Блондинки не шлют картинки

   Автор статьи: Александра Ходонова

Услуга отсылки мультимедийных сообщений MMS (Multimedia Messaging Service), которой еще в начале нового века аналитики прочили блестящее будущее, так и осталась невостребованной. Хотя операторы лезут из штанов, пытаясь вдохнуть в MMS жизнь, придумывая новые ходы по продвижению этого сервиса, абоненты относятся к услуге без энтузиазма. Причина ? в излишней сложности настройки службы.

Послание пятилетки

Невероятный успех SMS не давал спокойно спать мобильному сообществу. Простенькая услуга отсылки текстовых сообщений длиной до 160 символов, появившаяся в сотовых сетях в начале 90-х годов, к началу 2000-х обрела миллиарды поклонников, а в последние годы ? еще и стала основным транспортом для более "продвинутых" услуг контент-провайдеров. Не секрет, что и производителям сетевого оборудования, и операторам хотелось развить и упрочить этот успех. В 2002 году, когда в рамках проектов сотрудничества по третьему поколению (3GPP) и WAP-Forum сервис MMS был стандартизирован, пользователи получили возможность обмениваться медиафайлами: голосовыми записями, музыкой, картинками (фотографиями, графикой, анимацией), видеороликами. Аналитики упивались новоиспеченной услугой и расписывали ее радужные перспективы: "около 80% информации человек воспринимает глазами", "MMS хватит 5 лет, чтобы получить признание и распространение", "сервис обречен на успех" — и это еще не самые восторженные эпитеты, которые применялись в отношении MMS.

Все как один, аналитики готовили свои прогнозы до 2007 года. Так, по данным консалтинговой компании Forrester, к 2007 году 160 млн. европейцев должны были активно использовать MMS. Исследовательская фирма Analysis предсказывала, что к тому же злосчастному году только в одной Западной Европе должно быть продано 120 миллионов мобильных телефонов с поддержкой MMS.

Европейский рынок MMS-телефонов

Источник: Analysis Research

Прогнозы американских аналитиков были скромнее, чем европейских ? но и то лишь потому, что американский рынок отстает в своем развитии от европейского на 2-3 года. В США эксперты обещали, что к 2007 году число пользователей MMS возрастет до 30 млн., а суммарные доходы операторов от мультимедийного сервиса составят не менее 1 млрд. USD.

Прогноз аудитории и емкости рынков SMS и MMS

Источник: Yankee Group

Однако экспрессивным прогнозам не было суждено сбыться. В декабре прошлого года аналитическая компания Informa Telecoms & Media обнародовала данные, напрямую свидетельствующие о том, что развитие MMS не такое уж и бурное, как предполагалось. По мнению экспертов Informa, быстро развиваться потомку SMS не дают высокие цены. По данным компании, средняя цена MMS объемом 30 Кбайт составила в мире 0,37 USD по состоянию на декабрь 2005 года. Данные получены на основании изучения цен 234 операторов сотовой связи. Таким образом, средняя цена MMS в декабре 2005 года была в 4,07 раза выше, чем цена стандартного короткого текстового сообщения (SMS). Для сравнения, в декабре 2004 года средняя цена одного MMS составляла 0,36 USD и была выше цены стандартного SMS в 4,19 раза.

Вследствие высоких цен на MMS, объемы их передачи растут медленно. Так, в 3-ем квартале 2005 года только в сетях трех операторов в мире (Verizon Wireless (США), Sprint Nextel (США) и Telcel (Мексика)) число переданных MMS превысило 100 млн.

MMS в массы

В России судьба MMS складывается также не лучшим образом. К концу лета 2002 года все операторы "большой тройки" ввели в тестовом режиме возможность приема/передачи MMS. В 2004 году "МегаФон-Москва" первым из отечественных операторов открыл для своих абонентов единое MMS-пространство. Вслед за ним подтянулись и остальные операторы "большой тройки". Но, как и на Западе, бешеную популярность MMS так и не снискали. МТС, например, доплачивает своим абонентам за пользование MMS. Так, каждый МТСовец может получить на счет 30 рублей в подарок, отправив со своего телефона MMS. "Билайн" сначала тоже пытался играть на алчности граждан: продавал в Оренбургской области MMS по цене SMS. А теперь бросил все свои силы на реализацию нового проекта "GPRS for all" ("GPRS для всех"), в рамках которого пчеловоды планируют автоматическое подключение абонента к GPRS уже при покупке тарифного плана, так как именно через GPRS осуществляется передача MMS-сообщений. В отличие от прочих операторов "большой тройки", "МегаФон" предлагает абонентам не деньги, а известность. Отправив свою фотографию по MMS, любой абонент сети "МегаФон-Москва" может попасть в телевизионную программу "ТВ-чат-СТРАНА" на телеканале 7ТВ или "ТВ-чат Столица" на московском канале "Столица".

Российские аналитики высказываются о текущем положении MMS на рынке без энтузиазма. "На данный момент говорить о том, что MMS стало заменой SMS нельзя. Это два параллельных продукта, — считает аналитик ИАА "Сотовик" Сергей Аверин, — А произошло это потому что операторы не создали приемлемых ценовых условий для старта услуги. Проводимые акции носили кратковременный характер и не успели разогреть рынок до нужного состояния. Использование MMS также осложняется проблемами с настройкой сервиса. Абоненты пока не понимают, зачем им необходимо платить за MMS такие деньги. По нашим данным, количества абонентов, активно употребляющих MMS от числа тех, кто попробовал эту услугу, составляет, в зависимости от региона России, 7-20%".

"Сейчас все больше мобильных телефонов имеют камеру, дисплей с хорошим разрешением. И все равно та ситуация, которую мы сейчас наблюдаем с MMS, очень похожа на ту, которая когда-то была с WAP. Операторы ожидали взрыва, а абоненты предлагаемую им услугу не оценили", — сетует ведущий эксперт "Прайм Консалт" Маргарита Зобнина.

Коротко и ясно

По данным исследовательской компании iKS-Consulting, MMS в России сегодня использует только 1 млн. пользователей, услуга приносит лишь 1% доходов в общем объеме услуг с добавленной стоимостью (VAS), оказываемых отечественными операторами. Почему же MMS не стала хитом, как это прогнозировалось еще несколько лет назад? У провала несколько причин, главная из которых ? сложность настройки приема и передачи MMS в телефоне. Со сложной и многоступенчатой процедурой настройки профиля телефона абоненту приходится туго: необходимо ввести в память телефона адрес домашней страницы, вид доступа, точку доступа, адрес шлюза, авторизацию, адрес proxy-сервера и порт proxy-сервера для терминалов с WAP 2.0. На сайте операторов выложены пошаговые инструкции по настройке, но временами и они не помогают.

Вот и думает рядовой абонент, зачем мучиться с MMS, если требуется передать всего несколько слов через SMS, тем более что это выйдет на порядок дешевле? Как уже было сказано выше, средняя цена по Европе на MMS в декабре 2005 года была в 4,07 раза выше, чем цена стандартного короткого текстового сообщения (SMS). В России средняя цена на MMS у всех операторов "большой тройки" составляет 0,19 USD., тогда как SMS в среднем стоит втрое меньше — 0,06 USD без учета промо-пакетов.

Пока MMS застыла в позиции высокого старта, в затылок услуге уже горячо дышат новые, более совершенные технологии. В первую очередь речь идет о сервисах, в которых можно в режиме "онлайн" определить доступность абонента ? это мобильный Instant Messaging (IM). Зеленый цветочек ICQ и характерное кукуканье MSN Messenger уже внедрено в мобильные телефоны. Абонент платит в среднем 0,20-0,22 USD за 1 Мб данных. Этого мегабайта хватит на неделю очень активных чатов ? причем не только с другими абонентами, но и с пользователями компьютеров. Как и в случае с MMS, пользователи IM могут передавать друг другу файлы, содержащие видео- и аудиофрагменты, не говоря уже о возможности проведения видеоконференций и передаче текста.


© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх