Игорь Хромов, ЗАО "МедиаСети", о технологии Wi-Fi в России
<p align="justify">Телекоммуникационная компания "МедиаСети" (торговая марка UNITLINE), появившаяся на рынке в 2004 году, не похожа ни на одного другого оператора связи в России. В то время как основные игроки наперегонки развивают сети Wi-Fi в Москве и Петербурге, UNITLINE взялась построить сети этого стандарта в 45 регионах России. В то время как все игроки рынка Wi-Fi расширяют сеть локальными пятнами (хот-спотами), UNITLINE создает сети Wi-Fi масштаба городов. Все твердят о современности технологии Wi-Fi, и лишь UNITLINE заявляет, что это уже вчерашний день, и собирается в течение ближайших двух лет перевести всю сеть на технологию WiMAX, которая еще проходит последние шаги мировой стандартизации. Но и WiMAX для UNITLINE — лишь промежуточный финиш: компания хочет в 2007 году попробовать свои силы в сетях четвертого поколения (4G), хотя в России по сей день нет ясности даже со сроками и порядком выдачи лицензий 3G. UNITLINE отличается от подавляющего большинства операторов и учредителями: компанию создали не телекоммуникационные структуры, а представители финансового сектора. Необычна и маркетинговая политика UNITLINE: еще за год до выхода на коммерческий рынок компания начала продвижение брэнда, при этом рекламы она практически не размещает. Вместо этого UNITLINE позиционирует себя через участие в профильных конференциях и общественных организациях. О том, как зарождался этот необычный бизнес, как чувствует себя компания в среде связистов и каким она видит свое будущее, рассказал генеральный директор ЗАО "МедиаСети" Игорь Хромов.</p>
- Игорь Евгеньевич! Как началась история компании UNITLINE?
- Компания создавалась "с нуля". Инвестиции поступили не из телекоммуникационного, а из инвестиционно-финансового сектора: нашу деятельность финансирует группа "ИФД КапиталЪ". Несколько лет назад появилась идея заняться перспективным направлением широкополосного радиодоступа. В 2001 году была создана компания "МедиаСети", которая смогла получить частоты в уникальном диапазоне 5,9-6,4 ГГц, причем практически на всю территорию России. Как известно, все частоты выше 3,5 ГГц долгие годы были недоступны для гражданского использования и получить их было весьма нелегко. При участии экспертов нашей компании был разработан частотный план, и в итоге мы получили решение Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о предоставлении нам права работать в участке спектра шириной 500 МГц в диапазоне 5,9-6,4 ГГц.
Мы сделали ставку на стандарт 802.11b, более широко известный как Wi-Fi. Для начала мы отобрали 45 регионов страны, которые считаем наиболее интересными для запуска услуг. Сейчас базовые станции сети UNITLINE установлены в семи городах-миллионниках и двух областях: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Нижний Новгород, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург.
- И во всех регионах уже идет коммерческая эксплуатация?
- Все эти регионы заработают в полном объеме в коммерческом режиме к марту 2005 года. Первая базовая станция сети UNITLINE заработала в сентябре 2004 года в городе Выборге Ленинградской области. В ноябре мы запустили сеть в Санкт-Петербурге (пока она включает 3 базовые станции). Запустив к весне 2005 года сети в оставшихся регионах, мы сразу пойдем дальше. Например, к лету 2005 года UNITLINE планирует запустить сеть в Самаре.
- Московская и Ленинградская области будут полностью покрыты сетями Wi-Fi?
- Нет, мы будем работать в избранных городах, таких как Красногорск, Мытищи, Одинцово, Барвиха, Подольск (в Мособласти), Выборг (в Ленобласти).
- Насколько, на Ваш взгляд, технология Wi-Fi перспективна для охвата целых городов, а не отдельных точек (хот-спотов)?
- Технология 802.11b изначально создавалась для организации локальных сетей, а не для радиодоступа в масштабах целого города. Для того чтобы использовать Wi-Fi для целей радиодоступа в необходимых нам масштабах, мы усилили ее программным решением TurboCell фирмы KarlNet — оно позволяет качественно передавать широкополосный мультимедийный трафик.
Правда, уже в 2003 году нам стало ясно, что нужно искать новые технологические решения. Изучение ситуации показало, что значительные перспективы имеет технология WiMAX, и UNITLINE уже принял программу перехода на нее; планируемые сроки — 2005-2006 гг. Уже сегодня мы поддерживаем контакты со всеми потенциальными производителями оборудования WiMAX: фирмами Alvarion (Израиль), Wi-LAN (Канада), Aperto (США), а также российскими "Райтек Информ" и Infinet Wireless.
- Где и когда можно ожидать появления первой сети WiMAX, построенной UNIТLINE? Выбраны ли уже частоты для этого проекта?
- Мы уже тестируем оборудование, а весной 2005 года планируем запустить первую российскую сеть WiMAX. Частотный диапазон — пока открытый вопрос. Конечно, мы бы хотели использовать имеющиеся у нас частоты 5,9-6,4 ГГц, но в этом случае мы потратим значительное время (до полугода) на разработку специализированного оборудования под этот диапазон. Кроме того, оборудование будет недешево. Поэтому существует значительная вероятность того, что мы запустим сеть WiMAX в присущем для этой технологии диапазоне 5,8 ГГц. В 2004 году мы вступили в международную ассоциацию WiMAX Forum, и на сегодняшний день являемся единственным российским оператором — участником этой организации. Как члены WiMAX Forum мы будем лоббировать интересы российских операторов, в том числе и в вопросе определения частотных диапазонов.
- WiMAX станет основой бизнеса UNITLINE?
- Если заниматься планированием на дальнюю перспективу, мы серьезно рассматриваем сети четвертого поколения (4G). Мы разделяем мнение многих экспертов о том, что сети 3G окажутся промежуточным этапом в развитии телекоммуникаций. К тому времени, когда российские регулирующие органы допустят операторов к работе в 3G, технология 4G уже будет готова к запуску. В технологии 3G слишком велика стоимость, при этом пакетная коммутация является лишь ее частью. Технологии 4G, напротив, полностью строятся на базе пакетной коммутации. Мы хотели бы в 2007 году создать пилотную сеть 4G. Но готовиться к этому мы начинаем уже сейчас.
- Если вернуться от перспектив к сегодняшнему дню: какие услуги доступны абонентам ваших сетей?
- Используемое нами оборудование — хорошее, оно имеет большой запас емкости, и обеспечивает качество сервиса. Наши ключевые услуги — широкополосный доступ в Интернет и предоставление в аренду каналов (прежде всего, для организации "последней мили"). В наших ближайших планах — IP-телефония, видеоконференц-связь, охранный видеомониторинг. Для этих целей (прежде всего, для запуска IP-телефонии) мы хотим связать региональные сети в единую федеральную инфраструктуру.
Из-за исключительности диапазона, в котором мы работаем, абонентское оборудование у нас несколько дороже, чем у конкурентов в секторе радиодоступа, работающих на массовом рынке. Зато, в отличие от таких диапазонов, как 2,4 ГГц или 5,3 ГГц, в нашем диапазоне отсутствуют помехи. Поэтому мы ориентированы на межоператорский рынок и сектор крупных корпоративных клиентов. Этим клиентам критически важна гарантированно высокая скорость передачи данных, а при помехах скорость, как известно, падает.
- Сколько человек работает сейчас в UNITLINE и как будет расти штат по мере запуска региональных сетей?
- Основной штат компании сформировался в течение 2004 года — до этого действовала группа экспертов, получившая необходимые частоты и лицензии. По состоянию на декабрь 2004 года, штат UNITLINE составляет 30 человек в центральном офисе в Москве и 12 сотрудников — в шести регионах России. К концу 2005 года UNITLINE предполагает расширить штат до ста человек. В каждом из регионов обязательно будут наши сотрудники, при этом для развития сетей в большинстве регионов мы намерены привлекать местных партнеров. Мы хотим доверить местным партнерам очень многие функции — от обслуживания базовых станций до подключения абонентов.
- Каков объем инвестиций в проект UNITLINE?
- Мы уже освоили инвестиции в объеме 10 MUSD, и перспективные планы развития также обеспечены финансовыми ресурсами. Пока инвестором проекта выступает "ИФД КапиталЪ", но в начале 2005 года UNITLINE планирует привлечь второго крупного стратегического инвестора. На быстрый возврат инвестиций в нашем бизнесе рассчитывать не приходится: как и в телекоммуникационном секторе в целом, срок возврата составляет 5-6 лет. Инвесторы разделяют эти прогнозы. Правда, в текущих расчетах мы не учитываем затраты на WiMAX, поэтому запуск этой технологии потребует реинвестирования в бизнес.
- За UNITLINE стоят не телекоммуникационные структуры, а финансовая компания. Насколько легко Вам удается интегрироваться в довольно закрытый телекоммуникационный рынок?
- Это нормальная мировая практика, когда структуры и люди из финансового сектора входят в телекоммуникационный бизнес. Опыт в сфере связи у нас уже имеется, тем более что многие сотрудники UNITLINE имеют телекоммуникационное и техническое прошлое. При этом финансовый бэкграунд помогает нам придерживаться западной модели ведения бизнеса. Мы тщательно прописываем все шаги и процедуры, проводим исследования рынка. Мы очень тщательно относимся к брэндингу — с помощью именитого агентства мы сформулировали брэнд-программу и программу маркетинговых коммуникаций. В UNITLINE действует специальная рабочая группа качества, а в будущем мы собираемся пройти сертификацию качества услуг по стандартам ISO9000. В целом, мы хотим, чтобы рынок относился к нам как к серьезному игроку, который знает, что делает, действует легально, и работает на перспективу.
© СОТОВИК