Ричард Лада: Ценности свободы экспериментирования

   Автор статьи: Алексей Погорелов

<p align="justify">Без экспериментов при работе на рынке не обойтись — далеко не все можно просчитать. Вместе с тем, эксперимент ? это всегда риск. Рискуя, можно получить внушительный выигрыш. Но можно многое и потерять. Компания Motorola продолжает рисковать, веря в конечную удачу.</p>

Motorola любит экспериментировать: и в технологиях, и в работе на национальных рынках. "Эксперимент" по работе в Украине длится уже 11 лет. Старт был бурный. Например, было обещано инвестировать несколько сотен миллионов долларов в оператора сотовой связи стандарта GSM. Но компанию не устроило то, что лицензий было выдано больше, чем она рассчитывала. Инвестиция не состоялась. После этого последовали как успехи, тан и новые разочарования. Но компания по-прежнему надеется на то, что рынок европейской страны с 48-милион-ным населением начнет приносить ей хорошие доходы. Как рассказал специально для "&" Ричард Лада, вице-президент и директор Motorola в Центральной и Восточной Европе (СЕЕ), расчет делается в том числе и на новые технологии, продвигаемые в рамках зонтичной стратегии "Безграничная мобильность".

"&": Вы входили в команду, которая открывала киевский офис Motorola. Вместе с тем имеете большой опыт работы в Польше. Почему же именно там, а не тут у вашей компании получается продавать лучше?

Р. Л.: И Украина, и Польша ? достаточно большие европейские страны, имеющие прекрасные традиции в науке, инжиниринге, технологиях. Умные люди живут в обеих странах. Но Польше удалось на несколько лет раньше начать реформировать свою экономику?там с самого начала у этого процесса было очень хорошее управление. Поляки начали с эффективных последовательных реформ и сейчас находятся на правильном пути. Поэтому, я думаю, что опережение во времени и проведенные сложные, но необходимые реформы ? это главное отличие. Теперь Польша вступила в ЕС, в нее больше инвестируют, чтобы развить экономику этой страны до уровня, привычного для западноевропейских государств. Но Польше все еще предстоит очень многое сделать: есть существенная разница между уровнем жизни в крупных городах и в провинции, высок уровень безработицы (18%).

В Украине я вижу, что появляется больше новых предприятий, больше машин на дорогах, строятся новые и модернизируются старые дома. Это все, конечно, показатели экономического роста. Мои коллеги удовлетворены сотрудничеством с украинскими инженерами, которое весьма неплохо развивается.

Если же говорить о возможностях для расширения нашего бизнеса в Украине, то я бы хотел подчеркнуть, что мы являемся компанией, придающей очень большое значение этической стороне работы. С этим у вас в стране пока есть проблемы. Вместе с тем, наш бизнес по продаже мобильных телефонов растет здесь очень быстро, а мобильные телефоны ? это большая часть бизнеса Motorola. И мне кажется, что с появлением новых моделей телефонов дела будут и дальше улучшаться.

"&": Как вы считаете, какую роль сыграли компании (в том числе и Motorola) в экономическом росте Польши? Ведь заслуга в проведении реформ принадлежит не только правительству.

Р. Л.: Эта роль огромная, ведь построение рыночной экономики страны можно сравнить с построением успешной компании. В централизованной экономике нет мотивации, и это оказывает очень большое влияние.И еще один важный момент: в централизованной экономике принятие всех решений возложено на одного человека (а это не может быть эффективным, поскольку один не может знать и думать за всех). В сегодняшней Украине и Польше есть несколько миллионов человек, которые принимают решения, есть индивидуальное предпринимательство, индивидуальная инициатива, высокое вознаграджение. Вы должны быть очень счастливы, что работаете и с требовательным потребителем, и с западными партнерами. Бизнесмены в Украине и Польше намного больше мотивированы, чем их коллеги в Западной Европе. Потому что они хотят показать Западу, что ничем не хуже их.

"&": Как-то раз вы сказали, что Motorola нравится инвестировать на тех национальных рынках, где экономическая среда способствует творческой адаптации новейших технологий. В частности, вы вкладываете средства на польском рынке, потому что это страна с богатыми научными традициями и быстро растущим рынком телекоммуникаций. Чего не хватает для того же в Украине?

Р. Л.: Конечно, у поляков и украинцев в равной степени творческий склад ума. Но иногда просто важно найти нужных людей, которые будут успешно работать с нами ? это во-первых. Во-вторых, наши дочерние структуры в разных странах конкурируют между собой за инвестиции. Команды из материнской компании выезжают в эти страны, оценивают все возможные факторы влияния (политическая и экономическая стабильность, экономический рост, прогнозируемый внутренний оборот, возможность доступа на западноевропейские и другие рынки), и только тогда принимается решение об инвестировании. Возможно, преимущество Польши в том, что она уже является членом ЕС, и есть гарантии, что произведенные товары будут реализованы в западной части Евросоюза. В этом ? главное отличие на сегодняшний день.

Но я считаю очень важным то, что Украину уже не только заметили, но и узнали: мы здесь имеем свой офис.

"&": Трейси Кантарутти, нынешний вице-президент и директор Motorola по корпоративному бренду, в свое время проводила экономический анализ для того, чтобы определить, будет ли деятельность Motorola на украинском рынке успешной. Она вновь посетила Украину в прошлом году и сказала, что пришла к выводу, что не цифры, а люди в конечном итоге определяют успех компании на рынке. На кого вы полагаетесь, планируя развитие бизнеса в Украине?

Р. Л.: Очень тяжело удовлетворять потребности потребителей, быть ответственными за качество перед покупателями и полностью уверенными в том, что сможем проконтролировать качество на локальном уровне. Поэтому украинские инженеры должны доказать своим коллегам в США и Европе, что они ? специалисты мирового уровня. Я имею в виду, что есть здоровая конкуренция между странами. Мы хотим, чтобы качество обратной связи с покупателями постоянно возрастало.

Мне кажется, что главное для "наших" людей?желание быть специалистом мирового уровня. И это здорово, ведь желание учиться и внутренняя мотивация являются залогом успеха для любого человека.

"&": Украинские предприниматели и политики все чаще говорят, что Украина имеет все возможности стать Индией N2 или Ирландией N2 с точки зрения мирового IТ-рынка. Как вы оцениваете такие перспективы?

Р. Л.: Это возможно. На мой взгляд, некоторые ваши компании приближаются к тому, чтобы стать IТ-компаниями мирового уровня. Правительство может ускорить эти процессы, если создаст благоприятные условия для таких фирм: стабильность налогового законодательства, легкость и прозрачность пересечения границ для товаров. У вашей страны много конкурентных преимуществ. Одно из них в том, что вы находитесь на европейском континенте и вам легче конкурировать с Ирландией (чем Индии или Китаю). Ирландия ? маленькая страна, уровень зарплат в ней высокий, европейский, она менее конкурентна, по сравнению с Украиной. Но очень важно, что в Ирландии политическая стабильность, она традиционно производит продукцию для ЕС и у нее нет проблем с передвижением товаров через границы.

"&": Каким вы видите будущее систем связи? Будут ли существенные особенности, зависящие от развитости рынков?

Р. Л.: Нет, существенных различий в разных странах не будет. Отличаться могут лишь пути перехода к будущим сетям, т. к. сейчас, например, американские сети и стандарты отличаются от европейских.

В настоящее время мы находимся во множестве различных сетей одновременно. Скажем, на работе используем компьютерные и телефонные сети общего пользования. Когда едем с работы, в пути используем беспроводные GSM или СDМА-сети. Дома мы опять-таки пользуемся телефонной сетью общего пользования. Для этого у нас есть разные продукты ? стационарные и мобильные телефоны. Будущее мы видим в том, что люди будут иметь один аппарат, один телефон, который может применяться везде, где бы они не находились и что бы не делали. Все станет цифровым. Система сможет самостоятельно распознавать цель использования этого аппарата, и информация будет соответственно изменяться.

Таким образом, главное преимущество ? это свобода передвижения, доступ к информации и множество доступных функций. Мы ведь сможем везде обходиться одним телефоном, со всем набором удобств, к которому привыкли, ? записной книжкой, календарем, службой коротких сообщений, электронной почтой и т. п. Так что и пользователи, и операторы в будущем смогут получать пользу от такой системы. Пользователи смогут делать все, что им необходимо, в любом месте. А операторы ? оказывать больше услуг. Ведь сейчас один работает с GSM, другой ? с CDMA, третий ? с проводной телефонной сетью... И все операторы стараются завоевать часть рынка, чтобы выжить. Именно поэтому нами сейчас предложена стратегия "Безграничная мобильность", которая предполагает активное включение участников этого рынка в процесс расширения спектра услуг. Соответствующее место на рынке-то свободно.

"&": Но в этом случае небольшие операторы умрут, и в стране останутся один-два крупных оператора...

Р. Л.: Я так не думаю. У вас в стране сейчас четыре оператора, использующие одну и ту же технологию GSM. И все они не только конкурируют между собой, но и получают прибыль. Так будет и с новыми технологиями.

Вообще, результат эволюции технологий часто непредсказуем. Когда был изобретен персональный компьютер, большинство компаний сказали, что он очень медленный, не имеет достаточного количества функций. Но что потом случилось? ПК постепенно усовершенствовался, занял место на массовом рынке и в бизнесе. И такое всегда возможно в любой отрасли. Появляются новые технологии и вещи, которые работают лучше, чем уже существующие. Это преимущество рыночной системы. Есть свобода экспериментирования. Двадцать лет назад Microsoft была небольшой компанией, и посмотрите, какой она стала сегодня. Так что все наоборот: то, что мы предлагаем, ? это предпосылка для появления новых компаний на рынке.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх