Эйла Руммукайнен, генеральный директор TeliaSonera International Carrier Russia: "Сейчас важнее, чтобы операторы инвестировали в сети второго поколения"

   Автор статьи:

<p align="justify">17-18 марта 2005 года прошли Дни Телекома Швеции в Москве, о чем ИАА <a href="http://sotovik.ru/news/news_10694.html">"Сотовик" сообщало ранее</a>. C докладом о современной ситуации на российском телекоммуникационном рынке и роли на этом рынке компании TeliaSonera выступила генеральный директор TeliaSonera International Carrier Russia Эйла Руммукайнен (Eila Rummukainen). После выступления г-жа Руммукайнен ответила на вопросы корреспондента ИАА "Сотовик" Валерии Черняевой.</p>

- Компания TeliaSonera объявила о программе сокращения расходов, в рамках которой в течение следующих трех лет планируется ежегодно сокращать расходы на 5-6 млн. крон, причем основная доля — порядка 4-5 млн. крон - придется на деятельность компании в Швеции. В связи с чем была разработана эта программа и за счет чего будут сокращаться эти расходы?

- На скандинавском телекоммуникационном рынке сложилась ситуация жесткой конкуренции, когда можно ожидать дальнейшего снижения цен. Кроме того, у абонентов наших сотовых сетей есть возможность сохранить свой номер при смене оператора. Поэтому для сохранения конкурентоспособности нам необходимо принять меры по сокращению лишних расходов. Мы верим, что можем одержать победу в конкурентной борьбе.

- Когда была введена услуга сохранения номера при смене оператора?

- Два года назад.

- Прибыль TeliaSonera в 2004 году превысила ожидания аналитиков. Но при этом немного уменьшилось количество абонентов в Швеции. В результате чего это произошло?

- Конкуренция среди операторов стала более жесткой и в Швеции, и в Финляндии. У нас выдаются лицензии виртуальным операторам. Сеть TeliaSonera арендуют несколько виртуальных операторов. И некоторые наши абоненты переходят к этим виртуальным операторам. Такие переходы мы учитываем как движение абонентской базы, но они практически не влияют на прибыльность компании, на ее доходы.

- Со сколькими виртуальными операторами работает ваша компания? Это интересно потому, что в России такие операторы только развиваются. Двум виртуальным операторам предоставили возможность создать опытные зоны. И к концу года их сети собираются ввести в коммерческую эксплуатацию. Правовая основа их деятельности обсуждалась в Государственной Думе РФ.

- Наша компания работает с четырьмя или пятью виртуальными операторами.

- Предоставляет ли TeliaSonera услуги связи третьего поколения?

- В Швеции предоставляются услуги только второго поколения, так как Telia там не получила лицензию на предоставление услуг третьего поколения, а в Финляндии услуги третьего поколения уже предоставляются.

- Какие услуги третьего поколения предоставляются в Финляндии? Насколько тесно ваша компания работает с контент-провайдерами?

- Услуги третьего поколения только начинают предоставляться. Хотя лицензия получена уже около полутора лет назад, но нужно время не только для того, чтобы развернуть и запустить новую сеть, но и для того чтобы абоненты привыкли использовать новые услуги. Например, к SMS-услугам у нас привыкали 3-4 года. Они завоевали популярность, когда детям начали покупать мобильные телефоны, и они стали посылать друг другу сообщения и даже стихотворения. У нас много контент-провайдеров и для услуг второго поколения. Они занимаются, в основном, SMS-услугами. Сейчас востребован текст. Третье поколение будем использовать, когда появится потребность в передаче изображений.

- Считаете ли вы правильным решение Мининформсвязи РФ не выдавать пока российским операторам лицензии на предоставление услуг третьего поколения? Готов ли российский рынок воспринять их?

- Считаю, что не готов. Поэтому хорошо, что такие лицензии пока не выдают. Опыт Западной Европы в отношении внедрения технологий 3G можно считать отрицательным: операторы вложили огромные деньги в сети третьего поколения, а теперь они испытывают финансовые трудности. Лучше подождать два-три года. Сейчас важнее, чтобы операторы инвестировали в сети второго поколения.

- Россия еще находится на растущем участке кривой проникновения сотовой связи. Считается, что когда она выйдет на более горизонтальный участок, тогда следует вносить новую струю в развитие. А как происходило в Швеции, Финляндии?

- Уровень проникновения в этих странах составляет приблизительно 95-96%. Пять-шесть лет назад родители стали покупать телефоны своим детям, и сейчас даже дети пяти-шести лет имеют свой мобильный телефон.

- Компания TeliaSonera — один из акционеров ОАО "МегаФон". Оказывает ли она в этом качестве какое-либо влияние на руководство компанией "МегаФон"?

- У нас только три представителя в Совете директоров, а в исполнительных органах "МегаФона" их нет, поэтому компания работает самостоятельно. Недавно подписанное соглашение между тремя акционерами "МегаФона" компанией не комментируется.

- А вывод "МегаФона" на биржу все-таки готовится?

- Такие планы есть, но о сроках мы не говорим.

- TeliaSonera занимается не только сотовой, но и фиксированной связью.

- Да, у нас есть кабельные линии от Хельсинки до Санкт-Петербурга, построенные еще компанией Sonera в 1993 году. В 1998 году Sonera построила оптоволоконную линию от Санкт-Петербурга до Москвы. Затем в 2000 году Telia протянула свою линию, так что теперь на линии есть резервирование. Объединение двух компаний Telia и Sonera произошло в 2003 году.

- Связываете ли вы свои планы в России с фиксированной связью?

- Никаких официальных планов, которые мы могли бы опубликовать, у нас нет. Мы исследуем рынок, изучаем возможности. Основные критерии при этом ? невысокий уровень риска и возможность получать прибыль. Сотовый бизнес, конечно, развивается быстрее, поскольку, во-первых, потребителям интересно получить телефон, который у них всегда с собой, а, во-вторых, создание линий мобильной связи, когда не требуется строительство "последней мили", обходится дешевле.

- В чем Вы видите принципиальное различие шведского и российского телекоммуникационного рынка? Чего не хватает российскому рынку?

- Мне проще сравнивать с Финляндией, чем со Швецией, потому что я из Финляндии. Если мы говорим о мобильной сети, то в Финляндии, когда я еду на машине и звоню кому-то, то я все время могу разговаривать. В России же при переходе из зоны действия одной базовой станции в другую связь часто прерывается. Поэтому качество связи пока недостаточно высокое, и сейчас целесообразнее улучшать сети второго поколения, чем развертывать сети третьего поколения. В России используются те же технологии, что и на Западе, и сотовая связь развивается достаточно быстро. Думаю, что в этой области отставание России от западных стран составляет только два-три года. А вот в области фиксированной связи отставание значительное — 30, а то и 50 лет. Здесь предстоит громадная работа, поскольку и страна очень большая.

- В каких еще странах работает компания TeliaSonera?

- Мобильные операторы у нас есть в Турции, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Молдавии. У нас есть оптоволоконная сеть по всей Европе, в США и здесь, в России. Мы ее сдаем в аренду операторам IP-телефонии. В США конкуренция очень высока, поэтому там мы владеем только небольшими фрагментами сетей.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх