Раймонд Армес : "На дорогих телефонах можно хорошо зарабатывать, но мы это поняли только сейчас"
<p align="justify">Всего пару лет назад мобильные телефоны немецкого концерна Siemens были суперпопулярны в России. Сейчас компания открыто признает убыточность "мобильного" подразделения и пытается исправить сложившуюся ситуацию. Президент департамента Siemens Communications и вице-президент компании Siemens в России Раймонд Армес рассказал обозревателю Газеты Юлии Лю о том, что происходит с мобильным бизнесом, о проблемах компании и надеждах немецкого концерна на новую "дочку". </p>
- Каких-то два года назад Siemens был номером один на российском рынке. Потом ситуация довольно резко изменилась — вас потеснили конкуренты. С чем это связано?
- Я бы не сказал, что ситуация резко поменялась. По предварительным данным за прошлый год, наши успехи на российском рынке неплохие. Окончательных цифр пока нет, но, как я понял, по продажам в штуках мы лидируем. Я не хочу утверждать, что мы на первом месте, — может быть, номер один сейчас Motorola или Samsung, но и наши дела идут неплохо. У нас есть проблемы, но они все коммерческого характера. У Siemens не хватает телефонов в дорогом сегменте, к примеру, трубок стоимостью выше 500 USD, а именно на них зарабатывают поставщики. Siemens очень хорошо продает недорогие телефоны и аппараты среднего класса. Правда и здесь есть трудности — конкуренция очень высока. Это приводит к тому, что финансовые результаты продаж иногда не удовлетворяют компанию. Всего два-три года назад поставщикам жилось лучше — цены на телефоны были другие, гораздо выше.
- В последнее время много говорится о проблемах вашего подразделения мобильных телефонов и его возможной продаже. Что происходит с этим бизнесом на самом деле?
- Последние три квартала у нас были финансовые потери по всему миру. Это очевидно, и об этом надо говорить. Siemens сейчас принял определенные меры, чтобы устранить эти потери. Вряд ли стоит говорить о том, что у нас плохие телефоны. Может, нам не хватает смартфонов, над ними компании надо работать. Нам нужно оптимизировать структуру наших внутренних затрат. Для этого принято решение выделить подразделение мобильных телефонов из концерна в самостоятельное юридическое лицо. Это облегчает определенные процессы, снимает проблему гибкости управления, присущую большим компаниям. Новая компания появится 1 октября. Она будет стопроцентной "дочкой" Siemens.
- Siemens планирует продавать долю в это "дочке" или будет владеть ею полностью?
- Мы не отрицаем, что ведутся переговоры с потенциальными партнерами. И мы не исключаем создания совместного предприятия с другой компанией. Есть известный пример — Sony Ericsson. В свое время Ericsson понял, что в рамках одного концерна не очень выгодно делать и продавать телефоны, что нужна более гибкая организация. Мне кажется, сейчас это совместное предприятие неплохо работает на рынке. Не исключено, впрочем, что мы СП создавать не будем, и "дочка" будет принадлежать Siemens на 100%, как Infineon и EPCOS.
- Многие модели известных брендов делаются сторонними производителями. Насколько я понимаю, Siemens — не исключение. Какая часть телефонов разрабатывается самим Siemens?
- У нас есть определенные места производства телефонов. Для Европы — это Германия, для китайского рынка — фабрика в городе Шанхай, для южноамериканского рынка — Бразилия. В Россию телефоны в основном приходят из Германии, потому что фабрики в Китае и Бразилии обеспечивают только потребности региональных рынков. Года два тому назад телефоны класса А пришли в Россию из Китая, чтобы покрыть потребности российского рынка, с которыми не справились в Германии.
- Производители соревнуются в разработке технических новшеств. На рынке появились телефоны с хорошими фото- и видеокамерами, многоцветными экранами и MP3-плеерами. Почему Siemens не участвует в этой гонке?
- Рынок телефонов делится на ценовые сегменты. Телефоны, о которых вы говорите, стоят от 300 USD. Их покупают меньше 5% потребителей. В России очень хорошо продаются простые телефоны.
- Эти 5% потребителей вас вообще не интересуют?
- Телефонов высшего ценового класса у нас действительно не хватает. На дорогих телефонах можно хорошо зарабатывать, но мы это поняли только сейчас. Я уверен, что в течение этого года в рамках нашей 75-й линейки мы покажем телефоны такого типа.
- Если верить аналитикам, рынок смартфонов весьма перспективен. Ваши конкуренты выпускают разные модели "умных" трубок. Почему у Siemens всего один смартфон?
- Мы сейчас работаем над смартфонами.
- Как у Siemens обстоят дела с телефонами третьего поколения?
- Мы уже показали наш 3G -телефон на выставке CeBIT в Ганновере в марте этого года. Этот телефон поступит в продажу осенью.
- Вы верите в возможность скорого запуска сетей третьего поколения в России?
- У российского рынка есть свои специфические условия. Сейчас нужно обеспечить хорошее покрытие сетей второго поколения. Строить сети третьего поколения в России в настоящее время бессмысленно. Дополнительные услуги имеет смысл запускать в бизнес-центрах. На самом деле технические аспекты важны только для производителей, а абоненту не интересно, к какому поколению относится сеть оператора. Ему нужны конкретные работающие услуги — например, беспроводной доступ в Интернет для ноутбука.
© СОТОВИК