<p align="justify">Два года во главе "Дальсвязи" интервью Генерального директора ОАО ?Дальсвязь? Игоря Заболотного 24 декабря 2004 года Совет директоров ОАО ?Дальсвязь? принял решение о прекращении полномочий Генерального директора Общества Игоря Заболотного в связи с истечением срока действия трудового договора и на основании его личного заявления.</p>
Исполнение обязанностей Генерального директора возложено на заместителя Генерального директора — директора по технической политике Олега Мамонтова. Игорь Заболотный продолжит свое участие в деятельности "Дальсвязи" в качестве члена Совета директоров.
- Все ли ожидания оправдались?
Компания динамично развивается — это главное. Процесс, начатый два года назад, продолжается до сих пор, и, не думаю, что когда-нибудь остановится. Внутренние изменения свидетельствуют о том, что совет директоров, менеджмент и собственно сама компания стремятся к совершенству. Вопрос имеет ли "Дальсвязь" право на существование уже неактуален. Своей работой мы доказали, что компания не только имеет право на жизнь, но и в состоянии развиваться темпами, ничуть не худшими, чем другие МРК.
- Можно сказать, время экспериментов уже прошло?
Да его собственно и не было. Если бы акционеры решились на проведение эксперимента, причем на "живых" компаниях, было бы совсем плохо. На самом деле это результат закономерной последовательности в организационных решениях.
- Руководители ряда крупных российских компаний испытывают постоянную головную боль с миноритарными акционерами. "Дальсвязи" же удается избежать по крайней мере видимых скандалов.
Если не ошибаюсь, миноритарных акционеров у нас сегодня порядка 13 тыс. В том числе, около 40 % акций контролируются иностранными инвесторами. То, что мы не попадаем в эпицентр скандала — абсолютно нормально. Задача любого топ-менеджера и вообще система управления компании состоит в том, чтобы найти правильный баланс интересов между собственниками и теми задачами, которые они ставят. Это один из самых положительных результатов нашей работы в целом. Мы избежали корпоративных рисков, связанных с возможными конфликтами. К нам нет претензий со стороны акционеров и мы, соответственно, лояльны к ним.
- А тот факт, что позиция так называемых "независимых" члена совета директоров "Дальсвязи" в ряде случаев расходилась с мнением большинства, представляющих "Связьинвест"?
Было бы хуже, если бы все решения принимались единогласно. Связьинвест является стратегическим инвестором, а миноритарии ? представители портфельных инвесторов. У них по определению разный подход к развитию компании на отдалённую перспективу. Кстати, на мой взгляд, говорить об институте независимых директоров в России тяжело. Необходимо соблюсти огромное количество условий, чтобы считать того или иного директора независимым. Мне больше нравится американская практика, которая предполагает что такой директор не связан с компанией абсолютно ничем. В том числе не работал в этой компании по крайней мере последние три года. В России сейчас несколько иные требования к независимым директорам. Тем не менее, практика сама по себе очень хороша. Разумеется я горячий сторонник того, чтобы институт независимых директоров развивался как можно эффективнее.
- На что будут направлены усилия в наступающем году?
Как всегда, у нас четыре основных направления. Техника и технологии, маркетинг/продажи, корпоративное управление и кадры. Они и будут определять все движение компании в 2005 г. Если говорить о технологической составляющей, то усилия будут направлены на повышение эффективности использования тех фондов, которые мы создали в 2003-2004 гг. Мы провели достаточно много реконструкций, создали дополнительные емкости. Теперь стоит задача оптимизации сети, соответственно повышения эффективности использования технологий. Разумеется наступающий год станет годом активного продвижения в области развития сети передачи данных. Сейчас эти проекты практически "на выходе" и мы будем предъявлять их для ввода в эксплуатацию уже в первом квартале 2005 г.
Очень многое придется сделать в связи с теми сделками, которые мы сейчас намерены закрыть по сотовыми активам. Мы все-таки предполагаем, что до конца этого года мы станем счастливыми обладателями двух сотовых компаний на Сахалине и в Приморье (речь идет о ООО "БИТ", имеющей лицензии на предоставление услуг сотовой связи стандарта GSM-900 в Чукотском автономном округе и Сахалинской области, и ЗАО "Интергратор.ру", владеющем 92,26 % акций ЗАО "АКОС", оказывающего услуги сотовой связи в Приморском крае в стандартах GSM-1800 и D-AMPS — Прим. авт.). Таким образом, мы говорим о том, что в 2005 г. сотовый бизнес будет для нас в приоритете.
