Билайн поставил Wi-Fi на колеса
В московском метрополитене засветились новые беспроводные сети.
Мало того, что операторы мобильной связи опутали подземку своими сотовыми сетями — теперь они еще принялись и за WiFi. Буквально на днях Билайн оснастил роутерами, принимающими сигнал 2G/3G и раздающими его по WiFi, два состава, курсирующих по Сокольнической ветке.
Все работы проводились в спешном порядке, так как разрешение от руководства метрополитена было получено около недели назад, а оборудование надо было установить очень оперативно. К тому же данная линия метро является самой старой и по ней курсируют три типа подвижного состава, при этом допуск на проведение работ надо было получить не только у метрополитена, но и у «Метровагонмаша» — компании, которая производит сами вагоны.
В довершении ко всему, в метро используется нестандартное электропитание в 75 вольт и найти такие источники оказалось непросто — их разыскали только на одном из предприятий Санкт-Петербурга. Соответственно, пришлось подпаиваться к обычным роутерам, которые к тому же не приспособлены к непростым условиям работы в метрополитене. Кстати сказать, в Билайне сейчас испытывают около десятка моделей роутеров различных производителей. Возможно, в дальнейшем выбор будет сделан в пользу более защищенных устройств, способных выдерживать повышенную вибрацию, перепад температур и т.п.
И последняя преграда, которую надо было преодолеть специалистам оператора — электромагнитная совместимость устанавливаемого WiFi оборудования, с другой аппаратурой, использующей в метрополитене данную же технологию. В частности, речь идет о камерах наблюдения, размещаемых в вагонах. Данную проблему решали двумя способами. Во-первых, разнесли оборудование в радиодиапазоне по разным частотным каналам, а, во-вторых, разнесли в пространстве, установив роутеры в противоположном от камер конце вагонов. В каждом из вагонов установлено по одному роутеру с подключенным к нему 2G/3G USB-модемом.
Для того чтобы продемонстрировать журналистам работу тестовой WiFi зоны, была предпринята специальная экскурсия в подземку, которая началась со станции Красные ворота, именовавшейся раньше Лермонтовской по фамилии поэта, чей памятник установлен поблизости.
От этой станции нам предстояло проехать до Сокольников, где мы должны были сесть строго в состав №51. Дело в том, что соответствующим оборудованием оборудовано пока только два поезда и функционирует оно на участке до станции Спортивная. По крайней мере, до станции Библиотека Ленина, до которой нам предстояло ехать, оно работало точно.
К сожалению, номера поездов в силу ряда причин каждый день меняются и на них нет никаких отличительных знаков, поэтому узнать поезд, оборудованный WiFi по внешним признакам, никак нельзя.
К счастью, мы знали расписание, а поезда в метро, за редким исключением, ходят как часы.
Нужный поезд сразу обозначился на экранах журналистский девайсов названием новых WiFi сетей, соответствующих оборудованию каждого из вагонов.
Естественно, все тут же бросились прогонять спид-тест, чем сразу же посадили сеть.
Здесь надо отметить, что на 3G модем приходится не более 3Мбит/с и он делит имеющийся в туннеле ресурс вместе с пользователями других 3G устройств. В свою очередь его сигнал делится пропорционально между пользователями WiFi сети и чем больше подключено таких устройств, тем меньше скорость доступа. Всего к одной точке доступа (читай в одном вагоне) к сети сможет подключиться порядка 20 абонентов. К тому же скорость доступа будет падать в тех местах, где отсутствует 3G покрытие и роутер будет подключаться к сети 2G.
В настоящее время у Билайна в метро проложено около 520 километров излучающего кабеля, что позволяет оказывать ему услуги 2G/3G на 89% станций и в 162 подземных перегонах.
На опытном участке от Сокольников» до станции Спортивная так же необходимо доложить кабель и осуществить строительно-монтажные работы. Проблема заключается в том, что метрополитен в последнее время не дает сотовым операторам разрешений на проведение новых работ по расширению покрытия 3G. Возможно это связано с тем, что заинтересованные стороны никак не могут согласовать между собой величину арендных ставок и стоимости электроэнергии. По заявлению представителей Билайна тарифы, мягко говоря, несколько завышены.
Не разрешает метрополитен разворачивать WiFi сети и на станциях, объясняя это заботой о безопасности — пассажиры не должны скапливаться в вестибюлях.
Билайн же готов предоставлять услуги своей WiFi сети бесплатно и буквально всем желающим. При этом идентификация абонентов может производиться как по SIM-картам, так и по MAC-адресу используемого устройства.
То, как будут развиваться события дальше, теперь зависит от позиции руководства метрополитена и московских властей.
МТС в отличие от Билайна решила осваивать не радиальную ветку, а взялась за Кольцевую линию. Правда, «кольцо» пассажиры метро чаще используют для коротких поездок, чтобы добраться от одной ветки к другой, поэтому они вряд ли успеют воспользоваться доступом к WiFi сети оператора.
По заявлению Валерии Кузьменко, пресс-секретаря МТС, на данный момент оператор установил оборудование для организации тестового доступа к Интернету по технологии WiFi во всех составах Кольцевой линии. Как и Билайн, МТС обеспечивает беспроводной мобильный интернет WiFi в метро с помощью 3G-роутеров, которые преобразуют сигнал сети 3G в WiFi. Тесты оператора показывают, что его WiFi сеть в метро обеспечивает скорость передачи данных до 6 Мбит/c. Пока тестирование ведется в закрытом режиме и услуги Wi-Fi не доступны для пассажиров, поэтому приходится верить ему на слово.
Пилотные зоны с открытым доступом МТС совместно с департаментом информационных технологий Москвы планирует запустить в самое ближайшее время.
Кроме того, у МТС имеет несколько точек доступа Wi-Fi в вестибюлях и переходах на центральных станциях метро, которые были развернуты Комстаром в 2005-2008 годах.
МегаФон так же не отрицают свою заинтересованность в развертывании WiFi сети в московском метрополитене. По данным оператора, за последние два года трафик в подземке вырос почти в 24 раза и сегодня абоненты московского МегаФона, находясь в метро, принимают и отправляют около 176 Гб данных.
В настоящее время сотовая связь третьего поколения от МегаФона работает на 184 станциях метро. К сожалению гораздо хуже обстоят дела с обеспечением связи в туннелях — 3G у оператора есть только в 20 перегонах. Как уже говорилось выше, сегодня руководство метрополитена не разрешает устанавливать операторам новое оборудование сотовой связи, возможно поэтому МегаФону не дали добро на развертывание опытной зоны по тестированию WiFi на Серпуховско-Тимирязевской линии между станциями Менделеевская и Боровицкая. Тем не менее, Игорь Акулинин, первый заместитель директора столичного филиала МегаФона, надеется на то, что совместные документы о начале работ будут подписаны в самое ближайшее время.
Не совсем понятно почему сотовые операторы при всем количестве препон так рвутся разворачивать WiFi зоны в подземке, ведь это не сулит им никакой выгоды. Во-первых, им необходимо вложиться в создание новой инфраструктуры. Так по словам Анатолия Сморгонского, директора по маркетингу Московского региона Билайна, для того, что бы закупить и установить дополнительное оборудование оператору может потребоваться от 80 до 200 миллионов рублей и это без учета арендных ставок и платы за электроэнергию. Во-вторых, WiFi доступ скорее всего будет для пользователей бесплатным и часть абонентов предпочтет его 3G соединению, что сулит операторам определенные денежные потери.
В сухом остатке остается имидживая составляющая, а так же желание операторов привлечь внимание московских властей к своим проблемам в метрополитене, среди которых главными являются запрет на дальнейшее строительство сотовых сетей в подземке и непомерно высокие арендные ставки.
© СОТОВИК