"Речь может идти о продаже обновленного "Ростелекома"" // Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев не приватизирует "Связьинвест" до 2012 года

   Автор статьи: Петр Ъ-Нетреба

Объявление правительства об изменениях в программе приватизации на 2010 год возобновило обсуждение реформирования "Связьинвеста" — одного из крупнейших активов государства в телекоммуникационной сфере. Глава Минкомсвязи ИГОРЬ ЩЕГОЛЕВ считает, что продавать правительство будет скорее "Ростелеком", чем "Связьинвест", и не ранее 2012 года. Он также не видит желания акционеров трех федеральных операторов продавать "Связьинвесту" свои компании.

— Какую схему реформирования ОАО "Связьинвест" Минкомсвязи выберет в качестве оптимального варианта?

— "Связьинвест" привлек к работе ведущие инвестиционные банки ("ВТБ Капитал", Morgan Stanley, "Ренессанс Капитал"), специалисты которых имеют богатый опыт подобных сделок. Консультанты единодушно считают, что наиболее оптимальным вариантом является присоединение МРК к "Ростелекому". Он позволяет максимально полно реализовать однородное функционирование органов, заложенное в таком объединении.

— Чем обернется реформа холдинга? Недавно глава Минфина Алексей Кудрин предложил провести новую приватизацию "Связьинвеста" и "Ростелекома". Вы поддерживаете эту идею?

— Опыт приватизации телекоммуникационных гигантов в Западной Европе наглядно показал, что существует огромный интерес инвесторов к участию в такого рода сделках. Там реорганизация также часто предшествовала последующей приватизации. На наш взгляд, для успешной приватизации необходимо завершить процесс реформирования "Связьинвеста", поскольку в настоящее время активы находятся не в лучшем состоянии,— вряд ли от их приватизации государство получит большую денежную отдачу. Задача менеджмента "Связьинвеста" и его компаний — существенно увеличить капитализацию группы, после чего государство примет решение о целесообразности или нецелесообразности приватизации.

— Что в результате продаст правительство — "Ростелеком", который консолидирует остальных входящих сегодня в "Связьинвест" операторов связи, или оставшуюся после такой реорганизации часть "Связьинвеста" с "Центральным телеграфом"?

— Сейчас слишком рано говорить о структуре возможной приватизации. Более четкое понимание будет после завершения обмена с "Системой" и одобрения акционерами сделок по присоединению МРК к "Ростелекому". В теории операционные компании, такие как будущий объединенный "Ростелеком", более привлекательны для инвесторов, тогда как холдинговые компании, как правило, оцениваются с дисконтом. На наш взгляд, оптимальным вариантом приватизации могло бы стать размещение на российских и зарубежных биржах с привлечением максимально широкого круга инвесторов.

Так что речь может идти о продаже обновленной компании "Ростелеком" по справедливой стоимости. А это значит, что сначала нам предстоит завершить реструктуризацию холдинга и существенно повысить его капитализацию, чтобы не продавать государственные активы за копейки.

— С какого года бюджет может рассчитывать на доходы от этой сделки?

— Если реорганизация успешно завершится в 2011 году, то приватизацию можно будет проводить начиная с 2012 года, поскольку для размещения на бирже желательно иметь аудированную годовую отчетность нового "Ростелекома" — а она будет сделана по результатам 2011 года. В то же время на принятие решения будет влиять множество факторов, начиная от потребностей бюджета или объединенной компании в привлечении дополнительных средств и заканчивая финансовыми результатами компании.

— Будете ли вы рекомендовать правительству участвовать в реструктуризации долговых обязательств холдинга через систему госгарантий?

— Предварительный анализ показывает, что компании холдинга могут самостоятельно справиться с проблемами долга в процессе реорганизации, если, конечно, не будет серьезного ухудшения состояния на финансовых рынках.

Семь МРК "Связьинвеста" готовятся к проведению оценки своих акций для целей выкупа по требованию акционеров и определения коэффициентов конвертации. Уже к марту 2010 года, мы надеемся, будет подготовлено консультационное заключение банка Morgan Stanley о справедливости этой оценки. С марта по май 2010 года холдинг проведет переговоры с миноритарными акционерами МРК, мнение которых, безусловно, будет учтено. Акции миноритариев, которые предъявят требования, будут выкуплены — этот выкуп может состояться уже в августе-сентябре 2010 года на собственные средства "Ростелекома" либо за счет привлеченного финансирования. Понятно, что это сложный процесс, задержка любого элемента может повлиять на него.

— Будет ли "Связьинвест" приобретать одну из компаний так называемой большой тройки операторов сотовой связи — МТС, "Билайн" или "МегаФон"?

— Это сложный вопрос. Сейчас прорабатываются детали и различные варианты. Приобретение одной из компаний "большой тройки" — самый лучший вариант. Для будущего "Ростелекома" в таком объединении есть несомненные плюсы, так же как и для любого оператора "большой тройки". Но необходимо желание акционеров этих компаний, а пока мы его не видим.

С точки зрения государства, есть целый ряд факторов, помимо увеличения стоимости государственных активов, которые необходимо учитывать. Например, последствия для телекоммуникационного рынка в целом, влияние такой сделки на потребителей.

— Останется ли "Ростелеком" оператором программы электронного правительства после реформирования "Связьинвеста" и запуска долгосрочной целевой программы "Информационное общество"?

— "Ростелеком" был определен правительством как единственный исполнитель работ, касающихся создания "электронного правительства" в рамках ФЦП "Электронная Россия". Оператор должен будет обеспечить доступ к информации о деятельности органов госвласти и их услугах в интернете, доступ к сведениям госинформсистем, обеспечить предоставление госуслуг в электронном виде. Кроме того, оператор будет производить мониторинг всей системы.

Необходимость создания такого оператора для формирования инфраструктуры электронного правительства объяснялась размерами страны, разной степенью развития экономик и телекоммуникационной инфраструктуры регионов. Его задача — обеспечить равную доступность государственных услуг населению, проживающему на всей территории Российской Федерации. Также выбор мотивировался опытом компании в решении инфокоммуникационных задач подобного масштаба.

Впрочем, использование телекоммуникационных операторов для создания электронного правительства — это общемировая практика, и все крупнейшие телекомоператоры так или иначе участвуют в подобных проектах. К примеру, France Telecom реализует во Франции проект MINITEL — построение сети интерактивных терминалов для доступа граждан к госинформации. Deutsche Telecom в Германии осуществляет разработку и поддержку порталов e-government.

Что касается расходов, то из "Электронной России" на мероприятия, единственным исполнителем которых назначен "Ростелеком", в 2009-2010 годах придется около 2 млрд руб. Кроме того, оператор получит часть суммы из 828,7 млн руб. на мероприятия, заказчиками которых являются несколько ведомств.

— В 2010 году ФЦП "Электронная Россия", в эффективности которой за восемь лет ее существования сомневался каждый новый действующий премьер, заканчивается. Минкомсвязи предлагает заменить "Электронную Россию" новой восьмилетней программой — "Информационное общество". Как вы собираетесь избежать ошибок "Электронной России"?

— Наш анализ ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", которую постоянно критиковали, показал, что необходим системный подход. За время реализации программа претерпела ряд существенных корректировок в своих целях и серьезных изменений в планируемых результатах.

Изначально планировалось выполнение программы в три этапа — 2002 год; 2003-2004 годы; 2005-2010 годы.

Поскольку программа была одобрена после утверждения бюджета на 2002 год, имел место некоторый срыв финансирования государственных капвложений, но за счет концентрации финансовых средств для решения ключевых задач удалось выполнить большинство планов того года. В 2002 году, например, нужно было оснастить все государственные органы компьютерами, локальными информационными системами. В 2003 году также наблюдались серьезные трудности с финансированием программы. Из федерального бюджета было выделено всего 1423,0 млн руб. Но и этих средств оказалось достаточно, чтобы в 2003 году началась активная реализация ФЦП "Электронная Россия" в субъектах и муниципальных образованиях РФ.

В 2004 году основное внимание уделялось задаче создания "электронного правительства", предусматривающего достижение нового качества госуправления и предоставления госуслуг на основе интеграции ведомственных информационных систем и обеспечения их информвзаимодействия. Однако работы осуществлялись в сложных условиях, связанных с существенно более короткими сроками реализации контрактов. Вновь образованные в ходе административной реформы органы власти, напомню, начали функционировать со второй половины 2004 года, а госзаказчик-координатор (Мининформсвязи России) и государственные заказчики программы были определены лишь в конце октября 2004 года. В 2004 году программа была профинансирована на 15,2% от объемов, предусмотренных паспортом, а в целом недофинансирование с начала ее реализации составляло уже 24,5 млрд руб.

Цели программы, поставленные на 2005 год, были в основном выполнены. Реализованы проекты, направленные на повышение эффективности деятельности органов власти, прошло создание пунктов коллективного доступа к интернету. В результате в 2005 году были разработаны основные институты госуправления, на работу которых использование информационно-компьютерных технологий оказывает непосредственное влияние. Но в 2006 году проявились риски, связанные с особенностями управления программой. Стало ясно, что вопросы ее координации недостаточно проработаны, появилась необходимость разработки регламентов реальных ролей государственных заказчиков с целью обеспечения единого и взаимоувязанного подхода к ее реализации. Решить эти задачи в рамках старой программы невозможно. Итогом 2006 года стала новая редакция программы.

В 2007 и 2008 годах было создано большое количество функциональных и ведомственных систем. Многие системы и сегодня находятся в высокой степени готовности — это автоматизированные системы обеспечения организационной деятельности Госдумы и Совета федерации, АС "Законотворчество", мониторинга СМИ, системы удостоверяющих центров, интернет-портал ФСБ России, сайты президента Российской Федерации. Ключевые результаты, достигнутые в 2008 году,— создание и развитие ряда государственных информационных систем (ГАС "Управление"), системы "112", Общероссийского государственного информационного центра. Впрочем, в 2008 году мы провели анализ реализации программы за предыдущие годы — он показал, что значительная часть мероприятий, реализованных и предусмотренных действующей редакцией программы, носила прикладной характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных технологических задач.

