Hi-tech WEEK за июль/ «Заооблачные» смартфоны, нетбуки и планшеты

   Автор статьи: Ирина Муравицкая

Сегодня, подводя итоги прошедшего месяца, будем говорить не о компании Apple, которая, подобно действующему вулкану, извергала весь июль горячую «лаву» новостей, и даже не о чрезвычайно жаркой погоде. В фокусе нашего внимание иной вопрос — почему именно сейчас крупнейшие игроки рынка серьезно взялись за «облачные» сервисы, включая те, что помогут использовать наши смартфоны, нетбуки и планшеты в качестве терминальных клиентов?

Решение посвятить июльский выпуск «облачному» направлению было принято еще в середине месяца и, как уже знают  читатели Hi-tech WEEK, отправной точкой стало письмо из компании Xcerion, пришедшее автору 12 июля. В выпуске от 2 августа мы поделились своими впечатлениями о работе в icloud, облачном компьютере этой компании, и выяснилось, что за год с небольшим компании не удалось совершить качественного скачка. Конечно, icloud — это лишь частный случай такого явления, как Cloud Computing и делать какие-либо выводы, опираясь лишь на разработку специалистов из Швейцарии, было бы неверно. Поэтому в сегодняшнем выпуске будут другие примеры, которые покажут развернутую картину происходящего в отрасли: ведь «облака», похоже, скоро войдут в жизнь каждого человека. Конечно же, многие из нас уже погрузились в Cloud Computing, но происходит это пока исключительно в корпоративном секторе. Сейчас же «облака» движутся в другую сторону — сторону персонального сектора. Почему это происходит именно сейчас и каковы предпосылки для этого — об этом и поговорим сегодня.

Итак, продолжаем разговор. В приложении к Xcerion и ее icloud стоит сказать, что к концу нынешнего года должна выйти Chrome OS, «облачная» «ось» компании Google. Тогда же появятся и первые устройства (нетбуки и планшеты), работающие на «Хроме». Что это за операционка, каковы ее сильные и слабые стороны? Об этом мы не раз говорили на страницах Hi-tech WEEK и при желании можно обратиться к двум выпускам, где и рассматривались все нюансы. Первый вышел в июле  прошлого года, когда Google без каких-либо деталей анонсировала свою новую операционку, а второй — позже, в ноябре  2009, по следам официального и уже детального представления «оси». Ну а здесь и сейчас только скажем, что Google Chrome OS — это по сути тонкий веб-клиент, в основе которого лежит ядро Linux. Сможет ли Google, в отличие от Xcerion, на выходе «оси» избежать недоработок? Скорее да, чем нет, хотя бы потому что эти две компании не соперники: гулливер и лилипут, да и прямое сравнение icloud и Chrome, прямо скажем, не корректно.

 


Ключевой момент Chrome — возможность удаленной работы с ресурсоемкими приложениями и файлами при полной независимости от «железной» начинки того устройства, на котором работаешь. В общем-то идея не нова — уже достаточно давно многие предприятия используют терминальные клиенты. В выигрыше все: и сотрудники, и айтишники. Первые, работая с документами на удаленном сервере, даже не замечают разницы — кто пробовал из наших читателей, думаем, согласятся: все даже быстрее, чем на обычном офисном десктопе (как правило, такие машины имеют самые минимальный «железный обвес» — прим. авт. ), многостраничные презентации открываются на ура, привычен и интерфейс.

 


Вторые также довольны, хотя и по другой причине: снижается процент поломок и ошибок, возникающих по вине пользователей, а если все же возникают какие-то сложности — системным администраторам гораздо проще их исправить, к тому же сделать это можно, не вставая со стула :) Ну и не стоит забывать о том, что в результате в выигрыше и компания, поскольку существенно снижаются затраты на ремонт и модернизацию парка машин.

Приведенные примеры вовсе не означают, что «облачная» направленность подходит исключительно для корпоративного сектора. А если говорить о Chrome OS, то опять же это не решение исключительно для работы — создатели вовсе не стремились к этому, правильнее, наверное, говорить об универсальности. Еще один пример. Известно, что компания Cisco должна в следующем году представить свой планшет, ориентированный именно для работы, а не для развлечений. И интересно, что эта компания, являющаяся мировым лидером в области сетевых технологий, выбрала в качестве операционки молодую Android, которая к тому же ориентирована на устройства для массового, а не для корпоративного пользователя. Впрочем, планшет Cisco Cius  будет включать терминальный клиент.

 


Вообще, если говорить о планшетах, то аналитики в последнее время утраивают  свои прогнозы по продажам планшетов — 11 миллионов девайсов по итогам года. Как мы уже сообщали, по мнению экспертов, акцент будет сделан производителями на мультимедиасоставляющей этих устройств. Спорно, учитывая непревзойденность Apple iPad в этом отношении. Конечно же, компании приложат максимум усилий для того чтобы их устройства не выглядели бледно на фоне «айпада» и все же производители скорее постараются сыграть на другом, а именно на отличительных сторонах своих продуктов: ведь, несмотря на свои известные достоинства, iPad не лишен и известных недостатков... Поживем — увидим, пока же в ряды производителей планшетов вступают все новые компании. Среди именитых компаний, о планшетах которых мы совсем недавно рассказывали в новостном блоке: BlackBerry, HP, LG  и Motorola. Но и это не самое интересное, в конце-концов выйти на рынок планшетов намереваются чуть ли не все компании и, кстати сказать, еще совсем недавно подобная ситуация разворачивалась в секторе нетбуков. Так вот, в списке приведенных вендоров значится компания Motorola, которая, как мы уже писали, похоже, пробует свои силы в «облачных» службах. И, кстати, не только Motorola. Полетать в «облаках» мечтают и компании с куда менее звучными именами. Что уж говорить про таких гигантов, как Apple или Google. Еще в канун нового 2010 года, говоря об «облачном» тренде, мы прогнозировали, что Apple включится в соревнование по перетягиванию «облака» двух крупнейших игроков: Google и Microsoft. Позже, весной, продолжили  этот разговор: «весь контент пользователя лежит не на устройстве, а где-то в «облаке», соответственно, доступ к нему возможен практически из любой точки земного шара, и место под контент не ограничивает емкость устройства». В общем-то понятно, что идея витает в воздухе и сейчас все больше появляется новостей  и обсуждений вокруг «облачного» iTunes.

 


И неудивительно, что Google, похоже, тоже готовит  свой музыкальный «облачный» сервис.

 


А теперь поговорим, наверное, о самом интересном — почему «облачные» технологии, которые не просто давно известны, но и с успехом интегрированы в ежедневный рабочий процесс многих компаний, вдруг обрели второе дыхание? Ответ на самом деле очень простой, и воля производителей здесь не является ключевым фактором. Тогда что же? По большому счету главный фактор — это эволюция гаджетов и развитие технологий. Второе дыхание «облаку» помогут открыть устройства, предназначенные для массового сектора. И, наверное, можно смело говорить о том, что уже помогли: ведь началось все с нетбуков. Да, именно компания ASUS, выпустив первый нетбук, предопределила «массовый облачный» вектор. Она же одна из первых стала расширять недостаточное пространство для хранения данных на нетбуках с помощью удаленных сетевых хранилищ...

 


Дальнейший ход известен — это борьба форм-факторов, платформ, интеграция модулей связи и трансформация ультрамобильных устройств в аспекте их строительства на CISC- или RISC-архитектуре. В общем, нетбуки здорово эволюционировали, обросли «железом», увеличилась не только диагональ экрана, но и его разрешающая способность.

 


Далее фокус внимания сместился к заново народившемуся классу планшетов. Тогда многим показалось, что дни нетбуков сочтены, а некоторым до сих пор мерещится кончина этого класса. Между тем, сейчас ABI Research по итогам 2010 года прогнозирует на этот год 60 миллионов проданных нетбуков, а в 2013 году это количество должно удвоиться. Так что пессимистические ожидания многих аналитиков пока не оправдываются. Люди продолжают покупать нетбуки, потому что это дешево и удобно. Да, о нетбуках сейчас меньше говорят и меньше пишут, и это понятно: в фаворе нынче планшеты. Поэтому даже статистические данные в такой ситуации не убеждают, зато убеждают примеры из жизни. Вот один из них. На Савеловском рынке в последнее время появились в продаже 10-дюймовые матрицы, которые предназначены для замены разбитых экранов. Причем появились они не в специализированных на ремонте павильонах, а в тех, что торгуют различными принадлежностями для ноутбуков. Это ли не свидетельство популярности нетбуков, которые сегодня имеют в основном именно такой размер диагонали? Несколько слов про планшеты. Пока рынок не сформирован по большому счету, но он потенциально емкий и перспективный. Дело за малым: дать потенциальному покупателю возможность выбирать, отталкиваясь не только от платформы, дизайна и цены, но и дав какие-то дополнительные современные возможности вроде «облачных» фишек, не забыв при этом про гибкие тарифы на доступ в Интернет, хотя, конечно, это актуально в большей степени для стран постсоветского пространства.

Смартфоны. Почему Apple задумалась об «облаке» именно сейчас? Microsoft намерено не упоминаем, поскольку эта компания совершенно иначе ведет бизнес. При этом никто не умаляет успехов, достигнутых Microsoft на ниве той же облачной инфраструктуры. Apple же, в первую очередь, — это компания, которая зарабатывает деньги, достигая больших успехов с помощью маркетинговых приемов. Важно и то, что Apple постепенно переориентировалась на массовый рынок. Так вот, если говорить об iPhone 4, новом смартфоне той же Apple, то становится понятным, почему компания плотно занялась «облаком» именно сейчас, а не три года назад, когда явила миру свой первый iPhone. Для этого достаточно взглянуть на характеристики экрана новинки — возросла не только величина диагонали (до 3,5 дюйма), главное, увеличилось разрешение экрана — сейчас это 960 х 640 точек.

 


Сюда же можно добавить и Apple iPad, с его большой 10-дюймовой диагональю и разрешающей способностью экрана 1024 x 768 точек.

 


Помните, в еженедельном выпуске про icloud от 2 августа мы говорили о том, что для воспроизведения HD-видео посредством терминального клиента необходимо иметь подключение со скоростью не менее 1 Мбит/с. Так вот, скорость-скоростью, но есть и другая зависимость — разрешение экрана клиента... А теперь мысленно вспомните смартфоны других производителей, топовые (и не только) новинки, вышедшие в текущем году — все то же самое: больше экран, выше разрешение. К чему на практике привела такая эволюция? К тому, что теперь смартфонами значительно удобнее пользоваться, серфить и работать с приложениями. А значит, производители, имея в руках достаточное количество таких эволюционировавших массовых устройств, теперь вполне серьезно могут предлагать нам свои «облачные» сервисы.

Планшеты и Нетбуки. Упомянутый iPad также иллюстрирует ситуацию в аспекте «облачного» строительства. Наряду с нетбуками этот класс устройств также отвечает необходимым условиям для продвижения «облака» в жизнь массового пользователя. Между прочим, планшеты и смартбуки, кстати, тоже по своим характеристикам очень схожи с классическими тонкими клиентами. О смартбуках в прошлом году и начале текущего года очень много говорили, производители грозились завалить ими полки магазинов, но пока тишина. Возможно, такие машинки начнут появляться с выходом «Хрома»? Впрочем, и сейчас смартбуки, например, на той же Win CE вполне могут быть использованы в качестве терминального клиента. Возьмем в качестве примера ТТХ 85-долларового смартбука Coby NBPC722 (анонсировался на CeBIT 2010):624-мегагерцовый Marvell PXA303, 2Гб флэш-памяти, операционка Windows CE.

 


С планшетами нижнего ценового сегмента по спецификациям будет примерно та же ситуация. А теперь взглянем на ТТХ какого-нибудь терминального клиента вроде Norma-TS. И мы увидим все тот же 600-мегагерцовый процессор, операционку типа Windows Embedded Standard, по 256 RAM и Flash. На фото ниже тонкий клиент от Espada:

 


Параллель же такая — не слишком сильные в «железном» отношении планшеты и смартбуки, зато легкие и удобные, в качестве терминальных клиентов дадут возможность щелкать как орешки задачки, непосильные для них самих. Отличия планшетов от классических тонких клиентов состоят в наличии экрана и батарейки, что подразумевает возможность автономного и мобильного использования, а еще планшеты подключаются к Сети по воздуху.

Вот собственно и все, остается только ждать. Сколько? Сложно сказать, возможно, как всегда все будут ждать хода от Apple и только потом, с опозданием, представят свои «облачные» предложения.

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх