Билайн поставил Wi-Fi на колеса

   Автор статьи: Андрей Маркеев

В московском метрополитене засветились новые беспроводные сети.

Мало того, что операторы мобильной связи опутали подземку своими сотовыми сетями — теперь они еще принялись и за WiFi. Буквально на днях Билайн оснастил роутерами, принимающими сигнал 2G/3G и раздающими его по WiFi, два состава, курсирующих по Сокольнической ветке.

Все работы проводились в спешном порядке, так как разрешение от руководства метрополитена было получено около недели назад, а оборудование надо было установить очень оперативно. К тому же данная линия метро является самой старой и по ней курсируют три типа подвижного состава, при этом допуск на проведение работ надо было получить не только у метрополитена, но и у «Метровагонмаша» — компании, которая производит сами вагоны.

В довершении ко всему, в метро используется нестандартное электропитание в 75 вольт и найти такие источники оказалось непросто — их разыскали только на одном из предприятий Санкт-Петербурга. Соответственно, пришлось подпаиваться к обычным роутерам, которые к тому же не приспособлены к непростым условиям работы в метрополитене. Кстати сказать, в Билайне сейчас испытывают около десятка моделей роутеров различных производителей. Возможно, в дальнейшем выбор будет сделан в пользу более защищенных устройств, способных выдерживать повышенную вибрацию, перепад температур и т.п.

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

И последняя преграда, которую надо было преодолеть специалистам оператора — электромагнитная совместимость устанавливаемого WiFi оборудования, с другой аппаратурой, использующей в метрополитене данную же технологию. В частности, речь идет о камерах наблюдения, размещаемых в вагонах. Данную проблему решали двумя способами. Во-первых, разнесли оборудование в радиодиапазоне по разным частотным каналам, а, во-вторых, разнесли в пространстве, установив роутеры в противоположном от камер конце вагонов. В каждом из вагонов установлено по одному роутеру с подключенным к нему 2G/3G USB-модемом.

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

Для того чтобы продемонстрировать журналистам работу тестовой WiFi зоны, была предпринята специальная экскурсия в подземку, которая началась со станции Красные ворота, именовавшейся раньше Лермонтовской по фамилии поэта, чей памятник установлен поблизости.

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

От этой станции нам предстояло проехать до Сокольников, где мы должны были сесть строго в состав №51. Дело в том, что соответствующим оборудованием оборудовано пока только два поезда и функционирует оно на участке до станции Спортивная. По крайней мере, до станции Библиотека Ленина, до которой нам предстояло ехать, оно работало точно.

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

К сожалению, номера поездов в силу ряда причин каждый день меняются и на них нет никаких отличительных знаков, поэтому узнать поезд, оборудованный WiFi по внешним признакам, никак нельзя.

К счастью, мы знали расписание, а поезда в метро, за редким исключением, ходят как часы.

Нужный поезд сразу обозначился на экранах журналистский девайсов названием новых WiFi сетей, соответствующих оборудованию каждого из вагонов.

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

Естественно, все тут же бросились прогонять спид-тест, чем сразу же посадили сеть.

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

 

Билайн поставил WiFi на колеса

 

Здесь надо отметить, что на 3G модем приходится не более 3Мбит/с и он делит имеющийся в туннеле ресурс вместе с пользователями других 3G устройств. В свою очередь его сигнал делится пропорционально между пользователями WiFi сети и чем больше подключено таких устройств, тем меньше скорость доступа. Всего к одной точке доступа (читай в одном вагоне) к сети сможет подключиться порядка 20 абонентов. К тому же скорость доступа будет падать в тех местах, где отсутствует 3G покрытие и роутер будет подключаться к сети 2G.

В настоящее время у Билайна в метро проложено около 520 километров излучающего кабеля, что позволяет оказывать ему услуги 2G/3G на 89% станций и в 162 подземных перегонах.

