Ждать недолго: в 2006 году при смене оператора можно будет сохранить номер
Сегодня рынок сотовой связи в России приближается к своему насыщению, и в связи с этим перед его участниками и регулятором встал ряд вопросов. Какие меры предпринять для повышения конкурентоспособности? Как сделать так, чтобы рынок не замедлял своего роста? Каким образом заставить операторов предоставлять качественные услуги абонентам? Как сделать абонентов более защищенными в правовом отношении? Одно из решений этих вопросов Мининформсвязи видит во внедрении услуги сохранения телефонного номера при смене оператора (MNP).
ИАА "Сотовик" уже обращался к теме MNP в своих материалах, и эта статья является в некотором смысле продолжением статьи, опубликованной ранее. За дополнительными комментариями и разъяснениями "Сотовик" обратился в Министерство информационных технологий и связи России. На наши вопросы ответил директор Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий (ДИКТ) министерства Виталий Слизень.
"Мининформсвязи РФ уделяет большое внимание не только вопросам усиления конкуренции между операторами при оказании услуг связи, но и обеспечению правовой защиты интересов пользователей услуг подвижной радиотелефонной связи, — заявил В. Слизень. ? С этой целью Мининформсвязи разрабатывает пакет документов, позволяющих абоненту сохранять абонентский номер при смене оператора подвижной радиотелефонной связи. При нынешнем порядке абоненты, которые давно пользуются услугами подвижной радиотелефонной связи, не имеют возможности сменить оператора без потери своего абонентского номера. В то же время гарантии сохранения абонентского номера уже давно стали непременной составляющей законодательства в странах Евросоюза и в США. Введение процедуры переноса номера одновременно поощряет конкуренцию между операторами подвижной радиотелефонной связи и защищает интересы пользователей", - продолжает В. Слизень.
Представитель министерства также назвал составляющие, из которых будет складываться сумма платежа за услугу: "Абоненты при обращении в сервисное бюро переносимости номеров должны будут произвести платеж в размере стоимости SIM-карты и административных расходов. Сумма эта не превысит 100 рублей. Также для абонента незначительно увеличится стоимость услуг".
Вопросы, связанные с внедрением услуги сохранения номера, заняли значительное место и на прошедшей 25-26 мая 2005 года конференции "Подвижная связь в России. Правила оказания услуг подвижной связи", которая проводилась Мининформсвязи России (организатор ? НУО "Резонанс"). С докладами, посвященными MNP, выступили заместитель генерального директора ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) Николай Псурцев и генеральный директор исследовательской компании "Современные Телекоммуникации" Павел Добрин. Если первый доклад раскрывал подходы к реализации MNP и был более технологичен, то второе выступление носило скорее аналитический характер, в нем излагался зарубежный опыт и освещались особенности и проблемы внедрения услуги сохранения номера.
Внедрение возможности переноса номера положительно скажется на рынке телекоммуникаций. Абоненты получат возможность поменять оператора, не меняя номера телефона. Операторы смогут расширить свою абонентскую базу. Для сети появится возможность более рационального использования ресурса нумерации, систематизации маршрутов пропуска трафика. Рынок в целом получит импульс для развития конкурентной среды, предполагается, что снизятся тарифы.
Что касается тарифов, то эксперты "Современных Телекоммуникаций" считают, что влияние MNP на тарифы сотовых операторов двоякое: "С одной стороны, после введения MNP тарифы, в среднем, снижаются вследствие роста конкуренции на рынке. С другой ? отдельные тарифы повышаются в соответствии с выбранной моделью компенсации операторам затрат на реализацию MNP".
Федеральные абонентские десятизначные номера (единственно возможные по новым Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодейтвия; городские семизначные номера могут сохраниться у абонента только при оформлении договора на переадресацию с оператором местной телефонной сети) содержат код DEF ? первые три цифры номера, которые в настоящее время однозначно определяют оператора сотовой сети и являются частью абонентского номера. При внедрении услуги MNP у абонента будет сохраняться код DEF, и определить оператора по номеру уже будет нельзя. "При этом номерной диапазон закрепляется за оператором. Следовательно, абонентский номер после переноса по прежнему будет принадлежать номерному диапазону, закреплённому за оператором-донором (или ? держателем номерного диапазона)", - сообщили в пресс-службе МТТ.
Тезис о том, что операторы смогут расширить свою абонентскую базу, неоднозначен. Для некоторых новых игроков рынка это действительно хорошая возможность отвоевать часть клиентов у "большой тройки", если они проведут грамотную рекламную кампанию. А вот давно работающие операторы могут потерять своих клиентов. Все будет зависеть от предложенных условий, главным образом, качества услуг или цены. Например, "по опыту финских сотовых операторов, приступивших к оказанию услуги MNP в сентябре 2003 г., в течение года после начала внедрения MNP показатель оттока абонентов у ведущих операторов возрос в 2 раза ? с 15% до 30%", — говорит Владимир Демчишин, технический директор ООО "Современные Телекоммуникации".
Заместитель директора ФГУП ЛОНИИС Сергей Брусиловский отметил, что в Финляндии успешным было именно сочетание внедрения услуги MNP и выхода на рынок MVNO ? виртуальных операторов подвижной радиотелефонной связи, которые сейчас пользуются большим спросом.
Услуга MNP в Финляндии работает на базе платформы интеллектуальной сети связи (IN). Другим решением при внедрении услуги сохранения номера может быть реализация на базе подсистемы управления соединениями сигнализации ОКС 7 (SRF-реализация). Н. Псурцев считает, что целесообразно интеллектуальную сеть IN использовать для передачи голоса, SRF ? для обмена SMS.
Для реализации услуги сохранения номера необходимо создать базу данных перенесенных номеров (БДПН). Существует два основных подхода к реализации БДПН — централизованная база данных и распределенная. По мнению представителей МТТ, "внедрение любого распределённого решения связано с необходимостью тиражирования технологий. Это приводит к увеличению затрат на начальном этапе внедрения, а учитывая неоднородность технической готовности средств сети и необходимость вовлечения в процесс большого числа участников (зачастую незаинтересованных в успехе мероприятия) ? и к неопределённости относительно возможных сроков внедрения. На наш взгляд, только централизованный подход к технической реализации позволит достичь цели в разумные сроки и с минимальными затратами для всех участников".
Аналогично рассуждает и Владимир Демчишин: "Для успешного внедрения MNP в России, где исторически существует множество операторов сотовой подвижной связи, в том числе на региональном уровне, наиболее целесообразным представляется централизованный вариант БДПН".
МТТ предлагает организовать централизованную базу данных, которая может управляться как МТТ, так и независимой организацией.
Могут быть использованы несколько способов маршрутизации: поступательная маршрутизация, запрос на все вызовы, запрос по возвращению вызова, возвращение вызова. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки.
Перенять опыт зарубежных стран целиком России не удастся. Во-первых, "анализ полученных данных сильно затруднен ввиду того, что эти данные сильно разнятся. Сами по себе переходы абонентов от одного оператора к другому носят немотивированный характер", — сказал П. Добрин. Во-вторых, Россия имеет ряд особенностей. Заместитель генерального директора МТТ отметил следующие факторы. Прежде всего, сети подвижной связи работают в различных стандартах GSM, IMT-MC-450, что может технологически усложнить процесс перехода от оператора к оператору. Существует региональная дифференциация тарифов на услуги сетей сотовой связи. Сильно влияют и такие факторы как неоднородность социально-экономического развития регионов, большое количество лицензиатов, несовершенство и неполнота отраслевой нормативной технической базы.
Отличительной чертой России также является ее территория. Внедрить услугу MNP на всей территории сразу не удастся. "Наиболее логичным выглядит ограничение территории переносимости номера пределами субъектов федерации, либо в некоторых случаях (при большой территории субъекта федерации) муниципальными образованиями", считают в МТТ. Эта задача может быть в несколько этапов. Первый ? обеспечить сохранение номера в пределах одного стандарта в пределах субъектов РФ, второй ? ввести межстандартную переносимость абонентских номеров в пределах федерального округа.
Одними из наиболее важных являются экономические аспекты ? финансирование создания, развития и эксплуатации инфраструктуры для реализации проекта. "Безусловно финансовые затраты при введении услуги сохранения номера понесут как операторы связи, так и абоненты, имеющие намерение воспользоваться этой услугой, — сообщают представители Мининформсвязи. ? Операторы подвижной радиотелефонной связи обязаны будут производить отчисления на поддержание базы данных перенесенных номеров, администрирование системы и на систему информационно-справочного обслуживания. Затраты операторов связи будут компенсироваться за счет пропуска трафика на перенесенные номера, при котором будет применяться специальный тариф".
По предварительной оценке общие издержки на реализацию MNP в России с использованием централизованной БДПН могут составить порядка 80 MUSD.
Эксперты "Современных Телекоммуникаций" конкретизируют: "Основные издержки, связанные с внедрением услуги MNP, включают общие издержки на инсталляцию оборудования на сети связи в целом (база данных перенесенных номеров - БДПН, ОКС-7, система взаиморасчетов и др.); издержки на инсталляцию на сетях отдельных сотовых операторов; издержки администрирования процесса переноса номера. По различным оценкам, создание самой БДПН емкостью в 1 млн. номеров может потребовать от 800.000 до 1,2 млн. USD. Точный состав затратных статей и их размер могут быть определены в ходе исследований на базе опытной зоны, создаваемой ведущими игроками российского рынка сотовой связи для определения оптимальных организационных и технических решений MNP".
Очевидно, что необходимо решить целый комплекс вопросов: технических, технологических, экономических, юридических, административных. Необходимо разработать модель предоставления услуги, тарифы, процедуры осуществления переноса и правил взаимодействия, создать нормативную базу, определить временные рамки процедуры, произвести регулирование дополнительных услуг (голосовой почты и др.). От того, как они будут решены, зависит успешность проекта, востребованность этой услуги на рынке. Для предварительной проработки всех этих вопросов в мае 2005 года при Мининформсвязи РФ создана рабочая группа, и министерство предполагает предложить услугу MNP абонентам уже в первом квартале 2006 года.
"Появление услуги MNP в России приведет к некоторому переделу рынка сотовой связи в пользу новых или небольших сотовых операторов, предлагающих услуги по более выгодным ценам. Могут выиграть также те крупные сотовые операторы, которые будут проводить активную маркетинговую политику удержания своих "старых" абонентов с помощью различных акций (специальные тарифы, бонусы и пр.), повысят качество и эксклюзивность предоставляемых услуг", - считают эксперты "Современных телекоммуникаций".
По мнению аналитика ИАА "Сотовик" Сергея Аверина, "глобально влияние услуги зависит не столько от нее самой, сколько от ее стоимости для конечного пользователя. Чем выше стоимость, тем меньше влияние этой услуги на потребительский рынок. Если плата за услугу будет превышать 15 USD единовременно или 1,5-2 USD ежемесячно, то большая часть абонентов, пользующихся предоплатными тарифами, не будет заинтересована в ней. Для 80% абонентов смена номера ничего не значит, т. е. изначально она адресована всего 20% потребителей. Бизнес-абоненты подходят к вопросу выбора оператора более осознанно, поэтому они меньше заинтересованы в смене оператора. Что касается российского рынка в целом, то после введения услуги MNP он выйдет на более высокий уровень развития. Но смены модели рынка не произойдет".
© СОТОВИК