Дорогая экспансия
Совет директоров "Ростелекома" утвердил стратегию на 2009-2013 гг., предполагающую превращение в универсального оператора. Потребуется на это 82,3 млрд руб. — на 27,4% больше прошлогодней выручки.
В 2013 г., по прогнозу гендиректора "Ростелекома" Константина Солодухина, выручка оператора увеличится по сравнению с 2007 г. в 2,5 раза до 160,8 млрд руб., а OIBDA — в 4,3 раза до 48,1 млрд руб. Таких результатов Солодухин надеется достичь, став "лидирующим универсальным оператором". Для этого компания намерена строить сети, расширять перечень услуг, создавать совместные предложения с межрегиональными компаниями "Связьинвеста" (МРК; оказывают услуги местной связи в регионах), а также приобретать компании — в России, СНГ и Юго-Восточной Азии (в 2009-2011 гг.), а затем и в других странах. Капвложения в 2009-2013 гг. предусмотрены на уровне 35,6 млрд руб., на приобретения компания готова потратить еще 30-46,7 млрд руб. (пессимистичная оценка — 8 млрд руб.). "Ростелеком" генерирует достаточно средств для развития в рамках стратегии, запланированные капзатраты не выше объема капвложений компании за последние годы, уточнил Солодухин "Ведомостям". По данным компании, в 2006 г. ее инвестиции составили 8,16 млрд руб., в 2007 г. — 9,37 млрд руб., а в 2008 г. — 8,8 млрд руб.
Необходимость новой стратегии представители "Ростелекома" объясняют замедлением роста и усилением конкуренции на рынках междугородной и международной (дальней) связи, аренды каналов, магистрального интернета и передачи данных. В частности, за 2007-2013 гг. выручка компании от дальней связи снизится на 2,5% до 22,476 млрд руб., ждет "Ростелеком", а доля на рынке частных пользователей — с 84% до 60%. В конце июня у "Ростелекома" было, по данным его отчета, 2,35 млрд руб. свободной наличности.
Выпадающие доходы компания планирует возмещать за счет географической экспансии и новых услуг, таких как широкополосный интернет-доступ (ШПД): к 2013 г. она рассчитывает занять 15% рынка ШПД в 35 крупнейших городах России. "Ростелеком" собирается работать по технологии Ethernet, а не DSL, как МРК; тем не менее конкуренция с МРК будет, признает Солодухин. Гендиректор "Связьинвеста" и председатель совета директоров "Ростелекома" Александр Киселев не возражает: "Связьинвест" и его миноритарный акционер АФК "Система" сами же и инициировали разработку новой стратегии "Ростелекома", сказал он "Ведомостям". Проникновение ШПД в регионах пока невысокое (в целом по России — менее 9%, данные iKS-Consulting), поэтому "Ростелеком" и МРК могут наращивать доли, не конкурируя друг с другом, считает руководитель пресс-службы "Системы" Юлия Белоус.
Примерно такие же планы на рынке ШПД у конкурента "Ростелекома" — "Транстелекома": он нацелен на 17% рынка ШПД к 2015 г. И то и другое — амбициозные планы, особенно для компании, которая до сих пор практически не работала напрямую с частными клиентами, замечает директор "Вымпелкома" по развитию ШПД в России Александр Малис.