На опытном участке от Сокольников» до станции Спортивная так же необходимо доложить кабель и осуществить строительно-монтажные работы. Проблема заключается в том, что метрополитен в последнее время не дает сотовым операторам разрешений на проведение новых работ по расширению покрытия 3G. Возможно это связано с тем, что заинтересованные стороны никак не могут согласовать между собой величину арендных ставок и стоимости электроэнергии. По заявлению представителей Билайна тарифы, мягко говоря, несколько завышены.

Не разрешает метрополитен разворачивать WiFi сети и на станциях, объясняя это заботой о безопасности — пассажиры не должны скапливаться в вестибюлях.

Билайн же готов предоставлять услуги своей WiFi сети бесплатно и буквально всем желающим. При этом идентификация абонентов может производиться как по SIM-картам, так и по MAC-адресу используемого устройства.

То, как будут развиваться события дальше, теперь зависит от позиции руководства метрополитена и московских властей.

МТС в отличие от Билайна решила осваивать не радиальную ветку, а взялась за Кольцевую линию. Правда, «кольцо» пассажиры метро чаще используют для коротких поездок, чтобы добраться от одной ветки к другой, поэтому они вряд ли успеют воспользоваться доступом к WiFi сети оператора.

По заявлению Валерии Кузьменко, пресс-секретаря МТС, на данный момент оператор установил оборудование для организации тестового доступа к Интернету по технологии WiFi во всех составах Кольцевой линии. Как и Билайн, МТС обеспечивает беспроводной мобильный интернет WiFi в метро с помощью 3G-роутеров, которые преобразуют сигнал сети 3G в WiFi. Тесты оператора показывают, что его WiFi сеть в метро обеспечивает скорость передачи данных до 6 Мбит/c. Пока тестирование ведется в закрытом режиме и услуги Wi-Fi не доступны для пассажиров, поэтому приходится верить ему на слово.

Пилотные зоны с открытым доступом МТС совместно с департаментом информационных технологий Москвы планирует запустить в самое ближайшее время.

Кроме того, у МТС имеет несколько точек доступа Wi-Fi в вестибюлях и переходах на центральных станциях метро, которые были развернуты Комстаром в 2005-2008 годах.

МегаФон так же не отрицают свою заинтересованность в развертывании WiFi сети в московском метрополитене. По данным оператора, за последние два года трафик в подземке вырос почти в 24 раза и сегодня абоненты московского МегаФона, находясь в метро, принимают и отправляют около 176 Гб данных.

В настоящее время сотовая связь третьего поколения от МегаФона работает на 184 станциях метро. К сожалению гораздо хуже обстоят дела с обеспечением связи в туннелях — 3G у оператора есть только в 20 перегонах. Как уже говорилось выше, сегодня руководство метрополитена не разрешает устанавливать операторам новое оборудование сотовой связи, возможно поэтому МегаФону не дали добро на развертывание опытной зоны по тестированию WiFi на Серпуховско-Тимирязевской линии между станциями Менделеевская и Боровицкая. Тем не менее, Игорь Акулинин, первый заместитель директора столичного филиала МегаФона, надеется на то, что совместные документы о начале работ будут подписаны в самое ближайшее время.

Не совсем понятно почему сотовые операторы при всем количестве препон так рвутся разворачивать WiFi зоны в подземке, ведь это не сулит им никакой выгоды. Во-первых, им необходимо вложиться в создание новой инфраструктуры. Так по словам Анатолия Сморгонского, директора по маркетингу Московского региона Билайна, для того, что бы закупить и установить дополнительное оборудование оператору может потребоваться от 80 до 200 миллионов рублей и это без учета арендных ставок и платы за электроэнергию. Во-вторых, WiFi доступ скорее всего будет для пользователей бесплатным и часть абонентов предпочтет его 3G соединению, что сулит операторам определенные денежные потери.

В сухом остатке остается имидживая составляющая, а так же желание операторов привлечь внимание московских властей к своим проблемам в метрополитене, среди которых главными являются запрет на дальнейшее строительство сотовых сетей в подземке и непомерно высокие арендные ставки.


© СОТОВИК

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх