<p align="justify">29 июня прошло годовое собрание акционеров одного из ведущих операторов сотовой связи на территории Центрального Черноземья ОАО "РеКом". Генеральный директор компании Александр Приказчиков охарактеризовал прошедший год как "успешный и плодотворный". Подробная расшифровка сказанного — в интервью "АиФ-Черноземье".
"Экономика определяется шириной пропускной полосы"
- Александр Николаевич, недавно "РеКом" расширил сферу своего влияния в
информационное пространство. Помимо оказания услуг сотовой связи вы
предоставляете еще и интернет-услуги. С чем это связано?
Любой бизнес должен расширяться. Поэтому 3 года назад мы решили заняться
Интернетом. Я был против. Мне казалось, что этот спектр бизнеса останется
невостребованным. Я ошибся. Сейчас доля интернет-доходов в общей сумме доходов
компании "РеКом" составляет более 5%. Она растет. Среди наших абонентов
"разгоняется" 1 гигабайт интернет-информации.
Наше главное правило — абонент компании "РеКом" должен получить весь спектр
телекоммуникационных услуг. Помимо телефонных переговоров это получение
оперативных данных о состоянии своего счета, беспроводной доступ в Интернет и
многое другое. Все это воплощено в реальность, так как мы владеем полным
спектром лицензий в области телекоммуникаций.
Если более детально говорить об обеспечении беспроводного доступа в Интернет, то
здесь существует множество вариантов. Мы активно разрабатываем новейшую в этой
отрасли технологию WI-FI.
- Считаю это очень важным. Радисты и люди, связанные с
телекоммуникациями, говорят, что уровень развития экономики определяется шириной
пропускной полосы. Степень экономической свободы определяется, многими
параметрами. Одним из важнейших является свобода доступа к информации. Чем она
выше, чем больше объем информации — тем богаче страна. — Другое направление
деятельности компании "РеКом" — строительство телекоммуникационных сетей.
Насколько активно оно развивается?
Мы являемся одним из крупнейших строителей телекоммуникационного пространства на
территории Центрального Черноземья. Общая длина нашей транспортной сети на
основе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) составляет 1200 километров. В
прошлом году мы закончили строительство ВОЛС на участке Орел — Липецк — Воронеж
- Белгород — Курск. В этом году мы закончили участок Брянск — Орел. Сейчас
строим участок Курск — Орел. Только за шесть месяцев этого года введено в
эксплуатацию 89 базовых станций. Их общее число превысило рубеж "300". В плане
капитального строительства на 2004 год предусмотрено выделение 1,5 миллиарда
рублей. Надеемся, что эта цифра будет перекрыта.
"Рядом с пьедесталом"
- "РЕКОМ" перешел рубеж 500-тысячного абонента. Какие параметры берутся за
основу при определении числа абонентов компании?
При подсчете числа абонентов появляется соблазн "надуть" свою базу, показаться
могучим и здоровым. Мы избежали этого искушения. Любой бизнес должен приносить
прибыль. Иначе предприятие умирает естественной смертью. В нашем случае прибыль
генерируется абонентами. Согласно используемой нами методике к услугам компании
"РеКом" прибегают 800 тысяч человек, монтируемая емкость сети в настоящее время
рассчитана на 1,2 миллиона пользователей. Но если человек в течение 2 месяцев не
сделал ни одного звонка, мы его уже не считаем своим абонентом. Даже в том
случае, если у него на счету положительный баланс.
-Александр Николаевич, когда предполагаете перешагнуть
миллионный рубеж?
Полагаем, что миллионный абонент появится у нас до Нового года. Мы очень
серьезно готовимся к этому событию. Число "1 миллион абонентов" является
рубежным. На недавнем конгрессе операторов стандарта GSM в Каннах выяснилось,
что до нее добираются не очень многие операторы. Конечно, это не титул чемпионов
мира — есть компании с несколькими десятками миллионов абонентов по всему миру,
но то, что мы находимся, по крайней мере, рядом с пьедесталом, совершенно точно.
- Возможен ли переход операторов стандарта GSM на
бесплатный входящий звонок?
Это вопрос несовершенства законодательной базы, а не каприз оператора. Должен
платить тот, кто генерирует трафик. Когда наш абонент звонит на городской номер,
мы платим. Когда 600.000 городских абонентов звонят нам, мы не должны ничего
получать? По-хорошему, входящий звонок, конечно, должен быть бесплатным. Украина
решила этот вопрос в рамках правового поля. У нас руки почему-то не доходят.
- Вы считаете себя конкурентами городской телефонной
связи?
Судите сами. 5 лет назад, когда мы только начинали, сотовый телефон был
атрибутом людей обеспеченных. Стоимость минуты разговора составляла 0,5 доллара
и выше. Практически безраздельными хозяевами на рынке телекоммуникаций были
традиционные операторы. Сейчас сотовой связью пользуются даже школьники. Средний
тариф составляет 7 центов за минуту разговора. Есть даже "одноцентовые" тарифы.
