Батареи смогут работать на «коричневой жидкости»
Нашлась замена катоду — одному из самых дорогостоящих компонентов современных аккумуляторных батарей.
Шведский ученый обнаружил способ замены катодов аккумуляторов, традиционно выполняемых из кобальта или другого дорогостоящего металла. Речь идет о побочном продукте в производстве бумаги, который известен как «коричневая жидкость».
Эта жидкость появляется в ходе сульфитного процесса в переработке древесной целлюлозы. Деревянные щепки погружаются в сернистую кислоту в камерах высокого давления для экстракции лигнина (входящего в состав клеточных стенок полимера) и разрушения волокон древесины. Образующийся коричневый осадок представляет собой смесь химикалий, лигнина и гемицеллюлозы — его зачастую сжигают для выделения пара для турбин бумажных фабрик, но сейчас, похоже, найден способ его применения в качестве дешевого катода.
Олле Инганас, профессор биомолекулярной и органической электроники Линчёпинского университета в Швеции, и Гжегош Мильчарек, исследователь из Познаньского технологического университета в Польше, пояснили, что природа всё уже давно придумала: «коричневая жидкость» в основном состоит из разрушенного лигнина, который впоследствии может быть разобран до хинонов, электропроводящих молекул, переносящих электроны в ходе фотосинтеза. Хиноны могут использоваться для аналогичных задач транспорта электронов через полупроницаемую мембрану в аккумуляторных батареях.
Нынешний прототип непрерывно разряжается даже в неактивном состоянии, но ученые надеются стабилизировать катод, оперируя с определенным производным лигнина.
По итогам будет создана аккумулирующая солнечный свет «зеленая» батарея, в которой используется дешевая токопроводящая пластмасса, а катод выполнен фактически из дерева.
© СОТОВИК