Facebook надеется на офшоры
И на неравное распределение голосов в пользу Марка Цукерберга.
В преддверии IPO Facebook раскрываются новые подробности о внутренней жизни компании. Стало известно, что Facebook проводит часть выручки через офшорные компании для минимизации налогов. Также Facebook перед размещением принял меры к тому, чтобы после размещения Марк Цукерберг остался фактически единственным человеком, который сможет принимать важные решения в компании.
Для оптимизации своих налогов Facebook создала сеть дочерних компаний в «налоговых гаванях», сообщает The Sunday Times. Согласно данным, содержащимся в отчетности дочерней компании Facebook в Ирландии, Facebook Ireland Ltd, в 2010 году через нее прошло около 15% всей выручки компании. С этой доли выручки Facebook, согласно ирландским законам, заплатила корпоративный налог 12,5%, тогда как в США этот налог составляет 35%. Согласно бухгалтерским документом Facebook Ireland Ltd, объем продаж в 2010 году составил €229,6 млн, при этом в качестве корпоративного налога было выплачено только €232 тыс. Кроме дочерних компаний в Ирландии, Facebook также зарегистрировала две компании на Каймановых островах. Подобная тактика широко используется многими другими крупными корпорациями. Например, Google в 2007-2009 годах сэкономил более $3 млрд, проводя часть своей прибыли через компании в Ирландии и на Бермудских островах.
Кроме того, стали известны подробности о структуре акций в компании. На прошлой неделе Facebook подала заявление в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам, необходимое для проведения IPO. Как указано в этих документах, Facebook использует два разных класса акций. В ходе IPO инвесторам будут предложены акции класса А, каждая из которых дает владельцу один голос. В руках основателя социальной сети Марка Цукерберга и других инвесторов находятся акции класса Б, каждая из которых дает десять голосов. При этом Марк Цукерберг заключил соглашение с другими акционерами Facebook, по которому он может голосовать от их имени. В результате этого Марк Цукерберг, владеющий 28,4% акций Facebook, получит 56,9% голосов. Это позволит ему значительно контролировать компанию и принимать ряд важных решений, например, назначать новых директоров, без уведомления или обсуждения с другими акционерами.
Однако самому Марку Цукербергу придется заплатить $1,5 млрд в качестве налогов в этом году, подсчитала The Financial Times. Если IPO Facebook пройдет особенно удачно, то эта сумма может увеличиться. Это будет подоходный налог на прибыль, которую Марк Цукерберг получит, реализовав свой опцион на акции, полученный еще в 2005 году. Американская налоговая служба IRS не раскрывает размеры полученных налогов, однако, по мнению FT, Марк Цукерберг наверняка станет самым крупным налогоплательщиком за этот год.
Напомним, что в ходе IPO Facebook рассчитывает привлечь $5 млрд, что станет крупнейшим размещением среди высокотехнологичных компаний за всю историю. В результате вся компания будет оценена в $90 млрд — $100 млрд. Размещение назначено на май, однако более точная дата пока не определена.
Система двух разных классов акций, которую использует Facebook, является отклонением от традиционной системы для публичных компаний, в которой одна акция соответствует одному голосу. Тем не менее Facebook — далеко не единственная компания, которая предпочла такую систему. Например, Руперт Мердок владеет только 12% News Corp, однако контролирует 40% голосов, что позволяет ему не считаться с мнением других акционеров по многим вопросам. Аналогичная структура акционерного капитала существовала в автомобильной канадско-австрийской компании Magna, благодаря чему основатель компании Франк Штронах имел 66% голосов, хотя владел только 0,6% акций. Однако в 2010 году Magna была вынуждена отказаться от двойной системы акций под давлением своих акционеров.
Эксперты по корпоративному управлению, которых цитирует The Daily Telegraph, считают эту систему бесперспективной. «Акционеры и совет директоров — это предохранитель, который не дает руководству совершать ошибки. Цукерберг пока не совершал больших ошибок, ну и что? Ему 27 лет. Это может занять годы, но это произойдет. Посмотрите на Мердока — там именно это и случилось»,- сказал газете Чарльз Элсон из центра корпоративного управления при университете Делавэра.