В середине апреля Nokia подвела итоги за первый квартал 2009 года: компания в полной мере ощутила на себе влияние финансового кризиса и падение потребительского спроса — объем продаж снизился на 27%. Однако Nokia смотрит в будущее с оптимизмом и продолжает инвестировать в исследования и разработки, надеясь получить отдачу в будущем, когда рынок стабилизируется. Каким образом корпорация рассчитывает сохранить темпы роста в новой экономической обстановке, корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ ДЕМЕНТЬЕВУ рассказал исполнительный вице-президент Nokia АНССИ ВАНЬОКИ.
- До кризиса рынок мобильных телефонов развивался с вполне понятными тенденциями: увеличение доли смартфонов, рост общемировой абонентской базы и т.д. Как финансовый кризис отразился на рынке мобильных телефонов и повлиял на эти тренды?
- В январе прогнозировали, что объем мирового рынка мобильных устройств может, по нашим предварительным оценкам, сократиться на 10%. Но пока не подведены итоги с разбивкой по сегментам. На рынке мобильных устройств есть три больших сегмента. Первый — это пользователи простых аппаратов с голосовыми функциями, второй — средний сегмент, предпочитающий средний набор функций, и третий сегмент — куда входят потребители смартфонов и мобильных компьютеров. Кризис повлияет на все сегменты, но пока не очевидно, какие из них пострадают сильнее. Однако общая технологическая тенденция ясна: продолжается все большая конвергенция и превращение телефонов в мобильные компьютеры. А кризис этот тренд только ускоряет.
- Каким образом?
- Доля пользователей смартфонами остается высокой и растет. Меняются поведенческие аспекты: люди выбирают устройство исходя из его функций, то есть для повышения эффективности своей деятельности, что особенно важно в условиях экономического спада. С учетом нового фундаментального тренда в развитии Интернета — его перехода в мобильные устройства — в выигрыше окажется тот, кто к этому тренду будет готов, как Nokia, которая всегда фокусируется на рынке «умных» устройств.
- Каков ваш прогноз по развитию рынка мобильных телефонов в 2009 году?
- Когда сейчас мы смотрим на процессы, происходящие в глобальной экономике, вряд ли кто-то всерьез полагает, что выздоровление рынка мобильных устройств будет быстрым. Наша индустрия не изолирована от мировой экономики, а, наоборот, сильно от нее зависит. Однако мы полагаем, что в своей стратегии придерживаемся правильного направления в текущей экономической ситуации. В течение многих лет мы делали большие инвестиции в программное обеспечение и продукты со сложным софтом, и текущий экономический спад дает нам платформу, чтобы мы были максимально готовы к тому моменту, когда начнется подъем. И вот тогда бизнес будет уже совсем другим. Это уже не будет бизнес исключительно по продаже мобильных телефонов. Это будет бизнес по продаже и мобильных устройств, и сервисов — то, к чему мы сейчас готовимся.
- Расскажите о развитии контентного направления бизнеса Nokia. Когда будет запущена ваша контентная платформа OVI в России? Планируете ли вы дать преференции кому-либо из операторов по запуску сервиса?
- В мае мы запустили интернет-магазин OVI в России. Кстати, российский рынок стал одним из первых, где этот магазин был запущен. Он полностью локализован, все представлено на русском языке. В настоящий момент ни у кого из наших конкурентов такого локализованного интернет-магазина нет. Следует отметить, что контент OVI-магазина будет постоянно расширяться. Глобально мы сделали ряд шагов, которые облегчат разработку приложений и сервисов для OVI разработчиками, например, были открыты api-коды, упрощена система тестирования уже созданных приложений. Наша задача — сделать платформу для разработки приложений и сервисов для OVI максимально выгодной и интересной для разработчиков не только компаний, но и индивидуальных разработчиков. Осенью 2009 года мы запустим в России музыкальные сервисы Nokia, а именно Nokia Music Store (музыкальный магазин Nokia), где российские пользователи смогут покупать с помощью SMS и кредитных карт миллионы музыкальных треков западных и российских исполнителей. Наш музыкальный каталог — крупнейший в индустрии. Кроме того, мы запустим сервис Comes With Music, который позволит россиянам, приобретая определенные модели телефонов, получать право на 12 месяцев бесплатной скачки и последующего вечного хранения миллионов музыкальных композиций крупнейших международных и российских звукозаписывающих компаний как на мобильном устройстве, так и на компьютере. OVI мы планируем развивать в качестве бренда и платформы всех сервисов Nokia. В направлении развития OVI мы будем работать со всеми партнерами, у которых есть интересы в данной области, в том числе и с операторами. В конце концов, Интернет ведь только один.
- В России изменилась ситуация в сфере сотового ритейла — операторы стали активными игроками на этом рынке. Каковы плюсы и минусы этого для вас как вендора?
- Прежде всего важно понимать, что ритейл необходим. А системы продаж ритейлеров и сотовых операторов сильно отличаются. Это как два разных бизнеса. Мы обсуждали эти вопросы с операторами, которые, начиная свой бизнес в России, находились в удачной ситуации, когда им не надо было идти в ритейл самим, они лишь позволили ритейлу развиваться независимо и стать весьма гибким каналом продаж. Таким образом, мобильные устройства и контракты операторов «встречались» в точке продаж, непосредственно перед конечным потребителем. На тот момент это была лучшая из возможных экономических моделей, ориентированная на прибыль. Конечно, когда произошел спад в экономике, все изменилось. Но ритейл нужен и операторам, и нам, поэтому кто-то должен был прийти и исправить ситуацию. Я не думаю, что это будет обязательно обозначать, что система дистрибуции кардинально изменится. Прежняя бизнес-система может еще сохраниться, даже если владение ритейл-каналами изменится. Время подскажет, как будет развиваться ситуация. И последнее, о чем я бы хотел сказать в связи с этим: независимость системы дистрибуции была и будет очень важной для Nokia в области работы с операторами.
- У Nokia и «Евросети» непростые отношения. Повлияла ли смена собственников ритейлера на ваше сотрудничество?
- Как вы знаете, мы уже подписали соглашение о намерениях с компанией «Евросеть». Мы прагматики и ориентируемся на развитие бизнеса на взаимовыгодных условиях и надеемся, что наше сотрудничество будет успешным.
- Проникновение 3G-телефонов в России пока не очень велико: по различным оценкам, не превышает 10-15%, а телефоны принадлежат к среднему и высокому ценовому сегменту. Как можно стимулировать покупателей приобретать такие телефоны и возможна ли в России продажа лоченых телефонов?
У этого вопроса есть две стороны. Первая — сервисы и приложения, требующие широкополосного доступа в Интернет. Действительно, 3G-устройства дороже телефонов 2G. Но такая цена обусловлена не просто поддержкой 3G, но и тем расширенным функционалом, которым устройство обладает. Эти устройства не просто позволяют звонить и отправлять SMS, они фактически заменяют компьютеры, обладая тем же функционалом, что и последние, что, конечно, делает эти мобильные устройства более дорогими. Вторая сторона вопроса касается развития трендов. Если Москва не стала лидером в распространении 3G для России, то и вся страна будет отставать в этом направлении. Мы знаем, что операторы предпринимают шаги в этом направлении, и надеемся, что ситуация с распространением 3G в России будет развиваться быстрее. А эффективное стимулирование продаж возможно, когда тренд использования этих сетей получит поддержку повсеместно.
- Какова структура инвестиций Nokia, в том числе и на российском рынке?
- Большинство наших инвестиций в области Research & Development (НИОКР) идет на совершенствование программного обеспечения и поддерживаемых сервисов. Инвестиции, которые мы делаем, идут на развитие и совершенствование софта и сервисов, и мы полагаем, что наш бизнес в этой области будет очень успешным в России и это окажет влияние на объем инвестиций, которые мы собираемся сделать. Наши намерения главным образом фокусируются на интенсивной работе с российскими разработчиками ПО. У нас в компании работает много очень талантливых программистов из России.
- Рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с кем-либо из российских партнеров в области микроэлектроники и сборки телефонов?
- Все годы, которые мы работаем в России, мы рассматривали возможности сотрудничества с компаниями, которые производили отдельные компоненты или создавали уже готовые продукты, но эти переговоры пока ни к чему конкретному не привели. В то же время, если посмотреть на рынок производства электронных компонентов и даже мобильных устройств в целом, то основной платформой для этого являются, как правило, густонаселенные страны Азии и вряд ли этот тренд изменится в ближайшем будущем.
- Аналитики считают, что дно рынка мобильных телефонов будет достигнуто в 2010-2011 годах, а затем начнется рост. Каких оценок придерживаетесь вы? Когда можно ожидать возобновления роста рынка?
- Если бы я знал, когда это остановится, то я бы сказал, но точного ответа у меня нет. Однако, по нашим оценкам, до кризиса период благополучия шел от десяти до пятнадцати лет. Но вывод однозначный: выздоровление будет болезненным и долгим, но в Nokia к этому готовы.
- В прошлом году Nokia анонсировала свою концепцию нанотелефона. Каким вы видите будущее этого рынка?
- Прежде всего я хотел бы сказать, что с нанотехнологиями связано будущее мобильных устройств и нанотехнологиями активно занимаются наши специалисты в лабораториях. Если вы посмотрите на будущее мобильных устройств, то оно заключается в совмещении реальности и виртуальности. Мы где-то находимся физически и в то же самое время находимся и в Сети. И здесь есть также два важных аспекта. Во-первых, нанотехнологии покажут силу и гибкость мобильного устройства в отношении материалов, из которых он сделан. Телефон станет гибким, сможет менять форму. Когда мы не пользуемся устройством, мы делаем его маленьким, а когда пользуемся, то, наоборот, делаем его максимально большим и удобным для пользования. И здесь девайсы можно будет сворачивать, когда они не нужны, и разворачивать устройства с большими дисплеями во время использования. И мы верим, что рано или поздно нанотехнологии дадут возможность создания новых материалов и гибких пластмасс по сравнению с теми, которыми мы пользуемся сегодня. Второй аспект вопроса связан с тем, что будет с сетями в перспективе. Любой предмет имеет координаты в пространстве. Сейчас же большинство объектов, например люди, машины, отели, имеют свой IP-адрес, и рынок движется к совмещению этих координат. И наши сервисы и программы тоже движутся в этом направлении. В результате у вас будет гибкая, разворачиваемая карта, а вокруг вас — физические предметы и объекты виртуальной реальности. Совмещение виртуальности и реальности — это наиболее захватывающая технологическая эволюция, через которую мы сегодня проходим, а развитие сервисов и софта, безусловно, является неотъемлемой частью этой эволюции.
© СОТОВИК