<p align="justify">Операторы "большой тройки" продолжают менять структуру управления региональными сотовыми компаниями. Вслед за МТС, назначившей директора Сибирскому макрорегиону, ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн GSM") передало функции управления другими представительствами компании в регионе, принадлежавшие новосибирскому филиалу, недавно созданной региональной дирекции. Она будет отвечать за развитие филиалов оператора на территории Сибири, получив право решать вопросы, ранее находившиеся в ведении московского офиса. Первому о создании новой структуры региональный директор Сибирского региона ОАО "Вымпелком-Р" Евгений Рубан рассказал корреспонденту "КС" Егору Егошину.
- В чем состоит суть изменений?
В "ВымпелКоме" идут преобразования, направленные на предоставление большей
самостоятельности на уровне суперрегионов. Пилотный проект будет реализован в
Сибири. В результате в Новосибирске будет создано региональное управление по
Сибирскому региону.
- Чем вызвано преобразование и каких результатов ждете от
его реализации?
Строительство бизнеса надо вести по определенным правилам, иначе компании в
разных регионах не будут работать как единый организм. Поэтому на первом этапе "ВымпелКом"
придерживался политики абсолютной централизации с очень жесткими требованиями:
единые правила, единые технологии, единое оборудование (вплоть до компьютерной
техники на рабочих местах).
Однако мы считаем, что за два года нам удалось успешно завершить период
строительства бизнеса. У нас есть одна проблема: недостаточно высокая скорость
принятия решений. Допустим, в барнаульском филиале рождается какая-нибудь идея,
потом она направляется в региональный центр (Новосибирск), потом — в Москву, там
она рассматривается, и вынесенное решение проходит тот же самый путь в обратном
направлении. Естественно, этот процесс занимает длительное время. Проект
направлен на то, чтобы более гибко работать на рынке, быстрее реагировать на
изменения рынка. Для этого центр компетенции переносится с центрального
московского офиса на региональный центр.
Наша цель — создать такую организационную структуру, которая работает по единым
правилам, по единой технологии, на едином оборудовании, но имеет возможность в
рамках своей ответственности принимать самостоятельные решения.
- Как я понял, останутся единая система тарифов, единая
закупка технологического оборудования, но у регионов появится возможность выбора
в принятии маркетинговых и рекламных решений?
В регионах будет единая тарифная политика, одним из принципов которой является,
например, роуминговое пространство. Для определения зоны компетенции будет один
критерий: показатели деятельности компании. Чем более успешно будет работать
компания, тем больше у нее будет возможностей в принятии самостоятельных
решений.
- Насколько я помню, при строительстве сети в Сибири
применялась подобная схема: в Новосибирске был координирующий центр по
развертыванию сетей в регионах.
Действительно, все было именно так, и эта структура сохранилась до настоящего
времени. Раньше управление регионом осуществлялось внутри новосибирского филиала
компании, но это было ненормально: филиал выполнял свои функции и одновременно —
регионального центра. Сейчас из новосибирского филиала будет выделена структура,
которая станет управлять филиалами в регионах Сибири.
- Эти шаги совпали с изменениями, которые сейчас
происходят в МТС, где были назначены директора макрорегионов. Как вы считаете, с
чем связана эта тенденция?
Это объективный процесс. Все компании сейчас находятся примерно в одинаковом
положении (если не считать количество абонентов, выручки и прочего) — "МегаФон",
"ВымпелКом", МТС. В принципе, у каждого оператора так или иначе есть лицензия на
всю Россию, за некоторыми исключениями. Кто сегодня построит более управляемую
структуру по всей России, тот и выиграет. Очевидно, что те структуры, которые
были в МТС, в "ВымпелКоме", не готовы управлять огромным количеством
региональных филиалов. Поэтому все ищут какие-то организационные структуры,
чтобы наиболее эффективно управлять бизнесом.
- Однако в МТС уже назначены директора всех макрорегионов,
а в "ВымпелКоме", как вы говорите, Сибирь будет пилотным проектом.
Региональные директора в "ВымпелКоме" есть по всем регионам, еще с начала
региональной экспансии. Просто они работают территориально в Москве, это я
мотаюсь туда-сюда. Другие регионы в отличие от Сибири пока работают по старой
схеме и, видимо, будут так работать еще некоторое время. Мы решили попробовать
новую схему в Сибири, посмотреть результаты, а затем уже применять ее в других
регионах.
- Это ваша личная инициатива?
Эта инициатива идет с двух сторон.
- Какое место в этой структуре займет "Сотовая компания",
оператор сети N-AMPS в Новосибирской области?
То же самое, что и сейчас. "Сотовая компания" существует как отдельное
юридическое лицо, у нее есть лицензия и оборудование. Лицензия кончается в 2005
году. Дальше мы уже будем смотреть, что делать с компанией.
- Еще не приняли решение о продлении лицензии?
Оборудование, установленное в "Сотовой компании", до конца срока действия
лицензии полностью амортизируется, и мы будем вправе принимать любое решение.
- Возможна ли продажа этой сети, как это произошло в
Москве с аналоговой сетью "Би Лайн"?
Возможна.
- Переговоры на этот счет ведутся?
Не хочу комментировать этот вопрос.
- Какова динамика абонентской базы?
На сегодня там порядка 25.000 абонентов, мы планировали, что динамика будет
отрицательнее. Абонентов эта сеть устраивает, тарифы там, естественно, ниже, чем
в GSM. Зона покрытия неплохая, так как она была рассчитана на обслуживание
большего количества абонентов: на момент запуска "Би Лайн GSM" там было 45.000
абонентов.
- А каковы финансовые показатели — она убыточна?
Она не убыточна.
- Сейчас все большее значение получает не столько
показатель подключения новых абонентов, сколько показатель оттока. Каков этот
показатель в целом по рынку, у ваших конкурентов, у вашей компании?
О показателе оттока у нашей компании в Сибири говорить не могу. Однако не
секрет, что некоторые абоненты имеют по две-три сим-карты. По международным
правилам подсчета абонентов, они попадают в базу сразу к нескольким операторам.
По моим оценкам, в Новосибирске таких 100 тысяч, порядка 10%.
- Как вы считаете, обоснованы ли амбиции "Сибирьтелекома"
стать четвертым игроком сотовой связи в Сибири, занять к 2006 году 25% рынка?
Это реальная задача, если у них будут ресурсы на развитие — сегодня все зависит
от этого. Я не могу сказать, сколько для этого необходимо средств. Скажу лишь,
что "ВымпелКом" в этом году вкладывает на развитие 1 млрд
USD в целом по стране.
© СОТОВИК