Действие "Электронной России" закончится в 2010 году. Новая долгосрочная целевая программа "Информационное общество 2011-2018" — это средство реализации Стратегии развития информационного общества, одобренной президентом 7 февраля 2008 года. В программу будет заложено несколько подпрограмм. В первую очередь нужно создать и провести анализ информационных потоков и подготовить системно-технические проекты, что позволит заложить в программу системный подход.

— Общая стоимость "Электронной России" оценивалась в 77,1 млрд руб. Ее наиболее заметный результат — оцифровка 74 госуслуг, которые станут доступны в электронном виде в 2012 году. То есть более 1 млрд руб. на внедрение одной услуги. Планируете ли вы снижать себестоимость введения новых электронных госуслуг и как?

— Вопрос несколько некорректен, потому что план перехода ведомств на предоставление государственных услуг в электронном виде подразумевает то, что сами ведомства должны изыскать средства из собственного бюджета на оказание таких услуг, а не за счет средств ФЦП "Электронная Россия". Минкомсвязи обеспечивает только методическое и организационное руководство процесса перехода, формируя портал госуслуг. Если говорить о тех средствах, которые были потрачены в рамках "Электронной России", то, учитывая новую редакцию ФЦП 2002-2010, которая была одобрена на заседании правительства 15 сентября, объем программы за восемь лет ее реализации составит 21,237 млрд. руб. Правда, не стоит забывать, что часть этой суммы приходится на софинансирование субъектами РФ. Из этой суммы в 2010 год расходы на программу составят чуть более 3 млрд руб.

— Во сколько вы оцениваете размеры финансирования "Информационного общества"?

— Три министерства — Минкомсвязи, Минэкономики и Минфин — разрабатывают эту программу. Объемы финансирования будут определены только по результатам.

— В последнее время основная часть господдержки приходилась на развитие гостелевидения, популярность которого снижается в пользу радио. Вы не планируете сместить акценты господдержки вслед за потребителем?

— Дело не в смещении акцентов. Развитие цифрового радио предусмотрено в ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", реализацию которой можно с уверенностью отнести к крупнейшим национальным проектам современной России.

Масштабы страны таковы, что переход к цифровому телерадиовещанию является и одним из самых сложных проектов в мировой практике. Только для доставки вещательных программ в регионы потребуется строительство нескольких тысяч новых наземных объектов связи, запуск новых аппаратов космической связи и вещания, развитие кабельных сетей, внедрение телевидения высокой четкости, мобильного телевидения и, подчеркиваю, цифрового радиовещания, которое придет на смену аналоговому радиовещанию сначала в вещательных диапазонах с амплитудной модуляцией, а затем и в диапазонах с частотной.

Кризис на эти планы не влияет. Напротив, решение задач по переходу в масштабах страны на цифровое вещание как реальная антикризисная мера будет способствовать повышению темпов экономического развития, развитию человеческого капитала и повышению качества жизни. Оно позволит создать новые и задействовать неиспользуемые производственные мощности, открыть дополнительные рабочие места в науке, в промышленности, в сфере обслуживания. Наконец, это даст новый импульс деловой активности в медиабизнесе.

— Как вы можете прокомментировать попытки правоохранительных органов ужесточить контроль в секторах экономики, относящихся к сфере интересов Минкомсвязи? Служба судебных приставов предлагает блокировать лицевые счета владельцев мобильных телефонов, а Минюст намерен обязать интернет-провайдеров раскрывать информацию о пользователях сети. Вы будет поддерживать эти предложения?

— Мы действуем строго в рамках своих полномочий. А инициатива с мобильными телефонами противоречит требованиям законодательства в области персональных данных. Сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальными и подлежат защите. К этим сведениям, перечислю, относятся не только фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование абонента юрлица, Ф. И. О. его руководителя и работников. Это еще и адрес абонента или адрес установки конечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Предоставление третьим лицам сведений об абонентах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов — кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами. Извещение должника посредством связи в рамках исполнительного производства должно быть зафиксировано. Законом "О судебных приставах" такая информация могла бы признаваться необходимой для совершения исполнительных действий, но в действующем законодательстве нет установленного порядка ее использования. Норм, устанавливающих обязанность операторов связи предоставлять информацию о пользователях в службу судебных приставов, в законах об исполнительном производстве и о судебных приставах нет. Наконец, судебные приставы просто не входят в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Что же касается еще одной звучавшей идеи о списании денег абонентов в счет погашения долгов, то, как известно, лицевой счет абонента сотовой связи является авансовым платежом и договор банковского счета абонент с оператором связи не заключает. Вряд ли можно приравнивать к расчетному или банковскому счету физлица лицевой счет абонента услуг связи. Он не предназначен как средство платежа за другие услуги, кроме как за услуги связи — это наша позиция.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх