Мобильные виртуалы
<p align="justify">Mobile Virtual Network Operator (MVNO), оператор виртуальной сети мобильной связи, — компания, предоставляющая услуги сотовой связи и не имеющая собственного радиочастотного ресурса. MVNO выступают как перепродавцы услуг сотовой связи — они выкупают трафик оптом у действующих операторов и подключают абонентов по собственным тарифам. В Европе MVNO составляют серьезную конкуренцию другим операторам, так как таким компаниям не нужно тратить деньги на развитие и поддержание инфраструктуры. В России этот рынок находится в стадии становления.
Виртуальный оператор — это разумная форма существования
компании. Как правило, предложения виртуальных операторов четко ориентированы на
какую-то абонентскую нишу, а потому для них характерен быстрый рост абонентской
базы. По прогнозам инвестиционной компании aVentures, к 2006 году 10% абонентов
мобильной связи в мире будут работать с MVNO.
Есть несколько основных видов таких компаний. Первый и самый простой — это
компания, которая перепродает услуги уже действующих сотовых компаний под своей
торговой маркой. Получить себе гарантированную полосу пропускания на сегменте
частот основного оператора не получится в силу российского законодательства,
поэтому виртуалы торгуют трафиком. Продукты обычно предлагаются нишевые —
рассчитанные на весьма ограниченный круг потребителей безлимитные тарифы, либо
услуги массовой сотовой связи для самого нижнего сегмента пользователей. У
основного оператора — свои затраты — строительство и отладка сети, ее
поддержание в работоспособном состоянии, обслуживание своих абонентов.
В лице "виртуалов" оператор получает вполне ощутимую финансовую подпитку — они
платят за трафик (голос и данные). Такое взаимодействие позволяет компаниям
придти в телекоммуникационный бизнес, не затрачивая больших денег на получение
разрешительных документов, дефицитных лицензий, на строительство сети. Поэтому "виртуалам"
можно в большей степени сосредоточиться на маркетинге и продажах. А существуют
они за счет маржи между платой основному оператору за трафик и денежными
взносами абонентов за связь. Однако, со временем, стоимость минуты будет падать
и на марже будет зарабатывать все сложнее — комиссионные за такой простой бизнес
имеют тенденцию к уменьшению. Пока что таких "виртуалов" сотовые GSM-операторы
используют как хороший канал для увеличения своих продаж — ведь абонентскую
базу, которая получена таким образом, они консолидируют в свои показатели, а
привлечение новых пользователей им ничего не стоит — деньги в рекламу и комиссию
дилерам вкладывает сторонняя компания.
Яркий пример — симбиоз компаний "Матрикс" и "Центральный телеграф", которые
действуют в Москве через сеть компании "Мегафон-Москва" (всего компания
работает, таким образом, с девятью операторами, но только два их которых пока
вышли на розничный рынок). По сути, это одно и тоже — компании продают одну и ту
же связь.
Второй вид — более развитые компании, которые готовы не только подключать
пользователей, но и активно взаимодействовать с ними, организовывать своими
силами биллинг и дополнительные услуги связи. Это промежуточный этап развития
виртуальных операторов. В какой-то степени сюда можно отнести такую компанию,
как Голден Телеком (ранее операторы Комбеллга и Совинтел), которая работает с
корпоративными клиентами, но для компании сотовый бизнес является дополнением к
другим направлениям, которое делает спектр предоставляемых услуг полным и
завершенным. На этой стадии возможна региональная экспансия или любое другое
развитие — в рамках одного региона средний "виртуал" жить не может, ему
необходимо расширение или он будет стагнировать.
Также черты "виртуального оператора" имеют компании, продающие абонентам
мобильных операторов свои услуги дальней связи. Их продукт ориентирован на
рыночную нишу мобильных абонентов — активных пользователей междугородной и
международной связью, однако в Москве таковая является весьма и весьма массовой.
