Юрий Вербицкий: МТС строит на Урале управленческую вертикаль

   Автор статьи:

<p align="justify">В середине августа сменился гендиректор МТС в Екатеринбурге. Свой пост Сергей Аркатов уступил Юрию Вербицкому, бывшему коммерческому директору ЗАО ?Уралтел? (дочерняя компания ОАО ?Мобильные ТелеСистемы?, держатель лицензии Минсвязи на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM в Свердловской области). Новому директору предстоит реорганизовать систему управления МТС в Свердловской области, сделав ее частью макрорегиона ?Урал? — новой структурной единицы ?Мобильный ТелеСистем?. О том, как реструктуризация отразится на маркетинговой политике МТС в Екатеринбурге, г-н Вербицкий рассказал корреспонденту ?ДК?.

? Что стало причиной вашего назначения на пост гендиректора?
Перед компанией сейчас стоят гигантские задачи. ?Мобильные ТелеСистемы? реструктурируются для повышения управляемости, оптимизации оперативной отчетности, улучшения качества обслуживания абонентов, для эффектного представления на международном фондовом рынке. Проще говоря, компания стала чрезвычайно масштабной, и столь же масштабны претерпеваемые ею изменения. Мое назначение ? лишь маленький эпизод в этих серьезных кадровых перестановках. Суть перемен ? новые назначения и горизонтальная ротация кадров. Людей переставляют с места на место, меняют им условия, исходя из современных представлений о кадровом менеджменте. Отвечая на ваш вопрос, я не могу сказать, что кого-то выгнали за что-то, а меня назначили потому-то.

? Знаете ли вы, где будет работать ваш предшественник Сергей Аркатов?
У меня нет информации на этот счет.

? В чем суть перемен, которые вам предстоит осуществлять?
Во-первых, принципиально меняется схема управления компанией. Вводится трехуровневая система: корпоративный центр (КЦ) ? макро-регион ? регион. МТС в Екатеринбурге ? один из регионов (филиалов и дочерних компаний), которые входят в макро-регион ?Урал?. Раньше МТС представлял собой консорциум, состоящий из множества автономных компаний ? дочерних предприятий типа ?Уралтела?, филиалов, таких как в Челябинске, и т.д. Сейчас этот консорциум превращается в единую монолитную многоуровневую структуру западного типа, в которой возрастает роль вертикальных функциональных составляющих. Если раньше все региональные компании напрямую подчинялись единому центру, то теперь они будут подотчетны среднему уровню управления, а тот, в свою очередь, ? корпоративному центру. МТС становится единой компанией с едиными стандартами и правилами работы. Стандартизировать операции в Екатеринбурге ? моя основная задача на ближайший период.

? Новый уровень в структуре управления компанией ? макро-регион. Каково его значение в структуре МТС?
Макро-регион ? промежуточное территориальное подразделение между регионами и КЦ, осуществляющее оперативное управление группой региональных компаний. С одной стороны, макро-регионам будет дано право решать часть вопросов, которые сейчас находятся в компетенции корпоративного центра. Это позволит повысить оперативность принятия решений. С другой стороны, макро-регионы возьмут на себя часть функций регионов. Макро-регион ?Урал? в МТС пока только создается. Структуры построения всех макро-регионов ? типовые, сейчас они наполняются кадрами, уточняется функционал и технологические схемы. Географически он совпадает с УрФО ? в его состав вошли Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Центр макро-региона ?Урал? ? в Екатеринбурге, директор ? Сергей Пузиков. Директорат макро-региона практически сформирован. Я подчиняюсь непосредственно г-ну Пузикову, а он ? президенту МТС.

? В чем цель объединения региональных компаний в рамках макро-региона?
Должна повыситься скорость выполнения директив центра. Столь же быстро центр должен получать обратную связь с мест. Я говорю о достоверности отчетности и прозрачности бизнес-процессов в компаниях, образующих макро-регион. Другая цель ? оптимизация внутренней экономической структуры. Эффективность работы каждого подразделения будет просчитываться по определенным алгоритмам. Лишним кадрам, если такие обнаружатся, мы должны найти другое применение. Подчеркну, что никаких увольнений, тем более массовых, не будет.

? Вам комфортно работать в рамках трехуровневой управленческой схемы? До какой степени вы самостоятельны в принятии решений?
В ментальности большинства наших руководителей традиционно присутствует такой подход: у меня есть ресурсы, бухгалтер, экономист, и я, как директор, согласно КзОТ, отвечаю за все вместе с главбухом. Теперь эта схема должна измениться. Нам, как и всем другим региональным подразделениям МТС, оставляют бизнес-процессы, связанные с продажами, обслуживанием населения. Все инвестиционные вопросы, касающиеся освоения больших сумм, например на введение услуги GPRS, построения интеллектуальной платформы, становятся прерогативой центра. Полномочия по ведению инвестиционных проектов будут распределены между центром и руководством макро-региона. Я считаю, что эта схема позволит компании развиваться более динамично, планомерно и равномерно во всех регионах. Цель МТС ? предоставлять услуги связи высокого качества повсеместно.
Комфортно ли я себя чувствую как руководитель внутри этой схемы? Беспокойства стало больше. Но и интереса к работе тоже.

? Стало быть, самостоятельности у вас стало меньше?
Если отвечать коротко, то да, меньше. Я уже не могу автономно принимать решения, какой должна быть сеть, до каких границ ее расширять. Но мы по-прежнему остаемся самостоятельными в привязке тарифов к местным условиям. Доля креатива в нашей работе уменьшится в целом, зато в обслуживании клиента мы можем проявлять все свои творческие способности, поднимая уровень сервиса на новую высоту. Мы по-прежнему обязаны осуществлять постоянный мониторинг регионального рынка, действий конкурентов и оперативно на них реагировать. Качество остается нашим главным приоритетом. Но творчество в разработке стратегии ушло.

? Скоро в Свердловской области должна заработать сеть ?Урлсвязьинформа?, причем, по заявлению представителей компании, они рассчитывают на 30-40% местного рынка. А это должно сместить МТС в Екатеринбурге с 1 места по числу абонентов. Что вы будете делать, чтобы сохранить лидерство?
Ничего специального предпринимать не станем. Мы считаем, что МТС на Урале сохранит лидирующие позиции как минимум до конца года, вне зависимости от того, когда запустит свою сеть ?Уралсвязьинформ?. Не буду оригинальным: первенство удержат операторы ?большой тройки? ? ?БиЛайн? ?МегаФон? и МТС, а все остальные игроки будут с большим или меньшим успехом сохранять присутствие в уже занятых ими нишах.

? У ?Уралсвязьинформа? есть весомый аргумент ? проводные каналы связи, которыми активно пользуются местные мобильные операторы. Они обещали не ограничивать к ним доступ, сконцентрировавшись на обеспечении конкурентоспособных цен и развернутом сервисе. Что вы об этом думаете?
На последней пресс-конференции они объявили, что все-таки воспользуются своим монопольным положением на рынке проводных сетей, чем повергли всех мобильных операторов в уныние. Но есть факторы, ограничивающие доминирование ?Уралсвязьинформа?. Во-первых, задолго до описываемых событий МТС приступил к созданию собственных транспортных сетей, во-вторых, есть альтернативные операторы, владеющие волоконно-оптическими каналами.
Если же ?Уралсвязьинформ? начнет демпинговать? Демпинг ? орудие обоюдоострое. Посмотрим, что получится.

? На кого вы делаете ставку в увеличении абонентской базы: на новых пользователей или тех, кто хочет сменить оператора?
На сегодня уровень проникновения сотовой связи в Свердловской области составляет около 30%, а потому возможности рынка далеко не исчерпаны. Сейчас мы все делаем для того, чтобы сохранить наших старых абонентов. Отток абонентской базы, связанный с действиями конкурентов, который произошел в момент выхода на местный рынок федеральных операторов, сейчас практически прекратился. Правда, у любой компании есть недовольные клиенты, которые переходят к конкурентам, и МТС в Екатеринбурге не исключение. Мы уже преодолели болезнь, связанную с ребрендингом, когда не вполне удачно использовали возможности нового бренда. Для привлечения новых абонентов очень хорошо показывают себя тарифные планы ?Джинс?. Недавно предложенные нами условия, когда абонент может на 50% уменьшить стоимость исходящих или входящих при заключении срочного контракта ? это настоящая маркетинговая находка, которую и ?Уралтел?, например, вне МТС не смог бы себе позволить: слишком это дорого для компании.

? Год назад вы объявляли о том, что дополнительные сервисы ? игровые, информационные и развлекательные ? становятся стратегическим направлением. Что-то изменилось за этот год?
Отказа от этих лозунгов не произошло. Мы опережаем других операторов по уровню дополнительных сервисов. У нас пока нет GPRS, но он появится до конца года. Думаю, в начале IV квартала мы приступим к его тестированию.

? Сейчас, при новой системе управления, можете ли вы анализировать эффективность действий конкурентов и своевременно реагировать? Скажем, вы отслеживаете, как на динамике роста вашей абонентской базы отражается текущая ?антиджинсовая? акция ?Мотива??
Действительно, раньше, если бы ?Уралтел? увидел такие действия, какие сейчас предпринимает ?Мотив?, мы вполне могли бы что-то придумать, что называется, за ночь, и на утро представить контраргумент. Теперь мы так поступать не можем и не будем. Сейчас наша реакция будет более длительной, профессиональной и основательной. МТС как федеральный бренд и даже как отдельно взятое уральское подразделение действия ?Мотива? вообще не затрагивают. Да и потом, позиционирование ?от конкурента? ? классический маркетинговый просчет. Еще неизвестно, кто больше пользы извлечет из их кампании. Я глубоко уважаю г-на Брызгалова (директора по маркетингу екатеринбургской сотовой сети ?Мотив? ? прим. ред.) как профессионала, но в данном случае, на мой взгляд, он скорее льет воду на нашу мельницу.

Выходец из ?Оборонки?
Юрий Вербицкий родился в 1948 г. Закончил радиотехнический факультет УПИ, СИНХ по специальности ?Финансы и кредит?. Кандидат технических наук. Работал на Приаргунском горно-химическом комбинате в Читинской области, около 20 лет был сотрудником НПО ?Автоматика?, возглавлял крупное подразделение (около 250 чел.), работавшее по секретным оборонным программам. В ЗАО ?Уралтел? (ныне ? МТС в Екатеринбурге) с 1997 г.

? Алексей Жданов, Деловой квартал

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх