PoC новая услуга для тех, кто всегда на связи

   Автор статьи: А.Корсунский

<p align="justify">Сотовые операторы и производители инфраструктуры давно мечтали о проникновении в сегмент профессиональной связи. Прекрасно понимая, что силовикам публичные сети связи не интересны, свои взоры они устремили на корпоративный сегмент, где групповой вызов и непосредственная связь между абонентами путем нажатия одной кнопки давно востребованы.

Первая попытка была предпринята в конце 90-х годов, когда в стандарте GSM (Phase2+ появилась услуга Конференц-связь. Для решения оперативных задач абонент мог последовательно вызвать и объединить в разговоре группу до 5 коллег. Однако первый блин, как и полагается, вышел комом. По данным IDC в 2003 году во Франции услугой Конференц-связь воспользовались менее 1% абонентов. Причина проста длительный процесс соединения, необходимый повторный набор и невозможность объединения в группу более 5 абонентов предопределили невостребованность Конференц-связи.

И вот вторая попытка. Сделав соответствующие выводы, производители сформулировали задачу следующим образом. Не набирая номеров абонентов, нажатием одной кнопки клиент сети GSM/GPRS/UMTS должен оперативно выйти на связь с любым количеством абонентов, то есть обеспечить услугу группового вызова. Например, отец семейства может одновременно оповестить всех домочадцев, что задерживается к ужину. Кроме простоты набора должно быть обеспечено быстрое время соединения. Формирование группы должно быть максимально упрощено, например, путем выбора абонентов, зарегистрированных в телефонной книге аппарата.

За основу был взят вариант, предложенный американским оператором связи Nextel (сеть на базе оборудования iDEN). Здесь еще в 1996 г. абонентам была предложена услуга группового вызова Push to Talk (PTT), правда на ограниченной территории и только между абонентами Nextel (предоставление услуги между различными сетями в данной реализации невозможно). Услуга РТТ приглянулась абонентам Nextel, особенно среди корпоративных клиентов. На конец 2003 года порядка 90% абонентов использовали РТТ.

Эра РТТ для абонентов GSM началась в феврале 2003 года, когда производители сотовой инфраструктуры и терминалов: Motorola, Ericsson, Nokia, Siemens и американский оператор сотовой связи AT&T Wireless подписали соглашение в рамках совместного консорциума MENSA о разработке технологии РоС (Push to Talk over Cellular) для сетей GSM/GPRS/EDGE/UMTS и ее стандартизации в рамках ОМА (Open Mobile Alliance).

В чем отличие новой услуги от стандартной голосовой связи? Для абонента прямая двухсторонняя связь дуплекс, невозможна. Голос передается в режиме полудуплекс, то есть одновременно говорить на обоих концах линии нельзя. Для вызова и передачи сообщения надо нажать и не отпускать соответствующую кнопку. Отпустив кнопку, абонент не отключается, но переходит в режим ожидания сообщения, передав возможность выхода в эфир любому члену группы.

С точки зрения оператора основная особенность РоС это использование технологии GPRS (а в дальнейшем и EDGE/UMTS/WLAN). Таким образом, абонент всегда находится на связи, поскольку сессия GPRS не прерывается. При этом существует виртуальная группа абонентов. Благодаря режиму пакетной коммутации абонент, оставаясь на связи, платит только за передачу голосового трафика, по аналогии с оплатой за работу с данными.

Для операторов РоС может принести существенные доходы, как в корпоративном сегменте, так и в виде услуги для физических лиц. В первом случае РоС может составить конкуренцию транкинговым системам (PAMR), так как не уступает им по оперативности соединения, но значительно дешевле. Вопрос выбора оператора, вероятно, определит только зона покрытия. Для абонентов-индивидуалов новая услуга может стать дополнением SMS в сетях мобильной связи и альтернативой ICQ в Интернете, тем более, что в одном пакете с PoC может быть предложена услуга Instant Messaging для сетей мобильной связи.

По тарификации услуги со стороны операторов пока однозначного решения нет. Технологически существует несколько вариантов: абонентская плата за услугу, оплата РоС как составной части услуги GPRS, оплата по объему переданного голосового трафика, по суммарному времени голосового трафика (за паузы плата не взимается), по количеству партнеров в группе, по количеству сессий и т.п. Как это работает? РоС реализован на базе IMS (IP based Multimedia Subsystem), которая является составной частью сетей 3G и подготовлена 3GPP. Тем не менее, PoC может быть внедрена и в сети GPRS. Вероятно, РоС является первым сервисом на базе VoIP в мобильных сетях. Как мы уже упоминали, технология IMS стандартизована в рамках проекта 3GPP (Rel.5), а PoC будет стандартизован в рамках ОМА (Open Mobile Alliance).

Отметим, что IMS использует протокол SIP (Session Initiation Protocol), представляющий собой протокол управления приложениями уровня клиент-сервер и отвечающий за установление, адаптацию и разъединение мультимедиа-сессии между одним или несколькими абонентами.

Пример реализации РоС

Абонентский терминал, имеющий в своем программном обеспечении РоС-клиента, в режиме GPRS взаимодействует с узлами SGSN/GGSN, поддерживающими пакетную передачу данных. Последний взаимодействует с подсистемой IMS (блок CSCF/HSS Call Session Control Function/ Home Subscriber Server).

На уровне приложений подсистема IMS организует взаимодействие с РоС-сервером. Коммерческие версии РоС-серверов (ver.1) соответствуют спецификациям РоС Phase 1 и базируются на спецификациях IMS 3GPP Rel.5. Производители предполагают начать их выпуск во второй половине 2004 г.

Проблемы стандартизации. Уже в сентябре 2003 г производители согласовали первый вариант стандарта РоС Phase 1. Следующая версия РоС Phase 2 должна быть закончена в мае 2004 года и определить правила: взаимодействия операторов по передаче трафика РоС, стандартизации сервера присутствия/статуса (Presencе Server), автоматического конфигурирования мобильных терминалов, вопросы конфиденциальности и защищенности, а также идентификацию абонента на базе GPRS/SIM.

Скандал в благородном семействе? Весной этого года выяснилось, что рота, за исключением фельдфебеля идет не в ногу. В роли фельдфебеля выступила Nokia. В то время как компании Ericsson, Motorola и Siemens провели в марте 2004 г. первые тесты на совместимость своих РоС решений, финны неожиданно объявили, что идут дальше и будут придерживаться достигнутых ранее договоренностей. Но куда дальше это мировому телекоммуникационному сообществу пока не ясно. Одна из вероятных причин проблемы с реализацией универсального IMS-решения.

Надо отметить, что решения, подобные РоС, разрабатывают и другие производители инфраструктуры. Например, компания Nortel Networks реализует совместно с Hewlett-Packard и Togabi Technologies свой вариант РТТ PacketCHAT. Однако пока это решение не согласуется с PoC на базе спецификаций MENSA.

Среди производителей телефонов кроме Motorola, Nokia и Siemens активность проявляет и компания SonyEricsson. Для ускорения услуги РоС она заключила соглашение с компанией SonimTechnologies, которая подготовила соответствующее программное обеспечение. В ближайшие месяцы РоС-клиент будет адаптирован к новым моделям сотовых телефонов SonyEricsson.

Если финальная версия РоС, одобренная OMA,появится к концу этого года, то первые мобильные терминалы, удовлетворяющие ее требования можно ожидать не ранее 3Q05. Но Siemens уже выпустил смартфон SX1 с поддержкой PoC (коммерческая версия клиента PoC Phase l будет доступна уже летом) и предполагает выпустить первые модели обычных абонентских терминалов с поддержкой РоС Phase 1Q04. Начиная с 2005 г. Siemens предполагает начать выпуск нескольких моделей, поддерживающих РоС, во всех ценовых категориях.

Для производителей телефонов Ericsson предлагает программу Multi Vendor Terminal Verification, которая позволит оценить их совместимость с соответствующей инфраструктурой. Ряд производителей подготовили первые модели с поддержкой РоС. Так Motorola предлагает модель V400p, Nokia 5140.

Пока же операторы тестируют различные варианты и выстраивают бизнес-модели новых сервисов, действуя на свой страх и риск. Так T-Mobile в Германии уже приступил к тестированию РоС на базе спецификаций MENSA. Его менеджеры подчеркивают важность совместимости аппаратуры, так как компания имеет дочек в нескольких европейских странах и США. Оператор Orange запустил услугу РTT в Великобритании в январе 2004 г. Но она ориентирована на бизнес-клиентов внутри сети, поддерживается только моделью Treo600 (Handspring) и несовместимо с PoC.

В Австралии оператор Telstra предполагает запуск РTT на базе платформы Nokia в 3Q04. Здесь будут предлагаться только соответствующие терминалы Nokia. В Израиле, компания Partner Communication также ориентирована на решение Nokia. Запуск услуги запланирован на 2Q04. Необходимо отметить, что в указанных проектах Nokia предлагает решение, несовместимое с PoC от консорциума MENSA и работающее только на терминалах Nokia.

По мнению вице-президента ETSI Адриана Скаси (Adriane Scase) ожидания рынком услуги РоС внушают оптимизм.

Сотовик благодарит компании Ericsson, Nortel Networks и Siemens и лично В.Шапорова за предоставленные материалы и возможность обсуждения.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх