Леонид Рейман: "О кризисе в российской отрасли связи говорить не приходится"
В процессе административной реформы Министерство связи и информатизации было упразднено, а затем появилось вновь уже под другим названием - Министерство информационных технологий и связи. О новой роли министерства, о будущем рынка информационных технологий, о том, когда эти технологии придут в самые отдаленные регионы, министр Леонид Рейман рассказал обозревателю "Известий" Александру Латкину.
Изменились ли функции министерства в процессе административной реформы? Каков новый статус министерства в правительстве?
Административная реформа, реализуемая правительством по поручению президента, поставила перед нашим министерством новые задачи, касающиеся в первую очередь вопросов развития законодательства в сфере информационных технологий и связи. Да и само время, в которое мы живем, время бурного развития инфокоммуникаций ежедневно предъявляет новые требования. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать законодательную базу деятельности отрасли, чтобы правовое регулирование не тормозило, а, напротив, способствовало развитию ИТ-рынка и российской экономики в целом. Министерство информационных технологий и связи будет выполнять правоустанавливающие функции, в то время как исполнением будут заниматься агентства: Федеральное агентство информатизации и Федеральное агентство связи. Функции контроля и надзора в области телекоммуникаций возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи.
Изменение названия министерства — дань моде или отражение роста роли ИТ? Можно ли считать, что в правительстве появилась структура, ответственная за внедрение ИКТ в органах власти?
Да, изменение названия министерства свидетельствует об определенной смене приоритетов. Вынесение "информационных технологий" на первое место говорит о многом. Необходимо, чтобы в российском правительстве был орган, отвечающий за ИКТ, по аналогии с существующей зарубежной практикой. Перед правительством стоят глобальные задачи, связанные с обеспечением экономического роста страны. Сегодня именно темпы развития ИКТ определяют уровень и направления развития всех секторов экономики и несут в себе большой потенциал для реального повышения качества жизни людей. Чтобы решать эти задачи, необходимо быстрое внедрение ИТ во все сферы общественной жизни, включая и сферу деятельности органов государственной власти. Убежден: органом, координирующим процессы внедрения ИКТ, в том числе и в органы государственной власти, должно стать новообразованное министерство. Кроме того, мы давно ведем работу в этом направлении. Нами уже подготовлен документ "Концепция внедрения ИКТ в органы государственной власти", который будет передан на рассмотрение в правительство до конца 2004 года.
Какова судьба закона "О связи"? Когда он реально вступит в силу, когда появятся все необходимые подзаконные акты?
Согласно утвержденному правительством плану большая часть нормативно-правовых актов к закону "О связи" должна быть разработана до конца 2004 года, часть появится в 2005 году. Наиболее важные дополнения к новому закону "О связи" уже внесены в правительство и могут быть рассмотрены в течение ближайших недель. В том числе внесены проекты постановлений правительства и "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации". Всего разрабатывается 35 подзаконных актов.
Сейчас разрабатываются поправки к закону "Об информации, информатизации и защите информации" и новая версия закона "О почтовой связи". Помимо этого, Минсвязи осуществляет работу над "Концепцией развития ИТ-рынка". Эту концепцию ведомство намерено представить на утверждение в правительство до конца 2004 года.
Когда реально начнет работать механизм универсальной услуги (набора услуг связи, доступного любому гражданину страны), смогут ли альтернативные операторы воспользоваться этим механизмом?
Вначале необходимо подготовить ряд правовых актов, в том числе регламентирующих порядок оказания универсальных услуг. Работа над ними ведется. В этих документах мы предлагаем описать содержание самой универсальной услуги и механизмы ее формирования. Сейчас проводятся консультации по выбору конкретной модели оказания универсального обслуживания. В них принимают участие представители компаний связи, эксперты, депутаты Госдумы и представители регионов. В III квартале этого года мы направим в правительство проекты всех постановлений, регламентирующих порядок проведения конкурса и порядок оказания универсальных услуг, а также устанавливающих механизм функционирования фонда универсального обслуживания. Мы намерены ввести систему универсального обслуживания с 2005 года.
Также необходимо отметить, что в законе "О связи" четко определено, что право на оказание универсальных услуг предоставляется операторам по результатам конкурса. Все операторы связи независимо от того, какое положение они занимают в сети связи общего пользования, смогут принять участие в конкурсе. Однако в случае отсутствия заявок на участие в конкурсе на определенной территории страны оказание универсальной услуги будет возложено на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.
Какова дальнейшая судьба ФЦП "Электронная Россия"? Нужна ли такая программа или необходимо разработать принципиально новую? Эффективен ли сам механизм федеральных целевых программ?
Правительство в этом году рассмотрит доработанную федеральную целевую программу "Электронная Россия". В настоящее время министерство дорабатывает и модернизирует некоторые моменты этой программы. У ФЦП "Электронная Россия" большие перспективы. Эта программа будет оставаться движущим фактором в развитии инфокоммуникаций в России.
Решены ли "телекоммуникационные вопросы", касающиеся вступления России в ВТО? Может ли рынок дальней связи быть либерализован до вступления в ВТО — например, после выдачи соответствующих лицензий альтернативным операторам?
В настоящее время вопрос вступления России в ВТО прорабатывается, в том числе по демонополизации рынка дальней связи. Согласно вступившему в силу закону "О связи" оператором дальней связи может стать любая компания, сети которой соответствуют установленным требованиям. Прежде всего это касается охвата сетью оператора всей территории страны. Пока это условие выполняет лишь одна компания — "Ростелеком". Кроме того, говорить о вопросе выдачи лицензий на услуги дальней связи другим компаниям станет возможным только после решения проблемы перекрестного субсидирования. Все операторы должны быть в равных условиях.
Сейчас на рынке есть ряд компаний, которые наверняка захотят и смогут конкурировать на рынке дальней связи, — где-то около 10 крупных компаний, которые захотят заниматься предоставлением услуг дальней связи.
Определен ли механизм продажи госпакета "Связьинвеста"? Может ли пакет быть продан иностранному инвестору? Есть ли деньги внутри страны для такой покупки?
Сегодня модель продажи "Связьинвеста" пока не ясна. Возможны три сценария. Над определением приоритетного варианта работает рабочая группа во главе с Минэкономразвития. После принятия решения о модели можно говорить о конкретных механизмах и сроках.
Россия сегодня движется к вступлению в ВТО. В отрасли связи никогда не было и на сегодняшний день нет ограничения на участие иностранного капитала. Мы не планируем никаких ограничений в отношении иностранных компаний на участие в капитале российских компаний. На любом рынке постоянно происходит смена инвесторов, появляются новые инвесторы, и мы не будем классифицировать их по признаку — российские они или иностранные.
В каком направлении будет развиваться сотовая связь? Возможно ли слияние "Вымпелкома" и "Мегафона"? Хватит ли номерной емкости для нормального развития сотовых сетей?
Сотовая связь один из самых динамичных секторов рынка. Из-за высокого уровня насыщения российских потребителей услугами сотовой связи дальнейшие усилия операторов, на мой взгляд, будут направлены на расширение спектра предоставляемых услуг, в том числе таких, как интеллектуальные услуги, интерактивные услуги, услуги мультимедиа.
Что касается слияний-разделений операторов на рынке это предмет их самостоятельных решений, при условии выполнения требования российского законодательства.
В отношении наличия номерной емкости могу сказать: ее достаточно, здесь никаких проблем нет. Эта тема излишне раздута. Задержка в получении номеров связана исключительно с проведением реорганизации правительства. Мы уже внесли в правительство проект постановления о распределении ресурсов нумерации и рассчитываем на то, что этот документ будет подписан в ближайшие дни.
Возможен ли кризис в российской ИКТ-отрасли? Что нужно сделать, чтобы его избежать?
Я считаю, что о кризисе в российской отрасли ИКТ говорить не приходится. В развитие телекоммуникационной отрасли России с начала 2003 года инвестировано 539 MUSD иностранного и около 800 MUSD российского капитала. За последние 4 года ежегодный рост телекоммуникационного рынка России в среднем составил 40%, инвестиции за этот период превысили 7 млрд. USD.
Такой показатель, как количество пользователей сети интернет, в России ежегодно растет на 35-40%, и к 2010 году он достигнет 50 млн. человек. По прогнозам, к 2005 году по сравнению с 2001 годом российский экспорт информационных технологий должен вырасти в 3 раза.
Сегодня на российском рынке активизировались иностранные компании, такие как Hewlett-Packard и Intel, которые поставили цель увеличить объем продаж в России до 1 млрд. USD и довести количество рабочих мест в своих представительствах до 1 тысячи человек. Мы надеемся, что и новый закон "О связи", ориентированный на прозрачность отрасли, поможет привлечь нам дополнительные инвестиции.
© СОТОВИК