Вскоре у российских пользователей сотовой связью может появиться возможность менять оператора, сохраняя свой абонентский номер. В мае 2005 года при Мининформсвязи создана рабочая группа по подготовке к внедрению этой услуги. Предполагается, что реализация разрабатываемого проекта должна повысить конкурентоспособность на рынке телекоммуникаций, однако кто из операторов выиграет на новом витке конкуренции, пока неясно.
Данная статья выпущена в сегодняшнем номере газеты "Известия" (N 87/26888) и подготовлена для "Известий" редакцией "Сотовика"
Услуга переносимости номера (MNP, Mobile Number Portability) первоначально будет внедрена в сетях сотовой связи. И это неудивительно, поскольку большинство мобильных сетей ? цифровые. До фиксированных линий новшество дойдет позднее, ведь по данным крупнейшего телефонного холдинга страны "Связьинвест", в его сетях цифровизировано 50% линий.
Считается, что услуга переносимости номера, прежде всего, необходима для бизнес-клиентов, для которых его замена может привести к потере контактов, а, следовательно, и контрактов. Отсутствие возможности сохранения номера при переходе к другому оператору является сдерживающим фактором для многих деловых людей. Привлекательность этой услуги с точки зрения абонентов будет зависеть от стоимости переноса, быстроты и удобства процесса, прозрачности измененного тарифа звонков на перенесенный номер, а также легкости административных процедур.
Датой рождения услуги MNP считается 1 апреля 1997 года. В настоящее время ею пользуются жители Гонконга, Кореи, Австралии. С ноября 2003 года дан коммерческий старт услуги в сотовых сетях США. Тайвань запустит ее в 2005 году, а Япония и Новая Зеландия ? в 2006-м. Пионерами в области MNP в Европе были Великобритания и Голландия еще в конце 20-го века. В 2003 году вступила в силу принятая Европарламентом директива "О всемирных услугах", и все страны-участники ЕС и вновь присоединяющиеся к Евросоюзу страны Восточной Европы обязаны в соответствии с этой директивой обеспечить абонентам беспрепятственный переход от оператора к оператору.
В Европе и США услугой MNP пользуются гораздо реже, чем в Азии. По данным исследовательской компании "Современные телекоммуникации", если на Западе число перенесенных номеров может достигать 5% через один-два года от даты ввода услуги, то в Гонконге 95% абонентов поменяли оператора в первый год после ее введения. Скорость, с которой абоненты в разных странах меняют оператора, обусловлена в первую очередь простотой административных процедур и тарифами на смену номера. Так, в США законодательно определено, что процесс смены номера не должен составлять более 150 минут. В Финляндии абонент ничего не платит за переход к другому оператору. Более того, в директиве ЕС прямо указано, что "установление платы (если она применяется) за подсоединение, непосредственно взимаемой с абонента, не должно уменьшать привлекательности MNP".
Услуга MNP не является рыночной в полной мере. Инициатором введения MNP во всех странах, где переход к другому оператору с сохранением номера был разрешен, был регулирующий орган. При неправильно организованной предварительной работе в некоторых случаях внедрение MNP приводило к результату, противоположному ожидаемому, — к непрозрачности структуры тарифа для клиентов, увеличению расходов, конфликтам между операторами. Анализ сроков внедрения услуги MNP в различных странах показывает, что от момента начала проработки проблематики регулирующими органами до коммерческой реализации в сетях сотовых операторов требуется срок от трех до пяти лет. Что касается России, то здесь можно ожидать, что срок этот будет вдвое короче. Впервые Мининформсвязи выступило с инициативой законодательных гарантий возможности сохранения за пользователем его телефонного номера при смене оператора подвижной связи в марте 2005 года на открытых слушаниях в Госдуме РФ. Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что уже к осени текущего года эта услуга должна быть запущена. В мае создана рабочая группа при Мининформсвязи, в задачи которой входит проработка целого ряда технических, организационных, юридических вопросов, выработка схемы взаимодействия игроков рынка. "Сейчас разрабатывается схема взаимодействия абонентов и операторов, комплекс правовых процедур по расторжению договора с оператором, от которого абонент уходит (оператора-донора), и заключению договора с новым оператором (оператором-реципиентом). В своей работе мы придерживаемся принципа максимальной открытости и готовы к диалогу", — говорит член рабочей группы от Мининформсвязи Дмитрий Малов.
Посчитать, кто из российских сотовых операторов потеряет, а кто обретет абонентов при введении MNP, игроки рынка пока затрудняются. "Потеряют те операторы, услугами которых абоненты были недовольны", — говорит другой член рабочей группы Мининформсвязи, советник по техническим вопросам российского офиса Теле2 Василий Левчик. По его мнению, ситуацию трудно проецировать на Россию, так как во многих странах переносимость коснулась и номеров фиксированных сетей, и даже началась с них. Кроме того, считает специалист Tele2, прямо сейчас запустить услугу нельзя, в том числе и по инфраструктурным соображениям — ведь для MNP необходим какой-то посредник, всеобщая база данных, где бы отражался факт переноса номера.
Сами мобильные операторы, как ни странно, относятся к предстоящему введению MNP с энтузиазмом. "Сохранение номера при переходе из одной сети в другую ? удобная и справедливая возможность для абонентов", — говорит пресс-секретарь компании "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") Юлия Остроухова. МТС, исторически вышедшая на рынок первой, также поддерживает инициативу министерства. "От внедрения принципа MNP выиграют и операторы, и абоненты. Мы не раз подчеркивали, что операторы должны удерживать абонента своими маркетинговыми преимуществами, качеством своих услуг. Дополнительных рычагов для удержания абонентов, таких, как опасение потерять свой номер, нам не требуется. Сохранение номера за абонентом при смене оператора, по нашему мнению, сможет послужить дополнительным импульсом для роста нашей абонентской базы", — считает директор департамента по связям с общественностью МТС Павел Нефедов.
По оценке исследовательской компании "Современные телекоммуникации", коммерческого запуска MNP в России реально можно ожидать во втором квартале 2007 года. Наиболее вероятным представляется вариант организации переносимости мобильных номеров в пределах каждого субъекта федерации, а со временем будет обеспечена возможность перехода абонента из одной сотовой сети в другую в границах своего федерального округа.
© СОТОВИК