Мы гордимся тем, что демократизация мобильной связи прошла при нашем
непосредственном участии. Первый простой человек, вышедший на улицы Черноземья с
сотовым телефоном в руке, был абонентом "РеКом". Тогда мы угадали, сделав ставку
на молодежь и на средние слои населения.
Согласно данным "Центр-телекома", сейчас за ним осталось лишь 40% рынка
телекоммуникаций, 60% занято операторами мобильной связи.
- Гендиректор компании "РеКом" может ручаться за то, что
деньги со счетов абонентов не исчезают бесследно?
В сфере связи установлена очень жесткая дисциплина. Оборудование проходит
обязательную сертификацию. Недавно я насчитал 30 инстанций, имеющих права
проверки любой из сфер деятельности телекоммуникационной компании. Базовое
оборудование для сотовых операторов стандартно. Его производит очень
ограниченный круг предприятии со сложившейся репутацией. В деловом мире
репутация — это все. Фирмы с мировым именем будут рисковать ей ради того, чтобы
"увести" со счета абонента из российского Черноземья лишние 500 рублей? Я в этом
очень сильно сомневаюсь.
- Очень часто задают вопрос о конфиденциальности
телефонных переговоров.
Одна из особенностей стандарта GSM заключается в том, что здесь используется
алгоритм защиты, шифровки речи. Расшифровать его можно. Но это стоит больших
денег. Человеку, которому этого недостаточно, можно дать 2 простых совета: не
доверять свой телефон друзьям и соседям и менять его раз в 2-3 года. Именно на
этот срок рассчитан сотовый телефон. И уж конечно, не стоит приобретать бэушные
аппараты. Как правило, они попадают в Россию после того, как отработают свой
ресурс на Западе.
- Качество связи "РеКом" вызывает нарекания?
Связь носит вероятностный характер. Она может быть максимально приближенной к
единице. Но 100-процентной гарантии радиосвязи не даст никто и никогда. Она
зависит от многих факторов. Вплоть до состояния погоды.
- Есть ли принципиальные различия между федеральными и
городскими телефонными номерами?
При подключении шестизначного номера задействуется городская телефонная сеть.
Поэтому абоненту приходится платить дороже. В среднем на 20
USD. Технически же нет никакой разницы. Какого-то конкурентного значения
это также сейчас не имеет.
Агрессивная суть бизнеса
- Компания начинала свою деятельность с того, что в ее штате числилось 7
человек. Сейчас — 700. Средняя зарплата — 300 долларов. За счет чего удалось
пережить "болезни роста", от чего пришлось отказаться?
Нашим крупнейшим акционером является компания МТС. Она направляла нас и помогала
нам на протяжении 5 лет существования "РеКом". Не будь МТС, мы, возможно, прошли
бы тот же путь. Но он занял бы гораздо больше времени и был бы более трудным.
От чего-то действительно приходилось отказываться. Бизнес агрессивен по сути.
Для того чтобы выжить в нем, необходимо принимать жесткие решения. В частности,
сейчас мы всерьез задумываемся о том, что нам необходимо сократить количество
отделов продаж. Тому есть экономические обоснования. С начала года через отдел
продаж мы подключили лишь 18% новых абонентов. Остальные пришли к нам от наших
дилеров. Коль скоро они справляются со своей работой, наверное, нет смысла
вкладывать деньги в дублирующую структуру, отдача от которой неадекватна
вложениям в нее.
- Государство чувствует на себе отдачу от вашей
деятельности?
За все время существования мы не взяли у государства ни копейки. При этом
принесли немало. В 2003 году чистая прибыль компании превысила 796 млн. рублей,
или 26 MUSD. В бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды уплачено около 600 млн. рублей, то есть один работающий в компании человек
заработал для государства более 1 млн. рублей налогов в год, что является
высочайшей эффективностью и производительностью труда. Платить налоги — это
обязанность, но это, по моему мнению, и есть социальная ответственность бизнеса,
к которой нас призывает президент страны. Это принципиальная позиция компании. У
нее есть свои минусы. В прошлом году мы пережили две серьезные проверки. У нас
одновременно работали 29 налоговых инспекторов. Мы вышли практически чистыми.
Считаю это заслугой нашей бухгалтерии. Кстати, у нас введена западная система
бухучета. В бумажном виде хранятся лишь первичные документы. Текущая
документация существует в электронном виде.
К ревизии любой из сфер нашей деятельности мы готовы в любой момент. В числе
прочих не дают расслабиться акционеры, дважды в год присылающие мощнейшую
аудиторскую комиссию. Будь за нами серьезные нарушения — мы уже не работали бы.
И в заключение хотелось бы поблагодарить наших абонентов за доверие к компании "РеКом".
Мы приложим все усилия, чтобы они чувствовали себя в нашей сети максимально
комфортно.
© Геннадий Никитчанов, АиФ-Тамбов
© СОТОВИК