Евгений Чичваркин пока не намерен покидать "Евросеть". О том, чем он будет заниматься в компании, как "Евросеть" будет сокращать издержки, и о своем видении рынка сотового ритейла корреспонденту РБК daily рассказал "тренер" "Евросети" Евгений Чичваркин.
— Планируете ли вы остаться в "Евросети" после того, как перестали быть ее владельцем? Изменилась ли стратегия компании после смены акционеров?
— Пока я остаюсь в "Евросети", у меня поменялась только должность — теперь я тренер. Но мои обязанности не изменились. Стратегия с приходом новых акционеров также не поменялась. Ее основные положения — актуальный ассортимент и низкие цены.
— По неофициальной информации, вы рассматриваете возможность заняться малым бизнесом, а также попробовать себя на политическом поприще...
— Скоро весь бизнес будет малым, а по капитализации он уже стал таким. А политикой... пока не знаю, как получится.
— Какова ситуация на рынке ритейла в период кризиса? Каковы условия выживания сотовых ритейлеров в нынешних реалиях?
— До Нового года сотовому ритейлу будет очень тяжело, а после Нового года рынок вообще умрет. Условия выживания — прекращение мирового финансового кризиса и возвращение инвесторов в Россию с большими средствами. Второй вариант — радикальные правительственные меры, часть из которых крайне непопулярны, которые восстановят производство, а также все рабочие места и потребление.
— Планируете ли вы закрывать салоны?
— В некоторых местах арендные ставки снизились в разы, а где-то ничего не изменилось. И если арендаторы сделают вид, что кризиса нет, то магазины будут закрывать все ритейлеры. Сейчас есть сговор у владельцев торговых центров — они будут стараться удержать цены на нынешнем уровне, если, конечно, ФАС о сговоре не узнает.
Кстати, ранее я ругал нашего директора по развитию за то, что он активно открывал небольшие салоны. А сейчас оказалось, что он был прав. Сейчас небольшие магазины с минимальной ценой аренды дают большую эффективность, чем крупные салоны связи.
— Какие варианты снижения издержек вы рассматриваете?
— У нас две статьи расходов: зарплаты и аренда. Зарплата работников торговых точек привязана к марже и продажам, так что она снижается в связи с кризисом автоматически. Зарплата офисов снижается вручную. Мы привяжем офисы к фонду оплаты труда розницы. С нового года мы вводим новое правило — фонд оплаты труда офиса не должен превышать 20% от фонда оплаты труда розницы. Сейчас этот показатель у нас составляет в среднем 30%. Офисы будут получать 20% от фонда оплаты труда розницы, а розница привязана к марже и выручке, отсюда и идет снижение издержек.
— Ранее вы озвучивали прогноз, что до конца года не останется ни одного независимого ритейлера. Подтверждаете ли вы его?
— Независимых цивилизованных ритейлеров до конца года не останется. Розница будет формироваться вокруг "большой тройки". Операторы будут контролировать сейчас 70—80% рынка цивилизованного ритейла.
— Стоит ли ожидать в ближайшее время сделки по покупке сотовыми операторами ритейлеров?
— Я думаю, что сделок по приобретению больше не будет — будут подарки и сбор останков как за долги, так и без них.
— Недавно Sony Ericsson и Motorola обратились в коллекторское агентство "Центр ЮСБ" для взыскания 20 млн долл. долга с "Телефон.ру". Может ли такой случай стать трендом?
— По моему мнению, в этом случае было классическое рейдерство — в этом нет никаких сомнений. Схема под кальку фактически снята с той, которую применили к нам в сентябре. Наш пример никого ничему не научил. Случаи рейдерских захватов еще будут. Цель захватов — получить розничную сеть и не заплатить за долги вендорам.
— "ВымпелКом" начал продажи субсидированных телефонов с контрактами. Может ли прижиться в России модель субсидирования телефонов операторами?
— Делать ставку на залоченность нет смысла: если залоченные телефоны будут продавать по очень низким ценам, у нас их быстро разлочат. Может сработать небольшая скидка. В этом случае покупать с целью перепродажи не будет смысла, потому что такой же телефон будет в свободной продаже.
— Не рассматриваете ли вы возможность избавиться от активов в СНГ?
— Этот вопрос уже будут решать акционеры, так как это вопрос стратегии, а не тактики. Но думаю, что все, что не будет приносить денег, будет сворачиваться.
— Будет ли меняться модельный ряд?
— MP3-плееры перестанут продаваться уже в следующем году, а через пару лет придет конец бюджетным цифровым фотомыльницам.
— Какова ситуация с продажами iPhone в России?
— Так им и надо. Это была монетизация мании величия. Скупой платит дважды, а то и трижды. А жадность ведет к бедности.
© СОТОВИК