Третий, наиболее развитый за рубежом вид подобных компаний — полностью
законченный в технологическом плане своим биллингом и коммутаторами. Компания
обладает адекватной службой поддержки, своими тарифными планами и отличными от
базового оператора дополнительными услугами, и, возможно, своими каналами для
междугородних и международных звонков. Единственное, чего у них нет — это своего
частотного ресурса и базовых станций — именно это и арендуется за весьма
спокойные деньги. Как отметил директор по новым технологиям "Tele2 Россия"
Василий Левчик, "виртуальный мобильный оператор (MVNO) в
строгом понимании — это компания, которая имеет все технические возможности и
ресурсы для предоставления услуг сотовой связи, кроме радиочастот. MVNO
максимально независим от того оператора, который делится с ним радиочастотным
ресурсом (так называемый host-оператор). MVNO имеет собственную абонентскую базу
и свой брэнд, самостоятельно разрабатывает и продвигает собственный продукт, сам
занимается биллингом. При этом, конечно, его бизнес-взаимодействие с
host-оператором строго формализовано, так как они, фактически, являются
сотрудничающими конкурентами. И эта сторона дела не менее важна, чем техническое
взаимодействие". Однако в России такая форма бизнеса пока не
представлена.
Сегодня в мире действуют более двадцати крупных MVNO, относящихся к третьему,
наиболее развитому типу компаний. Наиболее известными из них являются
международный Virgin Mobile, скандинавский Sense Mobile, ирландский Imagine!
(отечественных компаний в этом списке нет). Часто первым российским MVNO
называют "Корбину", поскольку после выкупа компанией оборудование связи у "Вымпелкома",
она формально попадает под вышеприведённое определение MVNO. Однако, как
отмечает директор по новым технологиям технологиям "Tele2 Россия" Василий Левчик,
"в этой схеме нет действующего host-оператора ("Вымпелком"
больше не продвигает свой DAMPS-продукт), и, значит, нет проблемы взаимодействия
двух конкурентов на одном рынке. С другой стороны, в этом конкретном случае есть
свои сложности, связанные с отсутствием у "Корбины" лицензии на предоставление
услуг мобильной связи. Будем надеяться, что отношения обоих операторов выстроены
юридически корректно и выбранная ими бизнес-модель подтвердит свою легитимность".
В России возможность создания виртуального оператора третьего типа пока
отсутствует — нет правовых основ, на базе которых компания могла бы осуществлять
подобную деятельность. Через создание виртуального оператора Tele2 хотела выйти
на рынок такого стратегически важного региона как Москва. Переговоры по этому
вопросу велись с "МегаФоном", однако дальше заключения договора о намерениях
процесс не пошел — аналитики объясняют это существующими разногласиями основного
акционера "МегаФона", компании TeliaSonera, и Tele2 в Швеции.
В ближайшем будущем рынок сотовой связи России может пополниться еще одним
крупным игроком. Создание четвертого виртуального сотового оператора,
работающего в стандарте GSM задумала Ассоциация-800. Этот вопрос планируется
рассмотреть в мае этого года на рабочей встрече ассоциации, которая объединяет
AMPS-операторов, которые в настоящее время активно разворачивают сети в
стандарте GSM-1800. Идея заключается в том, что под единым брендом будут
объединены компании, входящие в Ассоциацию-800, которые смогут в рамках своей
виртуальной сети предоставлять абонентам льготный внутрисетевой роуминг, как это
делают игроки большой тройки. Создание единого виртуального оператора путем
объединения единственная возможность для маленьких компаний выжить в условиях
жесткой конкуренции. Скорее всего, новый виртуальный оператор появится под
брендом Tele2 — не секрет, что 12 российских сотовых компаний, работающих в
стандарте AMPS, контролирует именно этот шведский холдинг (кстати, в 2001-2002
годах эти компании получили лицензии GSM-1800).
Появление "виртуальных" операторов, которые занимаются предоставлением
наложенных услуг от своего имени в России возможно. Скорее всего, это будут нишевые
компании, работающие на развитых рынках в крупных городах. В перспективе
мобильные виртуальные операторы, несомненно, появятся. Например, их появление
может быть обусловлено тем, что при определенных условиях понадобятся более
изощренные методы для привлечения клиентов. Такой процесс уже наблюдается в
Европе — в большинстве случаев это касается развития технологий 3G.
© СОТОВИК