<p align="justify">Сегодня ИАА "Сотовик" продолжает публиковать интервью с генеральным директором ?ВымпелКома? А. Изосимовым.</p>
Компания декларировала новую кадровую политику ? брать на работу только специалистов, получивших образование на Западе. Вы до сих пор следуете такой политике?
- Подобную политику мы нигде не декларировали. Информацию сообщили ?Ведомости?. Это не совсем соответствует правде. В ?ВымпелКоме? много сотрудников не имеющих западного образования. Они работали, и будут работать, поскольку эти люди очень много дают компании. ?ВымпелКом? рос очень быстро и люди, которые с самого начала работали в компании, очень многим вещам учились сами. Соответственно, когда оборот компании с нескольких сот миллионов вырастает до двух миллиардов долларов, когда численность персонала с одной тысячи доходит до пятнадцати, самообучения персонала недостаточно. Чем ценны люди, которые приходят не столько с западным образованием, сколько с опытом работы в больших устоявшихся компаниях (в России это, в основном, иностранные компании)? Они обладают опытом организации процесса работы, например, закупки.
Маркетинг только отчасти ? креатив, наиболее важная вещь ? дисциплина, которая требует четкого аналитического подхода, и специально обученные люди, которые умеют это делать быстрее и правильнее. Мы набираем людей, которые умеют выстраивать определенный род деятельности внутри компании. То есть речь идет совсем не о западном образовании, а о том опыте, которого не хватает в России. На мой взгляд, основная проблема и тормоз российских компаний ? это нехватка квалифицированных менеджеров среднего звена — на Западе есть система специального образования в этой сфере, у нас нет.
Когда новые сотрудники приходят к нам из других компаний, даже не имеющих отношения к телекоммуникациям, они, как правило, быстро втягиваются в рабочий процесс ? настоящий профессионал может использовать свой опыт в любой сфере деятельности.
"БиЛайн" и МТС на сегодняшний день предоставляют связь одинакового качества, но почему-то до сих пор потребители продолжают считать, что связь у МТС лучше. Планируются ли какие-нибудь шаги, как, например, ребрендинг, для изменения имиджа компании?
- Такой ребрендинг, как сделала компания Gold Star, переименовавшись в LG, не совсем тот инструмент, который мы могли бы использовать для улучшения имиджа. БиЛайн более сильный бренд по концепции и символике. Поэтому задача нашего маркетинга сделать так, чтобы он вызывал более положительные эмоции, то есть минимизировать исторический негатив. Это не значит, что мы будем напирать на элитарность, как МТС. В этом и будет различие брендов. Даже если ребрендинг будет происходить, то это скорее будет перепозиционирование бренда. Он может претерпеть некоторые визуальные изменения, но это не будет ни в коем случае отказом от бренда БиЛайн. В мире едва наберется сотня потребительских брендов, у которых объем продаж будет выше 2 млрд. USD.
Мы провели серьезный анализ и по-прежнему считаем, что позиционирование простоты и удобства дает хорошие результаты. Так, например, в последней акции к новому году ? минута за доллар ? нет никакого мелкого текста, и там нет ничего более сложного. В дальнейшем эта психология будет превалировать в наших предложениях абоненту.
Сейчас операторы приводят постепенно абонентов к мысли, что связь должна отличаться по качеству для тех, кто платит много, и тех, кто платит мало. Какова ваша позиция?
- Эта проблема обсуждается, но планов по введению подобного разграничения пока не было. На мой взгляд, это удивительная вещь, что телекоммуникации, насколько я знаю, наверное единственная индустрия, где качество не дифференцируется по цене. Это, наверное, правильно. Например, я разговаривал с менеджером одной из российских компаний, и он попросил меня сделать элитный номер, с которого связь была бы всегда отличной, и он был готов платить за это любую цену. В этом есть определенная нелогичность телекоммуникационной индустрии. UMTS может быть таким ответом. В этом стандарте все делается по-другому: это другие телефонные аппараты, это другая скорость передачи данных, это другой пакет ? значит, будет более естественным вводить дифференцирование абонентов в этой сети, чем в сети GSM.
Однако еще не у всех вендоров устройства поддерживают дифференцирование абонентов. Насколько я знаю, у Siemens аппараты поддерживают такую функцию. Дифференцирование происходит по системе выделенных каналов на программном уровне. То есть телефонному номеру присваивается статус, и он пользуется приоритетом в сети. На сколько реально это нововведение и не вызовет ли оно отторжение у какой-то части пользователей пока не ясно, поэтому сказать, что с завтрашнего дня мы вводим эту услугу, я не могу. Это потребует более точного анализа, но по логике ? это необходимая опция.
Как ?ВымпелКом? встречает новые решения на телекоммуникационном рынке, например, push to talk?
- Единственная страна, где реально можно ввести эту услугу сейчас ? это США, где уже существует определенная модель потребительского поведения. Предположить такую же массовость и востебованность push to talk в России, как в Америке нельзя. Более интересны другие решения на основании push to talk. Например, Motorola выпустила экспериментальный концепт ? мобильный телефон, который работает только в одну сторону. Его цена составляет всего 20 USD. Такая комбинация (я не совсем понимаю, как это позволило снизить стоимость телефона так значительно) ? это качественно иная цена для аппарата, открывающая новую категорию использования: детские потребности и прочее.
Сейчас один из главных вопросов, обсуждаемых ассоциацией GSM, в которую входит и ?ВымпелКом?, это снижение стоимости абонентских терминалов, чтобы сделать их более доступными. То есть создать индустриальный стандарт стоимости телефонных аппаратов, чтобы атаковать рынки абонентов с очень низким доходом. Основной девиз ассоциации ? второй миллиард, для подключения которого нужно привлекать абонентов с низким доходом. Способ привлечения один ? очень дешевые телефоны. Нижняя планка наших критериев ? 30 USD, а появление аппарата за 20 USD фундаментально выводит GSM на другой уровень проникновения.
Каков минимум по ARPU в мире, который позволяет операторам получать прибыль?
- Европейский показатель расходов одного абонента на связь очень высок. А мы смотрим на развивающиеся страны, на растущие рынки и видим разные примеры. Филиппинские операторы работают с ARPU чуть выше 8 USD. И их ?болевой порог? находится гораздо ниже. Наш анализ говорит, что такой порог для нас ниже, чем у европейских операторов — где-то на уровне 7 USD.
- Реально ли ввести на всей территории России единое маркетинговое пространство, чтобы во всех регионах абонентам предоставлялись одни пакеты услуг по одним ценам?
- С продажей ?Ростелекома?, когда создастся более конкурентная среда в области звонков на длинные расстояния, будет снижаться стоимость соединения. Но если представить себе, что звонок на сто метров и одиннадцать тысяч километров будут стоить одинаково ? это может вылиться в дополнительные затраты для оператора.
Мы строим единую биллинговую систему с централизованным IT. Мы очень близко стоим к тому, чтобы запускать одни и те же услуги по всей стране. Сейчас это не происходит потому, что конкурентная ситуация в регионах разная. Когда она выровняется, то введение одинаковых услуг станет более естественным. Сейчас многие регионы вынуждены ?подвинчивать? свои предложения для того, чтобы конкурировать с местными операторами. Изменение конкурентной стратегии плюс регулирование инфраструктуры — эти два фактора, скорее всего, приведут к появлению единых предложений по всем регионам.
© СОТОВИК