Гендиректор Mobbiko.ru: "Я не думаю, что столичный рынок мобильных телефонов будет развиваться" / СОТОВИК
<p align="justify">За рубежом интернет-торговля приобрела прочное доверие у потребителя, более половины всех покупок бытовой техники осуществляется именно через Всемирную Сеть. Российский потребитель пока еще с опаской смотрит на выложенные на сайте интернет-торговца товары, с опаской щелкает мышкой на ссылку в корзину, придирчиво рассматривает привезенный курьером товар. О том, как сломить стереотип недоверия к интернет-покупкам и о том, как развивается в России бизнес интернет-торговли сотовыми телефонами рассказывает корреспонденту Сотовика Сергей Барышников, генеральный директор интернет-магазина Mobbiko.ru.
Компания Mobbiko.ru, один из крупнейших интернет-магазинов в
России, более 4 лет успешно работает на рынке сотовых телефонов. Розничные
продажи сотовых телефонов и аксессуаров сеть осуществляет не только в Москве, но
и в 2500 городах России.
Какого оборота удалось достичь вашей компании в первом квартале 2004
года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?
Оборот Mobbiko.ru в первом квартале 2004 года примерно в 5 раз превысил
аналогичный показатель прошлого года. Наша компания уверенно держится в тройке
лидеров интернет- рынка продаж мобильных телефонов.
С какой целью Mobbiko.ru создал оффлайн-салоны продаж телефонов? Какова их
доля оборота по сравнению с интернет-бизнесом?
Причин для открытия оффлайн-магазинов несколько. Во-первых, при доставке
товаров на сумму свыше 1.000 USD возникает опасность, что курьер будет попросту
ограблен. Во-вторых, зачастую покупатели не могут выбрать нужный им товар, они
хотят увидеть понравившиеся модели своими глазами. Везти несколько моделей
телефонов опять-таки становится небезопасно. Наконец, часть клиентов по тем или
иным причинам желают обменять или вернуть купленный товар. Мы сталкиваемся с 3-5
подобными случаями в день. Посылать к каждому из них курьера невыгодно, проще
предложить им приехать в наш магазин. При этом стоит уточнить, что
оффлайн-салоны мобильной связи компания Mobbiko.ru рассматривает исключительно,
как один из методов поддержки интернет-магазина, а не как независимый проект.
Поэтому их общий оборот составляет не более 5% от общего оборота
Вы имеете возможность прослеживать изменения потребительского спроса. Как, на
ваш взгляд, изменились требования пользователей к телефонам за последние два
года?
Существенные изменения в характере потребительского спроса произошли даже не
за два, а за один год. Если год назад покупатели интересовались мобильными
телефонами с цветным дисплеем и полифонией, то теперь они обращают внимание на
его начинку совместимость с наладонниками, компьютерами, наличие технологии
blue-tooth и т.д.
В своем интервью CNews вы заявили, что к концу года на рынке мобильных
телефонов должно остаться не более 2-3 независимых интернет-салонов. На чем
основывается ваш прогноз?
Такой прогноз основывается на существующих в настоящее время тенденциях на
рынке салонов продаж. Дело в том, что небольшие независимые интернет-магазины не
имеют возможности конкурировать с крупными онлайн-салонами и
интернет-представительствами московских сетей салонов сотовой связи ни по
величине рекламного бюджета, ни по ценам. Кроме того, в последнее время
столичные оффлайн-торговцы стали существенно увеличивать расходы на свои
интернет-представительства. Поэтому многие онлайн-магазинчики попросту теряются
среди более крупных игроков и уходят со сцены.
За счет чего будет развиваться в дальнейшем столичный рынок?
Не уверен, что столичный рынок мобильных телефонов вообще будет развиваться.
Его насыщение достигло предела, и большинство игроков устремляются в регионы для
того, чтобы поддержать высокие темпы роста. Что касается интернет-торговли
мобильными устройствами, то здесь будущее за увеличением числа групп товаров.
Это могут быть цифровые фотоаппараты, MP3-плейеры и т.д.
Какой регион наиболее активен в интернет-торговле Mobbiko.ru?
Наиболее активный спрос, несомненно, наблюдается в нефтяных регионах и городах
с традиционно развитым промышленным производством.
Как можно стимулировать интернет-продажи телефонов в регионах?
Потенциальные покупатели в регионах обращают большое внимание на стоимость
доставки и время ожидания заказанного товара. Поэтому стимулирование продаж
должно происходить во многом за счет существенного снижения тарифа на доставку.
