Карл Сванберг, Ericsson: "Человеку нужно предоставить возможность везде пользоваться тем, к чему он привык"
Мобильная связь третьего поколения 3G вновь становится ориентиром для телекоммуникационных корпораций. Мобильные телефоны, которые могут сочетать в себе возможности компьютера, телевизора, видеокамеры и телефона, становятся неотъемлемой частью молодежной культуры. Однако несмотря на стремительное развитие 3G в Европе и Японии, специалисты утверждают, что настоящий бум связи третьего поколения начнется после ее внедрения в России и Китае. Об этом в интервью "Времени новостей" рассказал президент и генеральный директор шведской корпорации Ericsson Карл Хенрик Сванберг.
-- Г-н Сванберг, если можно, в двух словах объясните, что
такое связь 3G.
Представьте себе такой уровень развития связи, при котором ваш мобильный телефон
сочетает в себе возможности компьютера, телевизора, видеокамеры и телефона.
-- Т.е. в конечном счете с помощью мобильного телефона
можно будет передавать и получать видеоизображение, а также входить в Интернет?
Говоря коротко, мы видим свою задачу в том, чтобы предоставить человеку
возможность пользоваться всем тем, к чему он привык не только у себя дома или в
офисе, но в любом удобном для него месте. На природе, в машине, в поезде.
-- Мобильная связь третьего поколения четыре года назад
стала причиной серьезного кризиса на рынке IT-технологий, а снова привлекает
инвесторов. Чем это можно объяснить?
Вы знаете, проблема не в самой связи третьего поколения, а в завышенных
ожиданиях, которые были с ней связаны. Вспомните 90-е годы -- мобильная связь
развивалась стремительно, акции IT-сектора в прямом смысле слова росли не по
дням, а по часам. На волне этого оптимизма правительства ряда европейских стран
продали лицензии на 3G на общую сумму 140 млрд USD.
Колоссальные деньги! Те самые деньги, которые операторы собирались потратить на
строительство сетей третьего поколения. Это практически полностью затормозило
отрасль. Нет, я скажу точнее: это чуть не погубило нашу индустрию. Ровно
половина рынка исчезла, и пострадали все -- и операторы связи, и поставщики
оборудования. Продажи Ericsson в тот момент упали на 55%, несмотря на большие
усилия компании и новейшие технические разработки в области 3G.
-- Но сейчас ситуация полностью изменилась. Сегодня уже 56
операторов работают с 3G, более 40 новых лицензий на связь третьего поколения
будет выдано в текущем году. Похоже, для Ericsson открываются грандиозные
перспективы?
Это, если хотите, награда за настойчивость. Ведь несмотря на всеобщее
разочарование в 3G, мы упорно продолжали работать в этом направлении. В начале
2001 года Ericsson стал первой в мире компанией, которая поставила оборудование
для мобильных сетей 3G операторам в Европе и Японии. Сегодня 35--40% звонков
связи третьего поколения по всему миру передается через наше оборудование.
-- Полноценная связь третьего поколения уже действует в
Италии, Германии, Дании, Швеции. Многие говорят о том, что 3G слишком дорогое
удовольствие, и поэтому этот вид связи будет доступен только в странах Западной
Европы...
Да, действительно, многие считают, что дорогостоящие услуги 3G быстрее найдут
спрос в странах Западной Европы. Однако я выскажу несколько иную точку зрения.
Системы 3G могут оказаться намного более важными именно для стран, где
фиксированная телефонная связь не так распространена, как в Западной Европе, и,
скажем, мобильный телефон может стать единственным средством доступа абонента в
Интернет. Полагаю, именно этим можно объяснить огромный интерес, который
вызывают технологии 3G в Китае. Ведь с помощью сетей третьего поколения
мобильная связь может обеспечить возможности широкополосного доступа для
значительной части населения этой огромной страны. То же самое и в России. У
этих двух стран есть две важные особенности, которые делают их привлекательными
для поставщиков оборудования мобильной связи, -- огромные географические
пространства и сравнительно ограниченное распространение фиксированной
телефонной связи. И здесь ставится вполне конкретная задача: эффективное по
себестоимости покрытие больших территорий сетью мобильной связи. Наша компания
обладает техническими возможностями для ее решения. Разработанная в Ericsson
система Expander позволяет операторам связи не только охватить огромные
территории мобильной связью, но и, что самое важное, сделать ее доступной для
людей с небольшим уровнем доходов.
-- Если в азиатском регионе для Ericsson приоритетным
является китайский рынок, то можно ли сказать, что в Восточной Европе
предпочтение отдается России?
Вне всякого сомнения. Для нас Восточная Европа была в прошлом году одним из
наших самых сильных регионов. Здесь мы добились большого успеха. В значительной
мере это определялось именно Россией. Ведь в России ежемесячно прибавлялось
3--3,5 млн абонентов -- это просто феноменально! Надеюсь, что таким же успешным
будет и нынешний год. Однако замечу, что он скорее всего станет последним годом
существенного развития систем второго поколения -- GSM. После этого, я полагаю,
мы увидим бурное развитие в России технологий 3G.
-- Бизнес в России имеет какие-либо особенности?
Он носит, я бы сказал, более личностный характер. Если вы заключаете контракт,
например, с "ВымпелКомом", МТС или другой крупной российской компанией, то здесь
многое решается на уровне генеральных директоров. И такие крупные заказчики
говорят примерно следующее: если мы пойдем дальше с вами, то это будет означать,
что мы потратим 50--250 MUSD в ближайшие годы. Поэтому
нужно быть абсолютно уверенным, что вы действительно стоите за всем этим
проектом.
-- Многие инвесторы полагают, что в России трудно вести
бизнес (имея в виду дело ЮКОСа), и как альтернативу для работы приводят тот же
Китай.
Я со всей определенностью хотел бы сказать, что в России мы скорее видим
широчайшие возможности для решения новых задач, чем проблемы. Мы наблюдаем
стремительное развитие рынка, и для меня очевидно, что люди, отвечающие в России
за государственную политику в области связи, имеют эффективную стратегию и
разумно регулируют рынок. Что касается Китая, то я не стал бы противопоставлять
китайский рынок российскому. Наоборот, и Россия, и Китай имеют для нас
первостепенное значение. Как я уже говорил, в этих странах стремительно растет
число абонентов мобильной связи, и наша задача -- укреплять свои позиции на этих
быстро развивающихся рынках.
-- Кто, по-вашему, составит конкуренцию Ericsson по
созданию сетей 3G на этих двух быстро растущих рынках?
Кроме традиционных европейских поставщиков, мы можем ждать конкуренции от самих
китайцев. Они сильны. И вообще Китай через пять--семь лет будет одной из
мощнейших индустриальных стран мира. Huawei Technologies активно прорывается в
телекоммуникационный сегмент. Мы следим за китайскими конкурентами как ни за
какими другими. Huawei -- новичок, но это инновационная компания. Приоритетный
рынок для нее как раз восточноевропейский. Ее присутствие уже достаточно ощутимо
в Африке и Латинской Америке. По крайней мере намного ощутимее, чем в Европе и
США. Оборудование Huawei вполне конкурентоспособно. А то, что китайская
продукция дешевле, объясняется агрессивностью поведения компании на рынке.
Китайцы таким способом пытаются занять свою нишу не только на
телекоммуникационном рынке.
-- Ваша корпорация заключила коммерческие соглашения с 46
из 89 операторов 3G, работающих по всему миру, это больше, чем любой другой
производитель сетевого оборудования мобильной связи. Как вам удается обходить
конкурентов?
Предыдущий опыт по созданию первой в Европе сети третьего поколения в Италии дал
нам возможность по-иному взглянуть на отношения с заказчиками. Сегодня в отличие
от конкурентов Ericsson не только поставляет оборудование, но и управляет
некоторыми сетями во время их эксплуатации. Это принципиальный момент. Отныне
наши партнеры-операторы могут заниматься исключительно работой с абонентами.
Именно благодаря этому новому подходу к сервису и, конечно, интересным
технологическим разработкам Ericsson и сумел выиграть около 40% контрактов на
строительство в Европе сетей 3G.
Беседовал Сергей Панкратов
© СОТОВИК