Дмитрий Балтруков, "ТелеКлик": "Мы задумали покорить всю Среднюю Азию, и именно Кыргызстан станет оплотом для выхода на рынки сопредельных государств"
<p align="justify">Компания "ТелеКлик" первой из российских контент-провайдеров вышла на рынок Средней Азии. В ноябре 2004 года "ТелеКлик" заключил договор с кыргызстанским сотовым оператором Bitel ("Бител"). Несмотря на то что говорить о буме мобильных развлечений на рынках Средней Азии пока рано — в "ТелеКлике" уверены, что потенциал для развития их бизнеса в этом регионе огромен. В 2005 году "ТелеКлик" намерен запустить свои сервисы на сетях сотовых операторов Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, а также освоиться на Украине и в Белоруссии. О том, чем привлекательны рынки Средней Азии и как продвигаться туда с наибольшей эффективностью для бизнеса, рассказал генеральный директор компании "ТелеКлик" Дмитрий Балтруков. </p>
|
Генеральный директор компании "ТелеКлик" Дмитрий Балтруков |
- Компания "ТелеКлик" появилась на российском рынке в
конце 2003 года. Как себя позиционирует компания, и чего удалось достичь за этот
год работы?
Компания "ТелеКлик" создана год назад на технической базе ЗАО "Телеком
дизайн" для того, чтобы развивать розничное направление бизнеса, то есть
оказывать интеллектуальные услуги конечным абонентам "Телеком дизайна", который
сосредоточился на работе с корпоративными клиентами.
Сейчас позиционирование "ТелеКлик" значительно расширилось. Сегодня компания
позиционирует себя на рынке в качестве универсального провайдера контента,
который использует технологии SMS, MMS, CRBT, WAP, GPRS, J2ME, IVR для
предоставления максимально широкого спектра услуг на территории Российской
Федерации, стран Азии и СНГ. За этот год в России мы начали работать практически
со всеми крупными операторами сотовой связи: сервисы доступны в сетях операторов
"большой тройки", "Скай Линка", "Теле2". В ноябре подписан контракт с и
кыргызским оператором "Бител". Из крупных российских игроков пока не охвачен
СМАРТС, но до конца 2004 года планируем запустить сервисы и на его сети.
- Можно более подробно рассказать об услугах, которые "ТелеКлик"
уже сегодня предоставляет подписчикам?
В первую очередь — это информационные услуги в SMS-формате: абонент может
оформить подписку на новости политики и экономики, спортивные трансляции и
результаты состязаний, гороскопы и другие рассылки. Мы поддерживаем уже более 50
информационно-развлекательных каналов, и сейчас из маркетинговых соображений
вынуждены даже сдерживать ввод новых услуг. Каждая из услуг должна находить
своего клиента, для чего требуются определенные усилия по продвижению и время.
Мы планируем развивать контент для абонентов из новых для нас регионов,
например, делать местные новости и транслировать футбольные матчи местных
команд.
До конца года мы намерены запустить голосовые услуги IVR-сервисы. На первом этапе — это будут развлекательные каналы. Потом будем развивать их в плане работы с масс-медиа. У нас есть партнерская программа, ориентированная на масс-медиа, когда компания хочет под своим брендом подавать наш контент. Мы оказываем технические услуги, а также услуги по лицензированию контента. Фактически в этой схеме мы выступаем тем же "Агрегатором". Уже несколько партнеров работает с нами на таких условиях.
Большой пласт наших сервисов — это мультимедийные услуги на базе специально разработанного программно-аппаратного комплекса, который позволяет загрузить цветные картинки (через WAP, GPRS, Dial-up), музыкальные фрагменты, "живой" аудиоконтент (музыка с вокалом известных исполнителей), видеоклипы на мобильные телефоны, SMS, Java-игры и др. Однако период, когда народ просто играл в "игрушки", проходит. Сейчас наибольшей популярностью будут пользоваться мобильные игры, которые позволяют людям играть между собой. Такие, например, как шахматы. Реализовать шахматную игру с нормальной логикой со стороны телефона практически невозможно: или легко будет выиграть, или телефон будет очень долго просчитывать ходы. Но у нас разработана программа, которая шахматную доску и расстановку фигур только эмитирует, а ходы делаются между игроками, которые могут находиться в разных странах.
- А кто создает весь этот контент?
Частично контент создается нашими силами, частично силами наших партнеров. Все
музыкальные произведения мы обязательно лицензируем. К сожалению, когда
приходится лицензировать мелодию с "живым" голосом, объем работы по соблюдению
авторских прав значительно больше. Поэтому нами пока лицензировано не очень
много мелодий, но работа в этом направлении ведется. Сегодня звукозаписывающие
компании уже понимают, что "живой" контент — это будущее. В настоящее время мы
сотрудничаем с английской компанией Telco Games — она нам предоставляет большой
объем контента. Информационные услуги нам оказывают несколько петербургских
фирм.
- Насколько я понимаю, "ТелеКлик" задумал региональную
экспансию. Почему "поход" начали с Кыргызстана?
Мы намерены выйти на всю Среднюю Азию. Первый опыт работы в СНГ у нас был на
Украине. На сети "Киевстар" завершается тестирование услуг. Запуск сервисов в
коммерческом режиме пока останавливает отсутствие у наших партнеров линии
поддержки в коде 800. Организовывать свою собственную службу поддержки на
Украине нам не целесообразно, а местные требования к операторам декларируют,
чтобы такая линия функционировала обязательно. В России у нас работает
собственная служба поддержки в коде 800. Мы арендуем номер у компании "Аудиотеле".
Интерес к Средней Азии обусловлен тем, что рынок дополнительных услуг, в том же Кыргызстане, практически свободен. Проникновение сотовой связи в регионе пока невелико. Тем временем, наши маркетологи провели исследование, которое показало, что в Кыргызстане наблюдается жесткое деление населения на небогатых и очень обеспеченных людей. Ориентируясь на последних, уже сегодня можно запускать сервисы: высокое ARPU (доход с абонента) и локализация абонентов в одном городе упрощает задачу.
На кыргызстанском рынке работает несколько контент-провайдеров. Сотовый оператор "Бител", в частности, работает с шестью из них. Однако, в отличие от российского рынка, эти компании практически никому не известны. Если в России в любом салоне связи мы найдем листовки от 5-6 контентщиков сразу, то в Кыргызстане узнать о подобных сервисах можно только благодаря местному эфиру Муз ТВ, где рекламируемые услуги российских операторов не доступны абонентам того же "Битела". Местное эфирное время там достаточно дешево, поэтому мы планируем активно вкладываться в телерекламу. Офис в Бишкеке (Кыргызстан) станет оплотом "ТелеКлика" для выхода на рынки сопредельных государств. Уже в ближайшее время мы намерены запустить свои сервисы на сетях сотовых операторов Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, а также Украины и Белоруссии.
- До конца года "ТелеКлик" планировал изменить статус
компании на рынке. В чем это будет выражаться?
С компанией "Новый диск" мы выпустим серию CD-дисков с Java-играми. Сейчас
активно строим сеть распространения этих дисков через салоны сотовой связи.
Ведем переговоры со всеми крупными игроками на этом рынке. Мы пытаемся построить
западную схему распространения Java-игр: когда сначала игра выходит в дорогом
исполнении, DVD-боксе, и продается только в нем. Далее игра становится доступной
эксклюзивно через одного контент-провайдера, а на третьем этапе она
лицензируется всеми участниками рынка. У нас есть эксклюзив на десятки Java-игр,
которые мы можем перепродавать другим контент-провайдерам. Правда, это небольшое
направление нашего бизнеса. Ведь продаются, как правило, топовые игры, а общее
количество игрушек не влияет на продажи. Как у Shamrock Games, к примеру, более
четырех тысяч игр: никакой разумной рекламы для них выпустить невозможно, только
каталоги издавать по этим играм. Мы сейчас успешно рекламируем игру "Драйверс",
выпущенную компанией "Атари": она рекламируется на ОРТ, СТС и других каналах.
Выпуск CD — это первый шаг на пути того, что мы пытаемся выйти из понимания контент-провайдера как компании, предоставляющей услуги только абонентам сотовой сети. Для нас главное — это обеспечение человека интересным контентом вне зависимости от того, является ли он абонентом сотовой сети, имеет ли дома компьютер или телефон.
- Что ваша компания намерена предложить в этом
направлении?
Когда наша компания продвигает игры, мы стараемся получить на них все права,
вплоть до выпуска настольной игры и книги. Потому что если идет раскрутка бренда,
то неважно, что под ним выпускать. Под игру "Двайверс", к примеру, мы продаем
сразу и картинки и мелодии.
Кроме того, у нас есть несколько проектов, когда мы будем выпускать
исключительно настольные игры, которые также планируем продавать под своим
брендом. Разрабатывают настольные игры наши партнеры, у которых мы будем
закупать права на них.
Направление Home Games — семейные игры — достаточно продвинуто на Западе.
Партнеры нас возили на экскурсию в один из игровых клубов в Москве. Впечатление
потрясающее — игроки даже коллекционируют карты — самая дорогая, которая в этот
день была в наличии, стоила 400 USD или 500
USD. Сегодня наши конкуренты на этом рынке только западные компании,
продукцию которых возят энтузиасты.
- Каковы планы компании на 2005 год?
- В 2005 году мы намерены добиваться значительной доли на рынке дополнительных
услуг. К концу года мы планируем занять 25-30% российского рынка. И прежде
всего, за счет массированных вложений в рекламу, куда прямые инвестиции составят
2-3 MUSD. Кроме того, за счет партнерской программы
будет крупный объем косвенных вложений.
"ТелеКлик" планирует также запустить собственные средства массовой информации.
Сейчас мы регистрируем два журнала и газету, до конца года появятся их пилотные
выпуски. Это тоже своеобразный способ заявить о себе и обеспечить рекламную
поддержку. В планах компании запустить сервис, когда звонящий вам человек вместо
гудков слышит мелодию. Это очень распространенный сервис на азиатском рынке. Мы
считаем, что эта услуга поможет нам занять весомую долю на российском рынке.
Западный опыт показывает, что такая услуга позволяет привлекать большой объем
трафика. Для ее внедрения необходимо установить оборудование на сети сотового
оператора. Сейчас мы предлагаем сотовым компаниям бесплатно установить такое
оборудование, мы готовы закупить его у компании "Телеком дизайн", разработавшей
его под этот проект.
© СОТОВИК