Что касается организационного приложения развития нашего бизнеса, то много сил и средств будет потрачено на развертывание системы биллинга и системы управления предприятием Oracle E-Business. Вы знаете, что мы участник этих больших сделок. Достаточно много усилий потребуется для того чтобы в конце концов приступить к эффективному использованию лицензии по системе PO. Это еще одна сделка этого года.
Необходимо будет приложить определенные усилия для оптимизации нашей тарифной сетки, которая еще далека от совершенства. Всем понятно, что будет снижаться стоимость наших услуг в части передачи данных в телематике (в документах Международного союза электросвязи телефония определяется как передача голоса, передача данных — как передача цифровых данных без какой бы то ни было обработки, а на долю телематики приходится все остальное). Очевидно, что уже в следующем году мы перейдем на две сетки тарифных планов в области наших традиционных услуг — телефонии. То есть окончательно разделим наши тарифы на "северные" и "южные". Это специфика нашей компании. В других МРК подобных северных территорий с такой плотностью телефонизации просто нет.
Разумеется, нам придется оптимизировать себя в части продаж. Это касается и традиционных, и новых для нас услуг. Если все будет идти нормально, то уже в первом квартале мы продемонстрируем услугу "видео по запросу", очень интересный сервис, который наверняка найдет спрос. Мы не предлагаем каких-то сумасшедших решений, связанных с созданием кабельных сетей. Это дополнение к тем сервисам, которые уже работают. Если у вас в офисе или дома есть DSL (Digital Subscriber Line — цифровая выделенная линия), то "видео по запросу" мы вам предоставим. Безусловно, будем разрабатывать новые приложения, связанные с интеграцией услуг мобильных и фиксированных сетей.
- В законе "О связи" есть пункт о создании фонда для развития универсальных услуг в труднодоступных районах. Похоже, что операторам навязывают своеобразную "черную кассу"?
Говорить, что это будет на практике, преждевременно. Ни одного нормативного документа, кроме строки в законе, пока не существует. Навязать же, как вы выразились, очень тяжело.
- В последнее время серьезную конкуренцию компаниям "Связьинвеста" оказывают так называемые альтернативные операторы. У вас не возникало идеи купить одного из своих конкурентов, например, НТК?
Начнем с того, что ее никто не продает (смеется). В случае с НТК на первый план выходит большая политика, поэтому я не думаю, что её владельцы расстанутся со своим бизнесом. Других, действительно хороших активов — с серьезной клиентской и доходной базой, на Дальнем Востоке практически нет. Без поддержки акционеров, альтернативные компании в том виде, в котором они представлены в регионе, развиваться не могут. Рынок слишком узкий для компаний специализирующихся, к примеру, на сетях передачи данных. Им очень тяжело конкурировать с нами. С другой стороны, мы абсолютно открыты для взаимодействия с любыми операторами.
- В каких-то регионах еще сохраняются большие очереди на установку телефонов?
Нетелефонизированных районов уже не существует. Есть отдельные точки, в которых мы пока еще не присутствуем, но это исключительно вопрос времени.
- За два года с момента создания "Дальсвязи" изменилась ли расстановка среди филиалов? Куда в первую очередь направлялись средства?
При формировании инвестиционного бюджета был несколько иной подход. Бюджет формировался пропорционально выручке филиалов. Мы исходили из того, что по крайней мере за последние 5-7 лет каждый филиал показал те темпы, которые он был в состоянии достичь на тот момент. Поэтому каких-то кардинальных изменений в позиционировании филиалов, не произошло. Конечно, развивались они по разному. Если рынок Приморья рос существенно быстрее чем, предположим, Магадана, соответственно и Приморский филиал демонстрирует более высокие темпы.
- А от топ-менеджеров филиалов это не зависит?
Никто не сможет продать больше, чем способен купить рынок.
- Каковы финансовые итоги 2004 г.?
Он будет завершен в пределах тех бюджетных показателей, о которых вы знаете. Не в наших правилах комментировать чистую прибыль компании до подведения итогов деятельности.
- На какой уровень рентабельности вы рассчитываете в следующем году?
Если говорить о рентабельности от продаж, то она сохранится на уровне 2004 г. — порядка 15-16 %. Если говорить о других показателях, то в этом году они максимальны из всех возможных. Как следствие, по итогам 9 месяцев мы занимали вторую строку в рейтинге "Связьинвеста" по финансово-экономическим показателям. После "Ростелекома".
- На ваш взгляд, два года во главе компании — достаточный срок?
Конечно, этого мало. Но, задачи, поставленные акционерами, при моём назначении выполнены.
- Где еще сохраняется большая очередь на установку телефона?
Сотовый бизнес.
© СОТОВИК