В некоторых случаях это нужно делать даже за счет небольшого повышения цен на
продукцию. Вопрос сокращения времени доставки заказа можно решить путем открытия
региональных представительств. В частности, Mobbiko.ru планирует начать
организовывать представительства за пределами Москвы уже в ближайшее время.
Планирует ли компания выходить на рынок СНГ?
В настоящее время Mobbiko.ru осуществляет проект по доставке мобильных
телефонов на территории Белоруссии. Однако пока темп развития белорусского рынка
не настолько велик, чтобы сосредотачивать на нем основные усилия. Поэтому в
ближайшем будущем компания не планирует распространять этот опыт на другие
страны СНГ.
Как, на ваш взгляд, можно сломить недоверие потребителя к покупкам посредством
Интернет?
Покупки через Интернет станут распространенными не раньше, чем сама сеть
получит широкое распространение. Если в Москве и ряде крупных городов он не
редкость, то в средних и малых городах им пользуются немногие. Что касается
столичного рынка, то популярность интернет-салонов также должна прийти со
временем. Потребители должны поверить в то, что покупка через Интернет более
удобна и настолько же безопасна, как покупка в ближайшем магазине. К примеру,
купив мобильный телефон на сайте Mobbiko.ru, человек может поделиться приятной
новостью с друзьями, и те, в свою очередь, возможно, в следующий раз также будут
рассматривать наш магазин, как один из предпочтительных вариантов для совершения
покупки. Наконец, недоверие потребителей к интернет-магазинам можно сломить за
счет открытия одного или нескольких традиционных оффлайн-салонов. Зная, что одну
и ту же покупку потребитель сможет осуществить и, заказав телефон через
Интернет, и в салоне связи той же компании, он будет более спокоен.
Что делает компания, когда на складе остаются модели, которые, возможно, скоро
морально устареют — проводит ли PR-акции, предлагает ли их на продажу в регионы?
Стоит заметить, что ассортимент Mobbiko.ru один и тот же для всех
потребителей, как столичных, так и региональных. Учитывая величину рынка, на
каждую модель телефона всегда может найтись покупатель, который ищет трубку
именно с таким набором функций за эту цену. Вместе с тем, мы не допускаем
устаревания нашего ассортимента. Сами компании-изготовители снимают те или иные
модели с производства, понимая, что в скором времени они могут морально
устареть. Мы также отслеживаем конъюнктуру спроса, и обновляем товарную линейку
в соответствии с ее изменениями.
Какие модели телефонов были самыми популярными в 1-м квартале этого года в
различных ценовых сегментах?
В категории до 100 USD наиболее популярными были Siemens A50, Siemens A52,
Motorola C200 и LG 1300. В среднем ценовом сегменте преобладали покупки Siemens
S55, Motorola 350, Samsung C100. Лидерами продаж в дорогом сегменте стали Nokia
6230 и Nokia 7200.
Девиз компании Mobbiko.ru магазин удобных покупок. Видимо, сложно найти
торговое предприятие, которое считало бы себя неудобным. В чем конкретно
выражается преимущество вашего сервиса перед конкурентами?
Главное, чтобы удобной себя считала не компания, а ее клиенты. Mobbiko.ru
гарантированно обеспечивает доставку товара по Москве в день заказа (как
правило, в течение 2-3 часов). Кроме того, в интернет-салоне Mobbiko.ru
представлен самый большой ассортимент мобильных телефонов (более 120 моделей).
Таким ассортиментом не могут похвастаться ни прочие интернет-магазины, ни
традиционные оффлайн-сети магазинов мобильной связи. Нельзя забывать и о
многочисленных программах поощрения покупателей в виде скидок, бонусов,
конкурсов. Так, недавно Mobbiko.Ru стал членом проекта Mnogo.Ru.
Какова стратегия компании на ближайшие годы?
В ближайшем будущем Mobbiko.ru продолжит экспансию в регионы. Кроме того, в
планах компании увеличение числа товарных групп на 3-4 позиции. Большая надежда
возлагается и на торговлю в кредит через Интернет. Такой проект можно будет
запустить, как только к этому будут готовы сами банки. Несомненно, рано или
поздно это произойдет, но хотелось бы, чтобы такое сотрудничество началось как
можно раньше.
© Д.Купченко, "Сотовик"
© СОТОВИК