"Это происки либо конкурентов, либо покупателей" // Геннадий Кирюшин, генеральный директор компании СМАРТС

   Автор статьи:

В беседе с корреспондентом "Сотовика" Геннадий Кирюшин отметает подозрения в финансовой несостоятельности компании.

- На этой неделе в СМИ публично обвинили СМАРТС в финансовой несостоятельности. Один из аргументов — СМАРТС не прошел проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Как вы можете это прокомментировать?

- Мы просто не хотели регистрировать выпуск ценных бумаг. Мы сами отменили свое же решение по причине того, что большинство потенциальных инвесторов, с которыми мы сейчас ведем переговоры, а это четыре компании, попросили этого не делать. До тех пор, пока они не войдут в состав предприятия.

Мы приняли решение пойти навстречу нашим потенциальным инвесторам и не ожидали, что из этого сделают такой вывод. Если бы инициаторы запроса спросили специалистов федеральной службы по финансовым рынкам о том, насколько серьезны сделанные нами упущения, то им бы сообщили, что это формальные незначительные детали, на которые можно, в принципе, не обращать внимания. А можно было затребовать бумаги, что и было сделано. Мы могли бы на все вопросы ответить в течение недели. Если бы это было кому-то интересно раньше, вопросы были бы сняты очень быстро. Мы готовы дополнить информацию о финансовых показателях компании.

- Финансовые показатели компании доступны для ознакомления?

- Все финансовые показатели компании открыты. Ими только нужно правильно пользоваться. Грамотные люди никогда не подменят понятие "выручка за 9 месяцев" понятием "выручка за 3-й квартал", что на этот раз было сделано в заявлениях. Те, кто знает, как составляется баланс, никогда подобного не допустят. Стало быть, такая подмена сделана либо по неграмотности, либо сознательно.

Если она сделана специально, то цель понятна. Ясно, что когда выручка предприятия вдруг становится в 3-4 раза меньше, это означает, что компания идет ко дну.

- Федеральная служба по финансовым рынкам заявила о нарушении СМАРТС требований Закона "О рынке ценных бумаг". В частности, в документах компании отсутствовало аудиторское заключение. Как вы можете это прокомментировать?

- На тот момент его еще просто не было. И во время нашего с вами разговора официально его так же нет. Само заключение есть, но оно еще не утверждено общим собранием акционеров. Но сделанное заключение, как всегда, положительное. Аудиторскую проверку проводит одна из самых солидных региональных компаний ? фирма "Учет", которая является членом европейской ассоциации аудиторов. Она аудирует нас три года.

Кроме того, дополнительно по нашей просьбе нам проводит аудит европейская компания "Делойт и Туш". Это делается для того, чтобы учет в компании соответствовал международным требованиям, предприятие могло осуществить IPO и выйти на международные финансовые рынки.

То есть мы переложили баланс компании на международную систему финансовой отчетности. А теперь проводим еще и аудит предприятия по международным стандартам.

Таким образом, у нас есть два отчета. Один, соответствующий российским стандартам и аудиторская проверка, проведенная российской фирмой. Второй отчет, проведенный по международной системе финансовой отчетности, а теперь еще будет подкреплен и аудиторским заключением международной компании. Таким образом, в компании делается двойная проверка.

- В СМИ заявлялось, что снижение финансовых показателей компании признали и Вы, генеральный директор СМАРТС Геннадий Кирюшин. Каковы сегодня показатели выручки компании в динамике?

- Конечно, показатели снизились. Вопрос в том, какие и насколько. Речь идет о падении на 21% среднего дохода от одного абонента, ARPU. Этот показатель не может не падать, так как идет снижение цен на услуги голосовой связи. Но подобная ситуация отмечается у всех операторов, и примерно в одной и той же пропорции, в пределах 20-30%.

В связи с этим выручка компании росла, но совершено не теми темпами, что в прошлом году. Но она все равно росла.

- В СМИ было заявлено о бедственном финансовом состоянии компании. Говорят, что долги превышают валюту баланса компании в 2 раза, а ее чистые активы — почти в 9 раз.

Фактически вашу компанию называют банкротом. Каково сегодня финансовое состояние холдинга?

- Нормальное устойчивое состояние. Если бы оно не было устойчивым, мы не делали бы капитальные вложения в бизнес. Мы не пытались бы вдвое увеличить возможности нашей сети.

- Депутат Чаплинский заявляет, что у него есть опасения, что сумма задолженности группы СМАРТС намного превышает баланс компании и все активы. Другими словами, компания должна намного больше, чем она стоит?

- Непонятно, откуда он взял данные. Он говорит о СМИ. Но некоторые СМИ намеренно искажают данные. Вместо "задолженности" берут "сумму обязательств", которая передается в "залог". Но "залог" всегда превышает реальную "кредиторскую задолженность", и в некоторых случаях, в разы. Контракты нашей компании всегда крупные.

И получается, что, к примеру, за кредит на поставку оборудования на 10 MUSD мы заложили пакет акций нашей дочерней компании стоимостью 15 MUSD. И сразу же приступили к погашению долга. Как правило, все кредиторы пишут в договоре, что залог не забирается до момента полного погашения долга. Подчеркну, не освобождается при частичном погашении задолженности.

Таким образом, получается, что мы погасили уже 9 из 10 MUSD долга, но в залоге у нас остается пакет акций стоимость в 15 MUSD. Как и положено, превышающий сумму первоначальной задолженности. Но реально мы должны 1 MUSD.

Но автор публикации не уточняет, что реальный долг составляет 1 млн. долл., а пишет, что у компании в залоге находятся 15 млн. долл. И на основе этого делает выводы о нашей финансовой несостоятельности. Такая вот система подсчета.

При этом настоящие цифры четко указаны в балансе, там указана вся структура задолженности. Но этих данных автор не видит, а берет странные цифры, которые даны в обеспечение долга.

В нашей компании этот процесс кредитования и погашения задолженности идет непрерывно. Мы берем один кредит, гасим его, берем следующий. За год мы осуществляем капитальных вложений на сумму до 100 MUSD. И сегодняшние 143 MUSD задолженности для СМАРТС — вполне нормальный показатель. Из этой суммы около 90% ? это долгосрочная задолженность, т. е. растянутая на 5-7 лет. Из этих 4-5 млрд. рублей на год приходится одна пятая часть. Таким образом, погашать нужно не более 1 млрд. руб. в год. Но наш годовой доход ? 6 млрд. руб. Поэтому я и не вижу проблем.

Более того, сам факт, что кредиторы дают компании долгосрочные займы говорит о ее финансовой устойчивости. Кредиторы внимательно проверяют заемщика и потенциальному банкроту денег не дают. Тем более, "длинных".

- Сколько стоит сегодня группа СМАРТС?

- Смотря кто будет оценивать. Если я, скажут, что оценка завышена. Поэтому не хочу оценивать от своего имени. Лучше буду цитировать. Самая нижняя оценка, которую я видел ? 500 MUSD, самая верхняя ? 1 млрд. USD.

- При этом общая сумма задолженности — 143 MUSD?

- Да. Это небольшая доля от стоимости активов компании. Стоит нам выпустить дополнительные 20% акций и разместить их через дополнительную эмиссию, как все долги исчезнут. Будет даже неинтересно жить, без долгов.

- Когда завершится сделка по продаже блокирующего пакета акций компании?

- Думаю, что в 3 квартале 2005 года, в сентябре.

- Вы уже определились с покупателем пакета акций?

- Нет. Если бы определились, объявили бы официально.

- А стоимость пакета акций определена?

- Предложения уже есть. Цену назвать я не могу.

- Как может повлиять серия публикаций о финансовом положении компании на стоимость продаваемого пакета акций?

- Разница может составить до 10%. Начнутся разговоры о необходимости дополнительных проверок, появлении дополнительных рисков, что приводит к снижению цены.

Плюс к тому упускается время, которое в настоящее время очень дорого для дальнейшего развития компании. Конкуренты это время могут выгодно использовать.

- Куда пойдут средства от продажи блокирующего пакета акций?

- У нас будет смешанная продажа. Будет привлечение средств, одновременно кто-то из акционеров будет выходить из состава владельцев и захочет получить деньги за свою долю.

Привлеченные средства будут брошены на дальнейшее строительство сети и на погашение задолженностей, которые нам не нравятся. Но в основном все пойдет в развитие.

- В каких регионах вы хотите купить компании?

- Эту информацию мы не раскрываем. Это российские операторы.

- Насколько важно время при заключении сделки о продаже пакета акций?

- Если сделка отложится, мы позже получим деньги. Есть планы развития. Придется все равно привлекать средства, но под повышенные ставки.

- Вы знакомы с депутатом Сергеем Чаплинским? На ваш взгляд, почему он заинтересовался финансовым состоянием вашей компании?

- Нет, ни разу о нем не слышал. Думаю, могут быть два варианта. Либо, это наши конкуренты, которые хотели бы, чтобы СМАРТС исчез с рынка. Второй, менее возможный вариант, но мы его не исключаем — это работа кого-то из наших потенциальных покупателей.

Других причин я не вижу.

Официально заявленная забота г-на Чаплинского об акционерах СМАРТС выглядит странно. Его об этом не просил никто из действующих акционеров. Она родилась на пустом месте и с использованием подтасованных цифр.

- Г-н Чаплинский обеспокоен тем, что вы стоите финансовую пирамиду?

- Почему он обеспокоен именно по нашему поводу? У него в Воронежской области есть компании, о которых точно известно, что они банкроты. Он почему-то не беспокоится об их финансовом положении, хотя известно, что у них долгов больше, чем выручки. И в состав акционеров входят десятки тысяч жителей Воронежской области. А один из владельцев компании ? государство. Но он об этом не беспокоится. Зато лезет в дела частной компании, о чем его не просит ни один акционер.

- Вы заявили, что если выяснится, что инициатором негативных публикаций был кто-то из потенциальных покупателей пакета акций, вы прекратите с ним отношения?

- Да, даже если он предложит самую высокую цену. Я не понимаю, как можно с таким партнером работать. Нужно постоянно ждать от него козней, но уже внутри предприятия. Такие акционеры не нужны.

- Какие вопросы будут обсуждаться на годовом собрании акционеров?

- Как обычно: годовой отчет, распределение прибылей и убытков. Прибыль опять есть, не смотря на все намеки. Но мы опять не будем выплачивать дивидендов по акциям, а вновь все пустим на развитие компании. Думаю, что и аудиторское заключение будет утверждено, поскольку оно положительное. Так же будет доклад ревизионной комиссии. Будут внесены очередные изменения в Устав. Обычная работа.

- В начале лета появилась информация о том, что вы можете покинуть пост генерального директора компании. Как вы можете это прокомментировать?

- Это возможно, более того, у меня есть желание уйти с этого поста.

Но, во-первых, я должен согласовать эту процедуру с будущим портфельным инвестором, т. е. со всеми возможными покупателями. Некоторые из них настаивают, чтобы я, наоборот, не уходил, а проработал еще какой-то срок. Можно будет не спеша подобрать замену, оговорить, как это будет происходить.

Также важно оговорить, как будут перераспределены функции и полномочия между генеральным директором и Советом директоров. Сегодня у меня очень большие полномочия. Даже не смотря на то, что я сам для себя написал ограничения в Устав. Нужно будет обсуждать, нужны ли столь же большие, как у меня, полномочия будущему генеральному директору. Или структура управления будет перестроена. Все это обсуждается.

Но я не могу сказать, что немедленно встаю и ухожу. Я не настолько слаб здоровьем, чтобы не доработать еще сколько-то.
- С чем связано ваше желание уйти?

- Устал. Я на этом посту уже 15 лет.

- Если вы покинете свой пост, останетесь ли одним из акционеров?

- Возможно, буду назначен каким-то заместителем. Войду в Совет директоров. Буду влиять на политику компании. Потому, что надеюсь, что у меня останется крупный пакет акций компании. Даже после прихода нового акционера он будет не меньше блокирующего.

Интервью вел Ян Налимов, СОТОВИК


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх