<p align="justify">Спросите любого топ-менеджера, чего ему надобно для счастья, и в ста случаях из ста вы услышите: игры по правилам. Не поддающиеся прогнозированию непрестанные изменения правил игры, а то и полное отсутствие таковых вот основная тема сегодняшнего бизнеса в России вообще и в области связи в частности. Широкая доступность сотовой связи давно уже сделала привычной картину, когда стайка подростков обсуждает достоинства новых моделей сотовых телефонов, небрежно роняя неслыханные ранее слова типа джиэсэм, эсэмэска или роуминг. Нас давно уже не удивляет, когда в метро из недр чьей-то кошелки, откуда-то из-под хвоста мороженого минтая слышится телефонная трель. Подвижная связь, казавшаяся чудом лет пятнадцать назад, стала общедоступной, и поэтому каждому кажется, что он все в ней понимает.
Но подвижная связь это не только раскинувшиеся на всю
страну сети МТС, Билайна или Мегафона. Это еще и гораздо меньшие по размерам
радиосистемы, без которых была бы невозможна служба радиотакси, а бригады скорой
помощи и пожарных были бы не столь мобильны. Без этих нигде не рекламируемых
систем уже не представляют своей работы ни спасатели, ни милиция, ни охранные
агентства. Это совершенно иная подвижная связь. Иная как по способу
реализации, так и по решаемым ею задачам.
Поговорим о транкинге
Споры о том, что такое транкинг, кому он нужен и нужен ли вообще, когда сотовая
связь подешевела донельзя, кипели, кипят и, по всей видимости, утихнут еще не
скоро. Но для решения задачи обеспечения предприятия постоянной и надежной
связью, причем как между сотрудниками, так и (для некоторых) с выходом в
городскую сеть, сотовая связь непригодна. Тому есть ряд причин. Во-первых,
сотовый оператор не делит своих абонентов по категориям с различными
требованиями к трафику, а, во-вторых, ставит вас в рамки жесткой иерархии
клиент-оператор (где клиент, разумеется, вы). Сотовая связь довольно
неповоротлива, особенно, если счет скорости соединения идет на доли секунды; она
редко допускает одновременное соединение нескольких абонентов, и вряд ли стоит
полагаться на устойчивость защиты информации в ее каналах. Вот почему именно
транкинговую связь, свободную от этих и других недостатков связи сотовой,
выбирают так называемые оперативные службы полиция, скорая помощь, пожарные,
спасатели, а также службы, где задержка или ошибка грозят транспортной или
экологической катастрофой.
Где есть управление, там будет транкинг
Сегодня в стране трудятся тысячи, десятки, сотни тысяч мелких, средних и
довольно крупных транкинговых сетей. Геометрия такой сети на первый взгляд
напоминает сотовую. Но если абоненты расположены близко друг от друга,
транкинговая система, в отличие от сотовой, соединит их напрямую. Эта функция
задействуется также в случае выхода из строя базовой инфраструктуры (например в
период чрезвычайных ситуаций) или если абоненты оказались вне зоны ее покрытия.
Базовая станция включается в игру лишь для связи удаленных абонентов. Городские
же АТС и проводные телефонные линии используются исключительно для соединения с
абонентом другой городской телефонной, сотовой или транкинговой сети. Таким
образом, став владельцем такой системы, компания избавляет себя от ига
абонентской платы и платы за трафик.
Но это не единственное получаемое преимущество. Транкинг дает возможность не
только вызвать свободного менеджера для неожиданно появившегося клиента или
найти сотрудника в любом месте зоны обслуживания. Он обеспечит вас такой
оперативной управленческой, диспетчерской связью, которая может не только
практически мгновенно выполнить индивидуальный или групповой вызов, но и
способна дистанционно управлять абонентской радиостанцией вплоть до ее включения
или отключения, определять местоположение абонента и выполнять ряд других
специфических задач.
Транкинг применяется там, где высококачественная связь необходима, независимо от
цены, которую приходится за нее платить. В отличие от технологий сотовой связи,
транкинг позволяет создавать независимые друг от друга виртуальные сети. При
этом в случаях, когда промедление в управлении ситуацией или нечеткое
взаимодействие абонентов различных ведомств чревато невосполнимыми потерями,
особенно явно осознается ценность оперативного создания новых виртуальных сетей;
адресации с сокращенным номером; наличия вызовов различного характера
индивидуальных, групповых, циркулярных аварийных и приоритетных; возможности
передавать статусные и короткие сообщения, а также создания очереди к занятому
ресурсу системы/абоненту.
Дела давно минувших дней
Между прочим, в транкинге мы и в самом деле были впереди планеты всей, поскольку
одной из первых в мире транкинговых (ну, хорошо, пра-транкинговой) систем связи
является наш старый еще с советских времен знакомый Алтай. Идея,
положенная в основу дуплексной системы радиотелефонной связи Алтай, родившись
в СССР в 60-х годах и прижившись там только для обслуживания партийной и
государственной верхушки, эмигрировала на Запад и вернулась обратно в 80-х
годах уже под новым именем транкинг. Это была эпоха отрыва, когда достижения
в областях микросхемотехники, программирования, устройств автономного питания и
антенн позволили, наконец, создать подвижные средства радиосвязи, сократившиеся
до карманных размеров, не привязанные к громоздким антеннам, мощным передатчикам
и сети электропитания.
Аналоговый транкинг в своем сегодняшнем виде получил вид на жительство в
середине 90-х годов, когда в феврале 1994 года Минсвязи одобрило Концепцию
развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи, а затем
ГКРЧ утвердила Планы распределения частот в диапазонах 160, 300, 450 и 800 МГц.
Поскольку в заголовке статьи стоит слово TETRA, то нас больше всего интересует
План, касающийся 400 МГц. Отвечая возможным оппонентам, скажу, что TETRA-проекты
в диапазонах 800 МГц и 300 МГц я не беру в расчет сознательно. И вот почему. 24
февраля 2004 года ГКРЧ в очередной раз рассматривала вопрос о возможности замены
TETRой действующих в диапазоне 800 МГц аналоговых систем. Отказ представителя
радиочастотной службы согласиться с положительным решением и перенос
рассмотрения вопроса на неопределенный срок подводят черту всему, что написано и
сказано по этому поводу. Особенно с учетом того, что 23. 12. 2002 ГКРЧ поручила
Минсвязи России к 1 кварталу текущего года подготовить предложения по выводу РЭС
подвижной связи из полосы 790862 МГц и организовать разработку программы по
освобождению этого диапазона для цифрового телевизионного вещания. Что же
касается попыток создания TETRA-сетей в диапазоне 300 МГц, то они пока настолько
беспомощны, что нет смысла воспринимать их всерьез.
В 1994-м План по 400 казался панацеей от наметившегося было разброда и
шатания, хотя он всего лишь развел по различным участкам практически
одинаковые подвижные сети разных ведомств. В частности, участки 401406, 412427
и 442447 МГц были отданы подвижной связи общего пользования, МВД с тех пор
безраздельно властвует в полосах 450453 и 460463 МГц, МПС получило
457,4458,45 МГц и 467,4468,45 МГц, энергетики 458,45460 МГц и 468,45469
МГц. И по сию пору каждый сверчок не только сидит на выделенном ему шестке,
но и истово защищает его от каких бы то ни было посягательств.
За десять лет, прошедших со времени появления концепции и плана, в полном
соответствии с законом перехода количества в качество, технологические
достижения, постепенно накапливаясь, объединяясь и вторгаясь в самые неожиданные
сферы телекоммуникационного бизнеса, кардинально изменили общую обстановку в
сфере транкинга. Во-первых, прогресс в области цифровой обработки и компрессии
сигнала привел к появлению совершенно новых технологических решений. Их
реализация переводит в разряд экономически привлекательных те географические
области и тех потребителей, которые при использовании традиционных технологий
всегда считались неприбыльными. И, наконец, на рынке появились новые игроки,
стремящиеся воспользоваться всеми реальными и мнимыми возможностями новейших
технологий.
Новые технологии могли бы заменить устаревшие и несоответствующие требованиям
времени сети и системы и дать возможности, до сих пор нам недоступные. И главной
внеплановой темой является TETRA.
Начало большого пути
Проработка вопросов использования TETRы в России началась в 1996 году. Тогда
эта тематика была включена в государственную программу Спектр-2000. Однако
работы по TETRe, не успев начаться, были свернуты ввиду отсутствия
финансирования. После этого в течение ряда лет в ответ на вопрос о том, когда
же, наконец, на российские просторы придет TETRA, звучали сентенции о
необходимости тщательного анализа всех возможных последствий для уже
развернутых систем. Однако, поскольку анализ этот также никем не
финансировался, то и никакого тщательного изучения нигде не проводилось. Все
это время аналоговые сети продолжали активно строиться, все больше увеличивая
число тех самых уже развернутых систем, для которых требовался тщательный
анализ последствий.
Проявив неожиданную гибкость, в июле 2000 года ГКРЧ начала выдавать решения на
создание TETRA-сетей в полосах 412417 МГц и 422427 МГц (то есть в тех, которые
раньше были отданы под аналоговый транкинг общего пользования). Так острота
проблемы была частично снята. Частично, потому что запретной зоной оказался
практически весь центр России (в радиусе 350 км от центра Москвы).
Сегодня в России насчитывается более десятка работающих систем TETRA. Они
убедительно доказали преимущества цифрового транкинга для конечных потребителей,
которыми, по большей части, являются предприятия ТЭК и крупнейшие ведомства. В
частности, о выборе стандарта TETRA в качестве базового для развития систем
технологической связи заявили РАО ЕЭС, Минобороны, МПС и Минтранс. Они и
построили первые сети. Собственные TETRA-системы строит и ряд крупных сырьевых
компаний.
Ну не абсурдна ли ситуация, когда от Москвы до самых до окраин, вдоль почти
параллельных друг другу линий электропередач, труб нефте- и газопроводов каждое
ведомство разворачивает свои технологические сети, решающие похожие задачи
передачи данных телеметрии, телеавтоматики, сигнализации и т. п.? Каждый
участник рынка работает на своих частотах, ставит свои базовые станции, свои
антенны, устройства бесперебойного питания и т. п. Мало того, что эти сети
недогружены, так в регионах, через которые они проходят, есть еще сети милиции,
дорожников, пожарных, спасателей, скорой помощи
В принципе, вполне можно было иметь одну систему на всех.
Бензин ваш идеи наши
Новый этап развития стандарта TETRA начался 6 июня 2002 года с появления 62-го
Приказа Минсвязи о реализации системного проекта Федеральная сеть подвижной
радиосвязи стандарта TETRA. Сегодня этот проект больше известен как Тетрарус,
и, по мнению аналитиков, разговор о требуемых на его реализацию инвестициях
начинать надо с миллиардов долларов.
Вот с вопроса финансирования и начали. И споткнулись. Расчетливые ведомства и
коммерсанты быстренько смекнули, что проект, в случае его реализации, даст
корпоративным сетям гарантированных бюджетных пользователей, и, в надежде на
будущие прибыли, начали заигрывать с Тетрарусом, войдя в состав
межведомственной группы по созданию федеральной TETRA-сети. Наверняка
внимательный читатель встречал в печати здравицы в честь Тетраруса, в которых
перечислялись партнеры проекта. Вы думаете, все они понесли свои денежки в
Минсвязи и сдали их во имя Федеральной сети? Вы ошибаетесь. Никто не покупает
воздух. А у межведомственной группы пока ничего, кроме воздуха, нет. Главной
проблемой сегодняшнего дня объявлено создание системного проекта и написание
концепции. Объявлена цена проекта и концепции. Участникам проекта предлагается
оплатить их написание. Чем не классический Союз меча и орала? Видимо, игра
настолько увлекательна сама по себе, что ее участники забыли, что даже самый
лучший автомобиль без бензина всего лишь груда металла. Так и в радиосвязи и
проект, и концепция, и самый лучший отчет остаются всего лишь бумагой до тех
пор, пока не решена проблема с частотами.
Нельзя сказать, что об этой малости забыли совсем. Периодически в докладах и
интервью звучат слова о том, что скорость реализации проекта будет зависеть от
решения вопроса частотного распределения, что именно эта проблема является
основным сдерживающим фактором, что рано или поздно гармонизацию частотного
ресурса, необходимого для построения систем TETRA в масштабах всей страны,
придется проводить, и даже что гармонизацию частотных участков для систем
TETRA следует вести постепенно, стараясь находить разумные компромиссы на основе
доминирования общегосударственных интересов над интересами ведомственными. Но
слова эти остаются на бумаге.
Единственное, что делается на полях частотных во имя федеральной сети, это
тормозится создание независимых TETRA-сетей. Так, с заседания ГКРЧ в марте
сняты решения о выделении ряду компаний ресурса для этой цели. В Государственной
радиочастотной службе операторам отказываются назначать номиналы в полосах
412417 и 422427 МГц, мотивируя это тем, что ведется расчистка диапазона для
TETRы, хотя об официальном принятии таких решений ничего не известно. Мало
того, расчищать для TETRы полосы 412417 и 422427 МГц довольно непрактично,
учитывая все вышесказанное о Москве и зоне вокруг нее радиусом 350 км.
От сторонников Тетраруса можно порой услышать, что ими найден способ
расшивки этого узкого места. Ставка делается на диапазоны, исторически
используемые для технологических сетей, в частности компаниями, входящими в
состав РАО ЕЭС (458,45460 МГц и 468,45469 МГц), и МПС России (457,4458,45
МГц и 467,4468,45 МГц). Но в этом есть доля лукавства. Во-первых, полоски
458,45460 МГц и 468,45469 МГц) никто никогда РАО ЕЭС в безраздельное
пользование не выделял. На этих частотах построено и действует великое множество
технологических сетей самых разных пользователей от банков до охранных
агентств, они работают и в поселках нефтяников, и на золотых приисках.
Во-вторых, перед сетями железнодорожной связи стоят свои непростые задачи по
управлению и сигнализации. И вовсе не факт, что МПС, перевозящее миллионы
пассажиров и обеспечивающее их безопасность, отдаст свой ресурс в общий котел,
доверив тем самым решение этих задач коммерческому оператору. Существует
опасение, что в критический момент не окажется свободного канала для передачи
срочного сообщения, а с оператора взятки гладки, не ему отвечать за крушения.
Да и вряд ли будет коммерсант тратиться на двойные и тройные дублирующие линии,
обычные сегодня не только на железных дорогах, но и на газовых и нефтеперегонных
магистралях. Дохода они не приносят, а стоят дорого. А в-третьих, ресурса-то не
густо (2 дуплексных полоски по 1,6 МГц это всего 64 частотных канала, т. е.
максимум 256 информационных). И это для федеральной-то сети
Вот если бы и МВД присягнуло Тетрарусу на верность, тогда, добавив еще 2х3
МГц, глядишь, что-нибудь бы и вышло. Но не случилось у МВД романа с проектом
века. Так, летом 2003 года МВД создало в Петербурге собственную опытную зону
цифрового транкинга в стандарте APCO-25 ближайшем конкуренте TETRы, и
абсолютно с ней несовместимом. Все это еще раз говорит не только о ведомственной
разобщенности транкинговых систем, но и о разноплановости и несопоставимости
задач, которые разные пользователи решают при помощи транкинговых сетей.
А есть ли мальчик?
Пока единственным железным (в отличие от бумажного техзадания) результатом
проекта числится опытная зона, развернутая Радиотелом в Питере. Строго говоря,
TETRA-сеть Радиотела была построена еще до рождения идеи Тетраруса, поэтому
вряд ли можно говорить, что она развернута в рамках проекта, скорее уж
пристегнута к проекту. Поэтому считать ее достижением Тетраруса можно с
большой натяжкой. Дальше. Что участники проекта хотят получить из результатов
работ в опытной зоне? Ответов на два основных вопроса финансовый и частотный
там не найти. Но есть еще один вопрос о статусе оператора федеральной сети.
Кто будет ее владельцем государство или коммерческий оператор?
Уже слышны почти официальные заявления о принятии в России концепции
ведомственно-коммерческой федеральной сети Тетрарус, однако лозунги оставляют
без ответа вопрос о путях реализации такой схемы, в частности о способах
финансирования и управления сетями. Всем любопытствующим рассказывают две
истории. Первая об успехах британской сети TETRA, которая принадлежит
коммерческому оператору BT Airwave и предоставляет услуги связи службам
общественной безопасности и другим специальным потребителям. Вторая о финской
сети Virve (VIRanomas Verkko), 60% которой владеет финское правительство, а
остальными 40% оператор Sonera. Эта сеть обслуживает различные государственные
организации и муниципалитеты.
Все бы ничего, да вот только площадь Великобритании 244.000 кв. км, Финляндии
337.000 кв. км, а у нас только запретная зона с радиусом 350 км имеет площадь
385.000 кв. км, а Российская Федерация более 17 млн. кв. км. Потянет ли
коммерсант такую махину?
Прогнозировать развитие событий дело трудное и неблагодарное. Родится ли
наконец детище Тетраруса? Вылезет ли проект из бумажных пеленок? Пошагает ли
по России мачтами базовых станций? Зазвенит ли абонентскими трубками в карманах
милиционеров, спасателей, путевых обходчиков, мастеров-бурильщиков и фельдшеров
Скорой? Сформируется ли новый сегмент рынка? Потекут ли в него инвестиции?
Будет ли проект коммерчески рентабельным и востребованным? На все эти и многие
другие вопросы ответов пока нет, и в скором будущем, по всей вероятности, не
предвидится.
© Юлия Волкова,
ИНФОБИЗНЕС
© СОТОВИК