У электронного правительства — мобильное будущее

Сегодня количество пользователей фиксированного и мобильного доступа в Интернет в мире почти сравнялось и составляют соответственно, 1,5 млрд. и 1,4 млрд. человек. Ожидается, что уже в 2010 году аудитория мобильного Интернет станет шире, чем Интернета фиксированного.

Этому способствует и удешевление ноутбуков, и сближение по функционалу мобильных телефонов и персональных компьютеров, и развитие мобильной коммерции: 30% мировых продаж музыки и 20% игр совершаются сегодня по каналам сотовой связи.

Во многих странах, как в Европе, так и Юго-Восточной Азии, правительства уже предоставляют мобильные сервисы своим гражданам. Жителям Сингапура, например, их уже сегодня доступно около 300. Такие данные привел на видеосеминаре О. Петров, координатор Тематической группы Всемирного Банка по электронному развитию, чье выступление транслировалось на семинаре по сети Интернет из Вашингтона. (Встречу экспертов и практиков из США, Эстонии и России организовали Тематическая группа Всемирного банка по электронному развитию, Глобальная сеть обучения для развития, и НП "Развитие информационных технологий и ресурсов"). В ряду европейских стран, развивающих оказание мобильных государственных услуг гражданам, О.Петров назвал скандинавские страны, Австрию и Мальту.

У России, в которой создание электронного правительства находится пока на начальной стадии, по мнению эксперта, есть шанс не только догнать передовые в этом отношении страны мира, но и вырваться вперед. Произойдет это, если в качестве приоритетного канала для оказания государственных услуг гражданам, а также для повышения эффективности самих госслужащих в стране будет выбран канал мобильный.

Успешный опыт его использования есть у наших ближайших соседей – в Эстонии. В стране, где проникновение сотовой связи находится на уровне 95%, а проникновение Интернета превышает 80% и каждый житель имеет свой электронный ID, смена приоритетных каналов для оказания госуслуг – с электронного на мобильный – уже произошла.

При этом, как считает Х. Асток, член Парламента Эстонии и вице-мэр Тарту, мобильное правительство не заменяет, а дополняет электронное. Благодаря таким факторам, как большая распространенность мобильных устройств по сравнению с персональными компьютерами, а также возможность получения сервисов по сотовым сетям в любое время и в любом месте. В Эстонии, по его словам, "мобильная демократия" обеспечивает гражданам не только доступ к услугам правительства с мобильных телефонов, но и к услугам других социальных институтов в области здравоохранения, образования, безопасности.

Проект "Мобильный Тарту" был начат в 2004 г., когда мобильные телефоны стали распространенным явлением. Еще тогда инициаторы проекта задались целью ежегодно предлагать жителям города 5-10 новых сервисов. "Скажу откровенно, — отметил Х. Асток, — выводя новые сервисы, мы не всегда уверенны в том, насколько интересными и полезными они будут для пользователей. Понять это мы можем только после небольших "пилотных проектов", а уже потом переходим к полномасштабному внедрению".

В результате, сервисом заказа с мобильного телефона места на парковке и оплаты за нее по каналам сотовой связи пользуется более 50% жителей Тарту, при этом 80% этих средств поступает в городскую казну. Кроме того, отправив SMS на короткий номер, горожане могут сообщить в мэрию о недоработках коммунальных служб. Диспетчер автоматически перенаправит их обращения в ту или иную эксплуатационную организацию.

Партнерство с одной из частных компаний-разработчиков мобильного портала позволило муниципалитету Тарту оказать услугу "Мобильный учитель", предоставляющую педагогам возможность бесплатно рассылать SMS-уведомления ученикам и их родителям. Этот же портал используется городской полицией для рассылки оповещений о пропаже детей или стариков (услуга "Мобильный патруль").

Также в Тарту можно воспользоваться помощью "Мобильного гида", получать SMS-уведомления "Электронной библиотеки" о новых поступлениях, можно прямо с мобильного телефона приобретать карту на одну или несколько поездок на общественном транспорте.

По словам Х. Астока, самой подходящей технологией для реализации мобильных сервисов является SMS в силу своей распространенности, но идея услуги, способной улучшить жизнь горожан, сэкономить их время, гораздо важнее, чем технологии.

В России, пожалуй, дальше всех продвинулась в предоставлении мобильных муниципальных услуг гражданам префектура Зеленоградского административного округа г. Москвы, в котором с осени 2007 г. реализуется проект "Мобильный Зеленоград". Изначально он был направлен на культивирование социального партнерства в городе и создания горизонтальных связей, а также формирование бренда Зеленограда, понимаемого как отношение власти к людям и наоборот. О том, как "Мобильный Зеленоград" развивается сегодня и о том, какие задачи будут в его рамках решаться в 2009 году, на круглом столе рассказала А.Н. Коробова, начальник отдела службы "одного окна" и информатизации префектуры ЗелАО г. Москвы.

За год с октября 2007 г. мобильным порталом префектуры было оказано около 136 тыс. услуг. Их пользователями стали 1500 жителей Зеленограда. Сегодня зеленоградцы могут подписаться на одну из 11 лент SMS-новостей. В их числе городские новости, новости районов, официальные новости префектуры ЗелАО, новости Центра обслуживания населения, новости Диспетчерского Центра, афишу, анонсы окружных СМИ. Также по подписке им отправляются SMS-уведомления о готовности документов в службе "Одного окна".

В префектуре разработаны регламенты работы с обращениями граждан, поступающих по каналам SMS-, MMS и WAP, а также сервис "Мобильный опрос", позволяющий гражданам участвовать в подобных акциях, проводимых префектурой.

За месяц в ходе подготовке SMS-конференции префекта округа на короткий номер ее организаторов от жителей поступило 42 вопроса, на них сейчас готовятся ответы. Трансляция конференции будет проведена в сети Интернет на официальном сайте www.zelao.ru, а авторы вопросов получат ответы также и по SMS.

В наступающем году организаторы портала планируют работать над такими сервисами, как мобильные платежи (согласно проведенному опросу, большинство жителей округа готово платить с мобильного телефона за услуги ЖКХ), мобильное здравоохранение. Особое внимание людям с ограниченными возможностями, которые смогут отправлять SMS-обращение в экстренные службы – 01,02, 03, ЦентрСпас. Возможно, зеленоградцы смогут получать на мобильные телефоны информацию о наличии лекарств в аптеках и книг в библиотеках, сведения об изменении в движении городского транспорта.

Словом, можно только по-хорошему позавидовать жителям Зеленограда, которые могут пользоваться такими же мобильными муниципальными услугами, как и жители развитых европейских стран. И ожидать, что московское правительство когда-нибудь все-таки распространит опыт префектуры ЗелАО на другие округа столицы.


© Информкурьер-Связь

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх