Калининград ? особый регион на сотовом ландшафте Северо-Западного региона. Для этой относительно небольшой по территории области, где вся экономическая жизнь сосредоточена в основном в центральном городе (в области проживает свыше 955 тыс. человек, из них 430 тыс. — в Калининграде), характерна крайне острая конкуренция между операторами мобильной связи. Во многом это связано с тем, что исторически первым GSM-оператором здесь стал "Экстел", который впоследствии стал плацдармом экспансии "Билайн" в Калининградской области, в частности, она является второй по величине абонентской базы оператора на Северо-Западе после Петербурга. Сейчас в области действует шесть сотовых операторов, но основные сценарии развития рынка сотовой связи Калининграда разворачиваются вокруг федеральных операторов ? вторым из "большой тройки" сюда пришел "МегаФон" — в 2001 году, и третьими ? "Мобильные ТелеСистемы" — в 2002 году. При этом их выход сопровождался достаточно агрессивными маркетинговыми акциями. До сих пор Калининград, не смотря на общую унификацию деятельности сотовых операторов по Северо-Западу, идет у них отдельной статьей. В силу своего географического положения Калининград имеет и ряд своих уникальных особенностей, в частности, местных абонентов больше интересуют тарифы на звонки и роуминг в близлежащих зарубежных странах (Польше, Литве, Германии), нежели тарифы на национальный роуминг. Об истории и особенностях развития сотового бизнеса в этом регионе мы корреспондент spbIT.ru побеседовал с генеральным директором калининградского филиала компании "Билайн" Игорем Климко.
- Игорь Михайлович, расскажите, пожалуйста, о том, когда
появился и как развивался "Экстел"?
Сотовая связь в Калининградской области началась, как и повсюду в России, в
середине 90-х годов. В 1994 году стартовали "Калининградские мобильные сети", в
мае 1997 года появился второй оператор ? ТОО "Связьинформ". Тогда же на рынке
появилась торговая марка "Би Лайн", которую по лицензионному соглашению
использовал "Связьинформ".
Компания "Экстел" была основана в середине 90-х годов. Учредителями компании стали известный норвежский концерн Telenor и группа калининградских предпринимателей. В 1996 году компания получила лицензию на оказание услуг подвижной связи, а 2 августа 1997 года в Областном драматическом театре в Калининграде прошла официальная презентация компании. Выход на рынок состоялся 18 апреля 1998 года. В этот день началась коммерческая эксплуатация сети. "Экстел" — первый оператор стандарта GSM в Калининградской области. К тому времени в регионе уже активно развивались операторы стандартов NMT-450 ("Калининградские мобильные сети") и D-AMPS ("Связьинформ-Сотовая связь"). Конкуренция стала более жёсткой. Довольно быстро ситуация на рынке изменилась в пользу "Экстела": сказались преимущество более прогрессивного стандарта и в декабре 2000 года "Экстел" обслуживал уже 10 тыс. абонентов — большая цифра для того времени.
- Когда и каким образом было принято решение о
присоединении к сети "Билайн", и каким образом это происходило? Расскажите об
основных этапах реструктуризации и бизнес-процессов, сопутствовавших
присоединению.
Присоединение ? это не совсем точная формулировка. В декабре 2002 года ОАО "ВымпелКом-Р"
получило 100% акций в уставном капитале ЗАО "Экстел", приобретя их у
собственников. Тогда же новый собственник принял логичное решение об интеграции
компании в единую сеть "Билайн". Был составлен план поэтапной интеграции,
который включал в себя также проведение ребрендинга. В течение первой половины
2003 года произошла замена торговой марки "Экстел" на "Би Лайн GSM". А 1 июля
2003 года ? дата официального начала предоставления услуг сотовой связи под
маркой "Билайн" в Калининградской области. Происходят и внутренние изменения в
компании. Структурная интеграция продолжается и сейчас. Синхронизируются
бизнес-процессы. Эта работа требует очень осторожного подхода, и говорить о
полном завершении ещё рано.
- С какими предложениями "Билайн" появился в регионе, и
как среагировали основные конкуренты?
Надо отметить, что как бренд "Билайн" появился в калининградском регионе самым
первым, когда под этой маркой по лицензионному соглашению оказывал услуги
оператор "Связьинформ". "Северо-Западный GSM" вышел на калининградский рынок в
июле 2001 года. У "Экстел" тогда было порядка 35 тысяч пользователей. МТС
стартовали в мае 2002 года, а мы в это время нарастили абонентскую базу до 70
тыс. подписчиков и даже вошли в десятку крупнейших операторов России по этому
показателю. Неоспоримое лидерство на региональном рынке принадлежало "Экстел".
К декабрю 2002 года абонентская база составляла уже 100 тыс. пользователей. В этот момент и произошла сделка с ОАО "ВымпелКом-Р". Первым же шагом "Билайн" стало введение льготных тарифов внутрисетевого роуминга, предложенных буквально через 12 суток после объявления о приобретении "Экстел". Первый исключительно "билайновский" тариф ? "Би+ Хит" — был представлен рынку 1 июля 2003 года.
- Происходило ли одновременно с приходом "Билайн" развитие
зоны покрытия сети или техническое переоснащение? Как вообще повлияла на эти
направления смена торговой марки?
К моменту прихода "Билайн" в декабре 2002 года наша компания предоставляла
услуги сотовой связи примерно на 90 ? 95% населённой территории области.
Основные работы по экстенсивному развитию были, таким образом, выполнены. С
участием специалистов "Билайн" были разработаны программы технического развития,
которые предусматривали улучшение качества связи и наращивание ёмкости сети, а
также дальнейшее расширение зоны покрытия.
- Какова ситуация в регионе сейчас? Оцените рынок и ваше
положение на нем, расскажите о последних итогах развития сети.
Наша абонентская база сейчас насчитывает более 350 тыс. человек при общем
населении региона в 950 тыс., соответственно доля рынка составляет около 49%. И
если сравнивать позиции ОАО "ВымпелКом" с другими операторами в Калининграде и
Северо-Западном федеральном округе, то самый западный регион по-прежнему
остается в лидерах.
В начале июля сеть "Билайн" выдержала очередную проверку на прочность. Празднование 750-летия Калининграда сопровождалось масштабными народными гуляниями, фейерверками, выступлениями звёзд эстрады. 3 июля в рамках юбилея состоялась трёхсторонняя встреча президентов России, Германии и Франции. Поскольку "Билайн" был официальным поставщиком сотовой связи для юбилея, на нас лежал груз особой ответственности. Мы готовились несколько недель, и результат оправдал наши ожидания. В сети не зафиксировано ни одного сбоя. Стоявшей наготове аварийной бригаде не пришлось делать никаких экстренных выездов.
- Как сейчас складывается маркетинговая политика вашей
компании?
Не раскрою большого секрета, если скажу, что большинство наших абонентов
обслуживаются на тарифных планах pre-paid ? без абонентской платы и с
возможностью контроля за состоянием счёта в режиме реального времени. А, скажем,
года три назад ситуация была с точностью до наоборот ? превалировали контрактные
абоненты.
Мы исходим из того, что pre-paid в среднесрочной перспективе будет занимать основное место в новых подключениях в Калининградской области у всех операторов, а не только у нас. И альтернативы такому развитию не предвидится. Это логика развития рынка. Наша актуальная маркетинговая политика принципиально не отличается от федеральной, действующей в сети "Билайн" по всей России. Последние новинки на рынке ? акция "Летние ночи" и тарифный план "Простые вещи" — являются федеральным продуктом. Мы скорректировали только цифровые параметры с учётом ситуации в нашем регионе. Наш опыт показывает, что концентрация усилий на каком-то ключевом, тщательно подготовленном продукте лучше, чем перманентная генерация новых, "полусырых" идей, которые рынок просто не успевает воспринимать.
В разработке всех корпоративных программ, менеджеры компании следуют принципам здорового консерватизма ? не торопиться предлагать скороспелые новшества, — лучше чего-то не сделать, чем потом отменять собственные предложения. Иными словами, уважительные и доверительные отношения с клиентами и в этих вопросах составляют основы нашей маркетинговой политики на протяжении всей работы компании.
Касаясь темы отличия "Билайн" в Калининграде от остальных регионов Северо-Запада, то из существенного нужно назвать нашу собственную программу лояльности "Бонус 10 20 30". Она отличается от той, которой пользуются другие абоненты "Билайн". А именно: наш абонент получает ежемесячно в качестве бонусов бесплатные минуты, а не эквивалент денежных средств на баланс. Факторами для начисления бонусов у нас являются сумма счёта за месяц и, что самое главное, стаж обслуживания в нашей сети. Чем дольше абонент с нами, тем большим количеством бесплатных минут он вознаграждается.
Какова доля дополнительных услуг в доходах компании? Как
растёт на них спрос, и какие планы у вас в этом направлении?
Сейчас на дополнительные услуги приходится около 20% от доходов компании. В своё
время мы стали пионерами в этом направлении, когда ввели сервисную услугу
общения в SMS-чатах, которые в соответствии с калининградскими особенностями,
назывались SMS-каналами. О популярности этих услуг говорит тот факт, что уже
сыграно несколько свадеб, и молодожёны познакомились с помощью этого
SMS-сервиса. Мы первыми в регионе предложили услуги на основе GPRS, став
победителями в конкурсе Российского Государственного университета им. Канта на
лучшее решение в сфере коммуникационных и информационных технологий.
В целом, можно отметить, что для Калининграда характерен повышенный спрос на дополнительные услуги, и только голосового общения нашим абонентам мало. Сейчас мы работаем с несколькими десятками контент-провайдеров, а в планах их увеличение примерно до двухсот.
- Как влияет на ваше положение геополитическое положение
региона, испытываете ли вы связанные с этим какие-либо трудности, или наоборот,
близость к западным странам облегчает Вашу работу?
Мы работаем в Российской Федерации. Геополитика влияет весьма опосредованным
образом, а вот география ? близость к Польше и Литве — совершенно логично
заставляет уделять особое внимание услуге роуминга. Но это не доставляет особых
хлопот. Представьте себе, что треть абонентов потенциально могут стать роумерами
в зарубежных сетях, не покидая родные стены. Достаточно просто установить режим
поиска сети. В списках могут появиться не только литовские и польские, но даже и
шведские сети сотовой связи.
С другой стороны, мы первыми из операторов стали развиваться в приграничных территориях. Близость к Западной Европе для нас является еще одним преимуществом и стимулом к интенсивному развитию, поскольку многие иностранцы начинают путешествие в Россию именно в Калининграде. Самый недавний пример ? 68-летний итальянский велосипедист Януш Ривер. В его планах ? поездка по нашей стране, которую он посвящает 60-летию Победы. Вторым пунктом его пребывания в России был Петербург. Своим оператором в России он выбрал "Билайн".
- Развитие сотового рынка Калининградской области не
останавливается. Что изменилось в связи с выходом новых операторов?
Старт оператора "Цифровая экспансия" в стандарте GSM-1800 в декабре 2004 года и
недавнее начало работы в тестовом режиме сети "Скай Линк" в стандарте CDMA-2000,
организационно оформленной в составе оператора "Калининградские мобильные сети",
прибавило колорита нашей региональной расстановке сил в регионе. Теперь у нас
представлены чуть ли не все стандарты сотовой связи. Нет только 3G, но, как
известно, пока на него лицензий не выдают. Все игроки на рынке стараются
находить своих пользователей и это огромный плюс для всех абонентов. Каждый
может найти предложение, соответствующее его ожиданиям и возможностям. С другой
стороны, жёсткая конкуренция не даёт расслабиться никому из игроков.
Если говорить о статистике (цифрах наших подключений), то мы остаёмся лидерами рынка не только по общей численности абонентов, но и по новым подключениям на протяжении последних 12 месяцев. Причём, последние шесть месяцев наша доля близка или немного превышает 50% от всех подключений в регионе.
- Ваши прогнозы на развитие местного рынка связи и планы
калининградского "Билайна" на будущее. Какие перспективы развития Вы видите?
Рынки Москвы и Санкт-Петербурга перешли отметку 100%-ного насыщения и продолжают
расти. Если вообще можно говорить об абсолютном проникновении мобильной связи,
когда на 100 жителей приходится 100 SIM-карт и более, то у нас ещё есть
существенный запас для экстенсивного роста. Но рост не может быть бесконечным.
Когда рынок стабилизируется, наступит момент истины. Каждый получит возможность
показать свои способности к удержанию абонентов, а исключительно к привлечению
новых. На наш взгляд, "Билайн" имеет все предпосылки проявить себя в этой
ситуации с наилучшей стороны. И мы работаем над этим уже сейчас.
Климко Игорь Михайлович, генеральный директор "Билайн" в
Калининграде (ЗАО "Экстел")
Родился в 1969 году в г. Балтийске Калининградской области. Имеет три диплома о
высшем образовании: Калининградский государственный университет, квалификация ?
юрист; Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации, Москва —
диплом с отличием, квалификация ? экономист по банковскому делу;
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, специальность ? "Мастер
делового администрирования" (МВА), квалификация ? менеджер.
Г-н Климко работал на различных должностях (юрисконсульт, зам. начальника
операционного управления, директор юридического управления, член кредитного
комитета) в Калининградском Банке Сбербанка России. С декабря 2002 года
генеральный директор ЗАО "Экстел" ("Билайн" в Калининграде). Свободно владеет
английским и разговорным польским языком.
© СОТОВИК