Hi-tech WEEK за июнь/ Антенный скандал iPhone 4: хронология
Сегодня уже мало кто сомневается, что проблемы со связью в новом iPhone 4 имеют аппаратный характер. Итоговый выпуск за июнь — из серии «Как это было»: в хронологическом порядке мы проследим историю вопроса и, конечно, расскажем и прокомментируем самые горячие новости по теме, случившиеся на текущей неделе.
Без преувеличения самым обсуждаемым гаджетом прошедшего месяца стал Apple iPhone 4, представленный Стивом Джобсом на конференции WWDC 7 июня. Компании, как всегда, удалось удивить публику — не помешали даже утекшие в Сеть фото и видеоновинки за два месяца до премьеры. Пожалуй, это было похоже на превращение алмаза в бриллиант: в руках Стива, талантливого «огранщика», iPhone 4 заиграл всеми своими «56 гранями».
Однако период восхищения революционным дизайном смартфона продлился недолго: блеск «бриллианта» померк сразу после начала продаж гаджета. Конечно же, iPhone 4 не превратился в фианит, как в сказке, когда часы пробили полночь (24 июня), но вскрывшаяся в аппарате проблема со связью вызвала, как минимум, недоумение: ведь это уже четвертый по счету смартфон компании, и мало кто ожидал, что в Apple в очередной раз наступят на старые грабли, возложив на «алтарь красоты» качество связи. Буквально на следующий день после старта продаж возмущенные пользователи засыпали Apple жалобами, что их новейший iPhone 4 теряет уровень сигнала сотовой связи при определенном положении смартфона в руках. А ведь причина проблем со связью в новом «айфоне» как раз в его инновационном «граненом» корпусе. В случае прикосновения к антеннам сигнал интерферирует, ослабевает, и связь пропадает. Внушительная часть обода отвечает за 2G/3G-коммуникации, небольшой участок левой части выступает антенной для Bluetooth, Wi-Fi и GPS. Когда ладонь дотрагивается и прикрывает тот участок на левой стороне телефона, где встречаются две антенны, происходит потеря сигнала, так как проводящая ток кожа фактически соединяет антенны вместе.
Всем производителям смартфонов необходимо разместить сразу несколько модулей в довольно миниатюрных корпусах этих устройств, причем умудриться сделать это так, чтобы максимально разнести модули друг от друга, воспрепятствовав возможной интерференции. Но это все известные трудности, и к моменту запуска устройства в коммерческую эксплуатацию они должны быть преодолены. И уже самые первые сигналы покупателей iPhone 4 о неудовлетворительном уровне сигнала сотовой связи заставили усомниться в том, что с аппаратной частью смартфона все в порядке. Косвенно опровергли софтовый характер проблемы и в самой компании. Сначала это сделал сам Стив Джобс, посоветовав недовольному пользователю просто держать смартфон по-другому. Затем появилось официальное разъяснение представителей «Яблока», в котором много говорилось о том, что все аппараты, обладающие набором различных модулей, не застрахованы от интерференции, а главное, — рекомендация использовать чехлы. Совет действительно дельный: металлическая окантовка iPhone 4 никак не заизолирована. И если бы она была покрыта чем-то вроде лака, прямого контакта с кожей человека, являющимся неплохим проводником, попросту бы не было. А имея ввиду что эта окантовка идет по всему периметру смартфона, избежать подобных конфликтов, даже не «захватывая левую нижнюю часть», как рекомендовали в компании, весьма сложно.
Согласитесь, все довольно прозрачно, хотя на тот момент кто-то надеялся, что проблему можно решить программно. Конечно, не имея аппарата на руках и не протестировав его, утверждать что-либо было не умно. Но примерно в то же время в Сети появились фотографии iPhone 4 в разобранном состоянии, которые также указывали на аппаратные недоработки новинки: рассмотрев внимательно «внутренности» смартфона, мы как раз обнаружили GSM-модуль в нижнем левом углу, а выше, судя по всему, расположены модули Bluetooth, GPS и Wi-Fi...
Как же могла приключиться подобная история, да еще (или именно?) с такой компанией, как Apple? Нашу версию мы озвучили в одном из выпусков Hi-tech WEEK. Если очень кратко, то первопричина как раз в том, что при разработке смартфона «танцевали» от дизайна, и только потом пошла проработка технической части. И, конечно, довольно глупо думать, что инженеры не были осведомлены о необходимости изоляции антенн модулей. Более того, логично предполагать, что были перебраны все возможные варианты решений. Ну, а дальше, получилось, что получилось: техники так и не победили проблему до конца, а заказы на производство именно в таком виде были уже размещены. «Стоп-машина» говорить было уже поздно, и Джобс решил оставить все, как есть. Отказаться от окантовки из металла, заменив ее на другой материал, едва ли было возможно: устройство внешне сильно бы проиграло. По той же причине, скорее всего, Стив не дал добро на диэлектрическое покрытие металлического обода. В итоге повторилась старая история с граблями...
На этом злоключения для Apple не закончились: в ее адрес посыпались судебные иски: далеко не всех граждан устраивает предложение компании держать телефон иначе или решать проблему при помощи чехла-диэлектрика. Каков же был ответный шаг Apple? 2 июля компания публикует на своем сайте еще одно развернутое разъяснение по проблеме. Оказывается, виной всему ПО, которое неверно показывает уровень сигнала, а именно, количество «палок»: там, где отображается четыре — всего две... Apple заявила, что через несколько недель выйдет обновление, которое и решит проблему. Вместе с тем довольно показательно, как Apple завершает это свое послание, — компания приносит извинения пользователям и обращает внимание на то, что в случае, если все-таки новый «айфон» не пришелся покупателю, он может сдать его в магазин в течение 30 дней и вернуть все потраченные на покупку деньги.
Между тем маховик скандальной истории не то чтобы не замедляется, а продолжает наращивать обороты. 12 июля свой вердикт вынесли специалисты авторитетнейшего американского журнала Consumer Reports — результаты тестирования подтвердили антенную проблему iPhone 4. Причем, по мнению издания, проблема настолько серьезна, что они не могут рекомендовать потребителям покупать iPhone 4. Цитата: «It's official. Consumer Reports' engineers have just completed testing the iPhone 4, and have confirmed that there is a problem with its reception. When your finger or hand touches a spot on the phone's lower left side-an easy thing, especially for lefties-the signal can significantly degrade enough to cause you to lose your connection altogether if you're in an area with a weak signal. Due to this problem, we can't recommend the iPhone 4». Разумеется, специалисты Consumer Reports не ограничиваются лишь изложением результатов своих испытаний. Они рассказывают и показывают, как можно быстро решить проблему с помощью обыкновенной клейкой ленты. Дешево и сердито :) В конце статьи посмотрите видео, а больше информации с апдейтами можно посмотреть, перейдя по этой ссылке на страницу издания.
В тот же день, 12 июля, на форуме Apple была удалена ветка обсуждения тестов Consumer Reports. Это решение недвусмысленно иллюстрирует отношение компании к потребителям своей продукции, а черты лица «доброго волшебника» Джобса и вовсе искажаются.
Впрочем, можно сколько угодно злорадствовать по поводу волшебных трансформаций лидера компании — не настолько неожиданны эти превращения, поскольку Apple по большому счету еще необстрелянный игрок на массовом рынке. А значит, неудивительно, что даже такой умный и талантливый менеджер, как Стив Джобс, похоже, недооценил особенности этого игрового поля, его правила. Кстати, об уме Стива: Джобс возглавил Top50 (по версии Fortune) самых умных людей в высоких технологиях.
Любопытно, что в тот же Top вошел и главный «яблочный» дизайн-гуру Джонни Айв. Выйди этот Top в другое время, он бы и воспринимался иначе, а сейчас, в разгаре антенного скандала, эта оценка, как говорят, «горе от ума».
Тем временем неприятный для Apple вердикт, вынесенный авторитетным Consumer Reports, не замедлил сказаться на стоимости акций компании — они упали на 4 процента. И даже тот факт, что iPhone 4, несмотря на грубейшую ошибку, по версии Consumer Reports продолжает возглавлять список лучших смартфонов, не может подсластить горькую пилюлю. И падение акций — это не только результат работы специалистов Consumer Reports: к тому моменту негативные отзывы владельцев об iPhone 4, информация о поданных судебных исках были растиражированы СМИ, а на текущей неделе, когда многие эксперты заговорили о возможном отзыве смартфонов, публикации в интернет- и бумажных изданиях вокруг злосчастного дефекта и вовсе приняли лавинообразный характер. Называется уже и кругленькая сумма, в которую Apple могут обойтись отзывы, да, да, многие эксперты заговорили об этом! — Более 1,5 миллиарда долларов. И все же отзывы iPhone 4 представляются крайне маловероятными. Скорее Apple может решиться на диэлектрическое покрытие проблемной зоны, которое и решит вопрос, но, конечно, не навсегда: надо понимать, что покрытие потихоньку будет стираться. О вероятности такого поворота свидетельствует информация на сайте Appleinsider: некий человек поведал ресурсу Gizmodo историю о том, как он обратился в Apple Store с жалобой на плохой прием своего «айфона» и получил взамен прежнего другой, с более матовым покрытием... Конечно, очень похоже на выдумку, учитывая имя ресурса, которому было адресовано письмо. Однако это может оказаться и правдой: можно предполагать, что технически Apple уже смогла подготовить некое количество «крашенных» iPhone 4. Что ж, остается только следить за развитием событий и ждать дальнейших официальных шагов Apple.
UPD. 16 июля состоялась специальная конференция Apple, на которой глава компании поставил точку в деле о проблемах iPhone 4 со связью. Однако развязка не получилась красивой, скорее она укладывается в формулу, озвученную самим же Стивом Джобсом на пресс-конференции: «We're not Perfect». Почему так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в выступлении Стива Джобса, которое мы подробно рассмотрели в выпуске Hi-tech WEEK от 19 июля.
© СОТОВИК