Кому достанется "Связьинвест"? / Компания

   Автор статьи:

<p align="justify">Гендиректор "Системы Телеком" Владимир Лагутин считает, что сейчас в телекоммуникационной отрасли нет общепринятых правил поведения. Слишком большой приз — холдинг "Связьинвест" — на кону. Каждая конкурирующая компания играет за себя. Причем в ту игру, которая у нее получается лучше, чем у других.

Перед открытием выставки "Связьэкспокомм" пять трубачей вышли на балкон павильона "Системы Телеком" и дали сигнал к открытию. По сцене промаршировала группа физкультурников. Спортсмены и спортсменки уверенно выполнили серию упражнений с флагами. Более ста собравшихся ответственных работников "Системы" с удовлетворением наблюдали торжество принципа: "В здоровом теле — здоровый дух".

Генеральный директор холдинга Владимир Лагутин утверждает, что в представлении не было никакой идеологической подоплеки, а тем более ностальгии по советскому прошлому. Сценарий открытия определили близость Олимпийских игр и лозунг "Объединяя лучших", так как центральным событием этого года для "Системы Телеком" стало объединение групп компаний в двух новых операторов — "Скай Линк" и "Комстар - Объединенные Телесистемы".

Холдинг "Система Телеком" находится в хорошей спортивной форме. Он занимает второе место в российской отрасли связи, уступая по доходам только "Связьинвесту". Если "Система" успешно примет участие в разделе холдинга "Связьинвест", то станет безусловным лидером на рынке. Уже сейчас конкуренты — например, компании, входящие в "Альфа Телеком", стараются не сталкиваться с "Системой Телеком" напрямую. Так, "Вымпелком" и "Голден Телеком" вообще отказались от участия в выставке. Не было и стенда группы компаний "Телекоминвест". Лишь входящий в группу "МегаФон" активно шумел, развлекая собравшуюся молодежь концертами.

Пока дата и условия приватизации "Связьинвеста" не определены правительством, претенденты стоят поодаль друг от друга, копят силы, не желая раньше времени бросаться "врукопашную".

Владимир Лагутин возглавил "Систему Телеком" девять месяцев назад, покинув директорское кресло в Московской городской телефонной сети (МГТС). Если прежде он решал в первую очередь производственные проблемы, то теперь в основном выступает в качестве переговорщика. Лагутин получает "импульсы" с рынка — от конкурентов, регулирующих органов, инвесторов и партнеров — и передает их в свою компанию. Получение таких "сигналов" и их трансляция в "дочерние" компании занимает у него основное время.

Вы уже девять месяцев возглавляете "Систему Телеком". Для вас это оказалось сложнее, чем управлять производством?
Владимир Лагутин: Нет, это просто другая работа. В производстве есть четкий план, прописанный на перспективу. Каждый шаг вперед заранее определен. А здесь, даже при наличии сформированной стратегии, тактика может меняться каждый день. Подвижное состояние рынка требует большей реакции и постоянной коррекции поведения. Правила игры, по сути, никем не установлены. Они ежедневно формируются поступками конкретных людей.

Уловив "сигнал" с рынка, как вы передаете его в холдинг, при помощи приказов?
В Л.: Нет. Я могу приказывать только своему аппарату. Несколько наших компаний являются публичными, и такая форма обращения к ним неприемлема. Как я могу отдавать приказы президенту МТС, если малейшие изменения в компании мгновенно отражаются на рынке? Тактические вопросы решаются только сообща. Приказа нет, но стратегическая задача всем ясна. Руководители компаний имеют достаточно полномочий, чтобы самим принимать решение после согласования единой позиции холдинга.

Для достижения такого единомыслия вам пришлось сильно изменить управленческую команду? Например, из МГТС вы привели с собой двух новых руководителей: Семена Рабовского в "Комстар", Владимира Кострова — в "Скай Линк".
В.Л.: Кроме них я забрал с собой двух человек в управляющую компанию, и все. В группе компаний "Система Телеком" существует единая слаженная команда. Руководители давно знают и хорошо понимают друг друга. Помимо этого мы нередко осуществляем ротацию менеджеров по горизонтали. Понимание достигается за счет единой управленческой культуры. Мы стараемся на руководящие посты не привлекать менеджмент со стороны, а растить собственных управленцев. Практика других телекоммуникационных компаний, где принято привлекать специалистов из других отраслей, убеждает нас, что кандидату-руководителю необходим первичный профессиональный опыт.

"Когда вы приходили на нынешнюю должность, то назвали три основные задачи: объединение дочерних предприятий МГТС, вывод МГТС на международный фондовый рынок и участие в приватизации "Связьинвеста". Первую задачу вы выполнили. Как обстоят дела со второй? Тем более что препятствия вроде бы исчезли. Выступая на форуме в Лондоне, замминистра транспорта и связи и председатель совета директоров "Связьинвеста" Леонид Рейман заявил, что он не будет возражать, если МГТС проведет IPO.
Высказывания, даже самые оптимистичные, ничего не меняют: нужны конкретные действия, а не благие пожелания. Тему привлечения средств в МГТС с международных финансовых рынков мы обсуждаем уже шесть лет. В 2000 году совет директоров МГТС официально одобрил размещение ценных бумаг за рубежом. Связьинвест, которому принадлежит блокирующий пакет — 28% акций МГТС, тоже проголосовал за привлечение средств. Вот только как это сделать, мы до сих пор не договорились. Существует два варианта выхода из ситуации: либо мы сами выкупаем пакет "Связьинвеста", либо "Связьинвест" снимает возражение против IPO МГТС и при этом остается одним из владельцев компании. "Связьинвест" опасается, что после проведения допэмиссии его доля будет размыта и пакет перестанет быть блокирующим. Что они получат взамен?

Большую привлекательность МГТС? Кроме того, вы могли бы дать обещание питерским связистам, что "Система" примет участие в приватизации "Связьинвеста" в союзе с ними. У "Телекоминвеста" нет необходимых финансовых ресурсов для участия в приватизации "Связьинвеста". А у "Альфа Телекома" — есть. Вполне логично, если бы вы договорились с "питерскими" о размене: вы получаете полный контроль над МГТС в обмен на инвестиции, которые будут направлены на приобретение северо-западного оператора.
ВЛ.: Теоретически мы можем договориться со всеми, даже с "Альфой". Но действительность такова, что, если нет конкретного результата, например, юридического образования — холдинга или совместного проекта, — значит, договоренности не реализованы.

Но вы же смогли договориться с "питерскими" насчет совместного развития мобильного оператора "Скай Линк" и выкупили 50% акций у RTDC, которой владеет "РТК-Лизинг".
В Л.: Да, только мы покупали акции не у RTDC, а у компании Carmarthen Trading Ltd.

Некоторые аналитики предполагают, что "Связьинвест" после приватизации прекратит свое существование и будет разделен на несколько частей. Что вы думаете по этому поводу?
В.Л.Я придерживаюсь такой же точки зрения.

Акционерам выгодно, чтобы "Дальсвязь" объединилась с "Сибирь-Телекомом". "Уралсвязьинформ" - с "Волга-Телекомом". Стоимость компаний от этого только возрастет. Вас, наверное, будет интересовать "ЦентрТелеком"?
В.Л.: И "Южная телекоммуникационная компания" нас тоже привлекает. Наш интерес распространяется на все регионы, где есть платежеспособный спрос. Если бы "Связьинвест" продавался по частям, то, думаю, что желающие купить нашлись бы и на Дальнем Востоке, и на Урале. Но продажи по частям, видимо, не будет, потому мы готовы участвовать в конкурсе на тех условиях, которые объявит правительство. Думаю, что победитель тендера прекратит существование "Связьинвеста" как единого целого, обменяв его акции на ценные бумаги операторов, и будет управлять отдельными компаниями. Одни предприятия он сможет подготовить к скорой продаже, а другие оставит себе впрок.

Вы видите возможности для бизнеса в странах СНГ?
В.Л.: Мы никогда не скрывали своего интереса к странам СНГ — Украине, Белоруссии, Молдавии в отношении развития там не только мобильной, но и фиксированной связи. Что касается доходов населения, то все относительно. На примере России можно предположить, что ситуация там скоро изменится к лучшему, и новые современные услуги связи будут востребованы.

Инвестиционная программа "Системы Телеком" на этот год составляет около $1, 5 млрд. Деньги нужны для развития МТС, МГТС, "Комстара" и других компаний. Если же вы предполагаете еще участвовать в приватизации "Укртелекома" и других активов в СНГ, то вам нужны дополнительные средства. Откуда вы их возьмете?
В.Л.: Варианты известны: это использование привлеченных средств — займы или выход на биржу. Мы рассматриваем все возможности. Но какой смысл привлекать деньги сегодня, пока не определена дата приватизации "Связьинвеста"? Чтобы просто держать их? Если бы государство четко озвучило, когда и на каких условиях будет приватизирован холдинг, то тогда можно было бы рассуждать о заемных инструментах. Думаю, что сейчас ни у кого из желающих принять участие в приватизации "Связьинвеста" свободных средств нет. Стоимость холдинга также заметно варьируется в зависимости от конъюнктуры рынка.

Возможно ли привлечение к участию в тендере иностранных партнеров?
В.Л.: Мы рассматривали и такие варианты. Но пока рано об этом говорить.

"У вас есть два варианта вывода на финансовый рынок "Комстара" и МГТС. Вы можете выводить каждую из компаний самостоятельно или каким-либо образом объединить их и привлечь средства под единого оператора. Ведь привлекательность компании "Комстар-МГТС" для инвесторов станет выше?
В.Л.: Безусловно, поэтому мы рассматриваем оба варианта. С точки зрения стратегии сейчас сложно сказать, какой из них будет реализован. Но мы ускорили процесс объединения альтернативных операторов в "Комстар — Объединенные Телесистемы" именно для того, чтобы сформировать готовый инструмент для привлечения инвестиций. Если нам удастся решить вопрос приобретения пакета акций МГТС у "Связьинвеста", то у нас появится еще один такой инструмент. В этом случае мы сможем быстро создать единую компанию. Но обстоятельства могут сложиться и иначе.

Приватизация "Связьинвеста" и лишение "Ростелекома" монополии на дальнюю связь — это будут одномоментные события? Или "регулятор", в частности Министерство информатизации и связи, постарается развести их по времени?
В.Л.: С точки зрения "регуляторов", видимо, их нельзя проводить в одно время, так как это может привести к снижению стоимости "Связьинвеста". Но с точки зрения здравого смысла и развития здоровой конкуренции в России эти два события нужно совместить, а может быть, даже сначала провести либерализацию рынка, лишив "Ростелеком" монополии.

Значительную часть доходов "Ростелеком" получает от московского рынка. Некоторое время назад вы резко заявляли, что вас не устраивают пропорции раздела доходов от услуг дальней связи. Сейчас что-нибудь изменилось?
В.Л.: Ситуация не изменилась. "Ростелеком" продолжает ссылаться на то, что эта практика сложилась исторически, что осуществляется перекрестное субсидирование убыточных звонков и т.д.

Но ведь в новом законе "О связи" введено понятие универсальной услуги связи, а это означает, что перекрестное субсидирование должно прекратиться уже в этом году.
В.Л.: Закон есть, но по-прежнему нет подзаконных актов и вменяемой системы межоператорских расчетов. Как только она появится, мы возобновим разговор о пересмотре этих несправедливых по отношению к МГТС тарифов.

Как вы относитесь к поправкам Минфина к "Закону о связи", предполагающим упразднение Госкомитета по радиочастотам и передачу функций лицензирования в правительство?
В.Л.: В данном вопросе я придерживаюсь позиции: пусть плохонький, но свой. Невозможно постоянно менять закон. Я не берусь судить, кто должен в России управлять лицензиями и частотами. Например, в США существует администрация связи, которая независима и от правительства, и от конгресса. Через нее проходит все лицензирование, распределение частот.

На российском телекоммуникационном рынке операторов, неудовлетворенных текущим законом "О связи", очень много. Но если не приостановить процесс бесконечных изменений, то это приведет к полному пересмотру закона, который даже не успел вступить в силу. Нужно принять кардинальное решение: еще раз вернуться к переработке закона или вообще ничего не трогать.

Одним из противников закона "О связи" был бывший депутат Госдумы, а ныне гендиректор LV Finance Леонид Маевский. Теперь он жалуется, что "Связьинвест" тайком, без тендера продает "Скай Линку" свои доли в региональных операторах мобильной связи в стандарте NMT-450.
В.Л.: Во-первых, не "Связьинвест", а региональные компании продают NМТ-активы именно "Скай Линку", так как он обладает правом преимущественного выкупа, поскольку уже владеет частью этих активов. Во-вторых, нам совершенно понятна игра господина Маевского. Он ведь не собирается проводить модернизацию оборудования, переводить ее в стандарт CDMA-2000. Но поскольку мы намерены создавать общероссийского оператора в этом стандарте, то он рассчитывает, захватив отдельный актив, затем продать его нам же, но по более высокой цене.

Собираетесь ли вы покупать альтернативных операторов в регионах? Ваш крупнейший конкурент — "Голден Телеком" — очень успешен в своем региональном развитии.
В.Л.: Пока нет. Альтернативные операторы в регионах — "дочки" "Связьинвеста". Но в отличие от наших предприятий, например, от того же "Комстара", который будет приносить прибыль вне зависимости от того, кто у него акционер, эффективность этих компаний высока лишь до определенного времени.

До приватизации "Связьинвеста"?
В.Л.: Или до того момента, когда у власти в регионе находится конкретный человек. Реальный потенциал таких предприятий незначителен, они не представляют особой ценности. А покупать ради того, чтобы присутствовать на определенной территории, я считаю нецелесообразным. Сегодня не стоит приобретать компании, которые аффилированы с компаниями "Связьинвеста". Гораздо интереснее могут быть региональные проекты, связанные с IР-телефонией, передачей данных, доступом в Интернет.

Вы собираетесь приобрести "РТКомм.РУ", одну из ведущих российских компаний, предлагающую услуги доступа в Интернет для операторов? Если объединить ее с московским проектом "Точка.Ру", то в результате возникнет крупнейший национальный провайдер.
В.Л.: Я не комментирую наших ближайших планов. Сделаем — сообщим.

© Сергей Филиппов, Компания

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх