«Большой тройке» придется подвинуться
На базе холдинга Связьинвест и ОАО Ростелеком создана крупная телекоммуникационная компания.
Еще 26 июня 2010 г на Годовом общем собрании акционеров ОАО «Ростелеком» было принято решение о создании объединенной компании, в которую бы вошли ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «СЗТ», ОАО «ЮТК» и ОАО «Дагсвязьинформ».
Документально же это было осуществлено только 1 апреля этого года, когда в Едином государственном реестре юридических лиц были ликвидированы записи о независимых межрегиональных компаниях связи (МРК) холдинга «Связьинвест» в связи с присоединением их к ОАО «Ростелеком». Последний стал правопреемником по всем правам и обязательствам перечисленных выше компаний.
Основной целью осуществления реорганизации является устранение ограничений, которые мешали развитию компаний, входящих в холдинг Связьинвест. Так, каждый из МРК вел деятельность на ограниченной территории, а Ростелеком в основном предоставлял услуги телефонной связи. При этом на рынке в последнее время прослеживаются тенденции по преобразованию телекоммуникационных компаний в универсальных операторов связи, более устойчивых в конкурентной борьбе.
Объединение разрозненных активов благодаря масштабности позволит оптимизировать капитальные и операционные затраты, облегчит привлечение финансов для реализации различных проектов, а так же устранит конкуренцию между компаниями.
Реорганизация Связьинвеста в настоящее время практически завершена, и теперь все силы будут брошены на интеграционные процессы с Ростелекомом. Одновременно с этим прорабатываются детали стратегии развития объединенной компании, но уже сейчас ясно генеральное направление — создание универсального оператора с широким спектром услуг, действующего на всей территории Российской Федерации. К числу приоритетов отнесены платное IPTV, ШПД, сотовая связь, услуги для корпоративных клиентов и операторов. Будут в Ростелеком развивать и свой традиционный сегмент — голосовые услуги. Для реализации этих планов у оператора есть все необходимое — он обладает широким спектром лицензий на самый различные виды услуг и самой протяженной местной и магистральной сетью. В результате присоединения к Ростелекому межрегиональных компаний связи и компании «Дагсвязьинформ» общая протяженность магистральных сетей объединенной компании после их интеграции составит около 500 тысяч километров, а суммарная длина местных сетей доступа превысит 2,5 миллиона километров. Сегодня Ростелеком является лидером российского рынка транзита магистрального трафика, а также рынка услуг доступа к сети Интернет с суммарной емкостью клиентских подключений свыше 1 Тб/с. А к 2014 году пропускная способность сети связи объединенного Ростелекома должна достигнуть 6 Тб/с.
Компания располагает инфраструктурой доступа к 35 миллионам домохозяйств и в совокупности обслуживает 100 миллионов жителей России. Из них — 7 миллионов абонентов ШПД. Ростелеком рассчитывает не только удержать эту долю, но и нарастить ее за счет предложения новых услуг.
Что касается направления IPTV, то и здесь Ростелеком чувствует себя достаточно уверенно. Совсем недавно было объявлено о приобретении им крупнейшего игрока платного ТВ в России компании «Национальные телекоммуникации».
Еще один из приоритетов компании — мобильная сотовая связь. В этом секторе бизнеса у компании имеются самые разнообразные активы, включая CDMA, 2G и 3G. Особняком среди них стоит Скай Линк, требующий скорейшего перепрофилирования. Но пока никаких решений о его дальнейшей судьбе не принято, и возможны разные повороты событий.
Помимо уже имеющихся частот и лицензий планируется получение и новых разрешений. В частности, речь идет о разворачивании высокоскоростных сетей четвертого поколения. Вспомним хотя бы подписанное в начале марта соглашение между Скартелом с одной стороны и операторами «большой тройки» и Ростелекомом — с другой, по совместному использованию инфраструктуры LTE (подробно об этом — здесь).
В любом случае, направление сотовой связи не рассматривается в отрыве от остального бизнеса компании, и ее конечная цель — создание единого оператора.
Наряду с развитием сети передачи данных, мобильная связь входит в число приоритетных направлений развития компании, и основные инвестиции будут направляться именно в эти сегменты.
Интеграция компаний под одной крышей предусматривает перевод их и под единый бренд. По заявлению Ростелекома, его бренд имеет большую узнаваемость, чем у компаний МРК. Хотя с этим можно и поспорить — некоторые из присоединяемых активов широко известны у себя на местах. Тем не менее разработка брендбука объединенной компании уже идет полным ходом и в этом году она должна быть завершена.
Объединение и переход под единый бренд позволит сократить издержки и проводить единую тарифную политику, что может самым положительным образом сказаться на стоимости предлагаемых услуг. И первые подвижки в этом направлении уже имеются.
К дате объявления о создании объединенного оператора Ростелеком вывел нарынок предложение «Пакет минут в подарок», ориентированное на физических лиц.
Согласно его условиям абонентам при подключении других телекоммуникационных услуг компании ежемесячно предоставляется до двух часов бесплатных междугородных звонков с городского телефона на городской.
В ближайшее время компания обещает вывести на рынок и другие пакетные предложения.
© СОТОВИК