Александр Доросинский, "SIMфония": "У нас рынка нет, у нас ? помойка"

   Автор статьи: Елена Горковенко

Сотовые дилеры из регионов России объединились в Межрегиональную ассоциацию мобильных технологий. В июле этого года прошло первое заседание этой ассоциации, которое вел президент екатеринбургской сети салонов связи "SIMфония" Александр Доросинский. Свое первое интервью в новой роли господин Доросинский дал ИАА "Сотовик".

Руководитель "SIMфонии" рассказывает, что компания начиналась с его идеи. В то время еще не было крупных супермаркетов, а в Екатеринбурге никто не знал о сотовой связи. Когда появился первый оператор стандарта GSM ? "Уралтел", Александр Доросинский еще с двумя компаньонами открыл первую сеть салонов связи. За 8 лет работы, сеть разрослась до 130-ти торговых точек. Причем, это не просто случайная цифра. Именно столько магазинов, по подсчетам специалистов компании "SIMфония", оптимально для уральского региона.

Александр Доросинский встречает корреспондента ИАА "Сотовик" в своем офисе. На рабочем столе ноутбука выложена фотография последней модели Subaru. Хозяин офиса с гордостью говорит, что в продаже машина появится только через год. На голых кирпичных стенах кабинета фотографии других моделей все той же марки машины. Рядом с изображениями спортивных машин расставлены кубки и дипломы.

"Ассоциация ? чтобы с небес опустится на землю"

- Начнем с последних событий. Вы выступили инициатором создания всероссийской ассоциации дилеров. Почему появилась необходимость в подобном объединении?

- Вы абсолютно правильно сказали, что это не структура, а объединение людей, связанных одной идеей, проблемой и пониманием той ситуации, которая сейчас сложилась на рынке сотового ритейла.

- Говорит ли создание ассоциации о том, что в отношениях с операторами и вендорами у торговцев трубками не все гладко?

- Складываться все идеально не может никогда и ни с кем, и это не цель. В отношениях с операторами у каждого есть своя стратегия, своя позиция, свое видение. У кого-то она вызывающая, у кого-то спокойная, у кого-то и вовсе нет никакой стратегии. Поэтому идеальной модели быть не может, и мы ее вряд ли предложим. Мы прекрасно понимаем, что надо общаться, надо разговаривать, надо находить общий язык и с операторами, и с вендорами, и с конкурентами. Для этого необходимо объединение. У одного человека свои мысли, у другого ? совсем другие, а общество может вообще думать в ином направлении. Так вот, чтобы с небес опуститься на землю и понимать, что происходит на самом деле, для этого и появилось это объединение.

- Как вы видите работу ассоциации?

- Во-первых, мы определили перечень вопросов, по которые имеет смысл обсуждать. Например, любая компания-ритейлер хочет получать большее вознаграждение от операторов. Предположим, мы взяли и сказали так: "Давайте объединимся, пойдем к оператору и скажем: "Плати нам 50 USD за подключение!". Пойти-то можно, только под зад коленкой получим ? и все. В этом смысла нет, значит это вопрос, который не обсуждается. А вот то, что оператор нам выставляет какие-то претензии, за которые мы фактически не отвечаем, это мы обсуждать можем. Почему он так делает? Можно ли это изменить или это его принципиальная позиция? Это первый момент.

Второй вопрос ? тарифы. Сегодня, образно говоря, МТС устанавливает тариф 3 цента, "Билайн" — 2 цента, "МегаФон" — 1 цент. Дальше ? ноль. А потом? Минус цент? За чей, интересно, счет? За счет оператора или за наш? Смысл в чем? Если операторы нам скажут: "Мы будем дарить деньги, чтобы люди разговаривали", а производители телефонов: "Мы будем дарить телефоны, чтобы люди разговаривали", тогда мы поймем, что этот бизнес нам не интересен и займемся чем-то другим.

В действительности, создание ассоциации — это определение своих стратегических целей и задач. Сегодня идет ценовая война, клоунада по всей стране, но не до бесконечности же! Цирк тоже уезжает, людям он надоедает. Я еще раз оговорюсь, это объединение создано не для того, чтобы протолкнуть интересы какой-то частной компании или нескольких частных компаний. Мы собрались обсудить: что будет, как на это реагировать и как это скажется на конечном потребителе.

"Рынок идет в пол"

- За то время, которое вы работаете в сотовом бизнесе, как изменился рынок?

- Говорят, что в этом году рынок вырос на 53%, в следующем году он вырастет на 250%. Я в этом совсем не уверен. По моему мнению, он идет в пол, стремится к полному нулю, и даже почти зашел за него. И я знаю, чем это обусловлено.

В действительности люди играют в другие деньги, они играют на биржах. Тем же обычным людям, которые покупают "облигации", нечего не понятно. Им рассказывают, что это классно, продают себя, продают иллюзию. Тот, кто научился ее хорошо продавать, тот, наверное, и выигрывает. Но мы не торговцы воздухом. Наша компания и другие члены ассоциации тоже не торгуют воздухом. На рынке нет ни рентабельных салонов, ни магазинов ? это факт.

Но поспрашивайте о рынке его гигантов. Я не буду озвучивать их имена, их очень много ? гигантов. Они бьются амбициями, лбами, не знаю? руками, деньгами ? нам это не интересно. Потому что простому покупателю сотовых телефонов наплевать — сколько стоят акции. Ему главное, чтобы он получил то, что он хочет, чтобы это работало, не ломалось, чтобы он понимал, куда у него деньги деваются с баланса. Мало того, он должен сделать свой выбор. Вариант: "Смотри — классный телефон, давай, чувак, покупай, это круто!", не подходит. Но, слава Богу, что хоть кто-то хоть какую-то стратегию имеет. А все остальные-то что делают? Какая стратегия у всех остальных? Я не знаю. Но они же все тоже очень крутые, они все очень мощные, сильные. Они выделают миллионы, десятки миллионов USD на освоение региона. Они вне мира сего, они летают совсем в других измерениях. Ну, дай Бог.

- По вашим прогнозам, с точки зрения прибыли направление "связь" долго будет оставаться перспективным?

- Связь будет оставаться прибыльной, всю свою жизнь. К счастью или несчастью, но я думаю, больше к несчастью, она будет развиваться. Сама связь, я не говорю про продажу сотовых телефонов, сотовых контрактов. Я имею в виду принцип связи. Я объясню.

Когда молодой человек подходит к девушке, он ее видит, чувствует ее запах, он с ней как-то разговаривает ? это правильно, это нормально. Но сейчас нормальным становится включить "аську" или послать SMS, или еще что-то. Создать себе иллюзию, уйти в другую комнату и сделать это так, сам с собою, а она сама с собою. Это плохо.

В действительности, люди перестают общаться. У нас есть компьютер, у нас есть Интернет, у нас есть телефон — это плохо, но это будет развиваться, потому что большинство людей ? это оболочка, начиненная чем-то, которая закрыта во всех местах на ключи.

- Вы мне говорите про "связь" так таковую, я имею в виду "связь" как бизнес?

- Чем больше человек сидит в Интернете, чем больше людей разговаривает по телефону, тем больше бизнес.

- Но вы же говорите, что рынок стремится к нулю?

- Это сейчас стремится к нулю. У человека есть две руки, он может держать два телефона, у него есть два уха, но у него есть один головной мозг. Я еще поверю, что можно разговаривать по двум телефонам, но по трем? Каким местом человек будет слушать?

Связь, как система передачи разговора, будет всегда, но есть и чисто физические ограничения. Поэтому и нужны новые идеи, стратегия ? то, о чем я говорил.

"Все должно быть в гармонии"

- Как вы считаете, покупка "Евросетью" "Техмаркета" - это единичный случай или же начало процесса экспансии крупных салонов связи, как это произошло со многими мелкими операторами связи?

- Почему вы думаете, что она ее купила? Вы видели документы по покупке? То, что они это "пропиарили", да ? молодцы! Хорошо это или плохо, я не знаю.

Давайте представим ситуацию. Город Екатеринбург. Вы ведете ребенка в школу, и вдруг он захотел булочку. Вы смотрите по сторонам: слева магазин "Евросеть", справа — DIXIS. Ну негде купить булочку!

Вот у вас 100 магазинов сотовой связи ? это хорошо или плохо? Это просто не нужно! Все должно быть в какой-то гармонии. Хорошо, пускай кто-то заявляет: "У нас 2 000? 5 000? 100 000? 200 000? миллион салонов!". А потом на каждого человека по магазину. Можно дойти и до такого идиотизма, но зачем? Должен быть какой-то баланс. Когда баланс нарушается, что-то происходит.

Я никак не реагирую, потому что я не знаю, где баланс, но мне кажется, что он нарушен, и нарушается все больше и больше.

- Если баланс нарушен, возможна такая ситуация, когда начнется процесс поглощения крупными салонами связи мелких?

- У нас рынка нет, у нас ? помойка. Рынок имеет свои законы, свои закономерности, свои алгоритмы, свои правила игры. В данном случае никаких правил игры, законов не присутствует, поэтому это помойка. Здесь не то чтобы прогнозировать, здесь ничего делать нельзя. В России вообще нет рынка, потому что Россия ? это страна, которая впитала в себя безумное количество чего-то нового и не знает, как этим пользоваться. Сюда добавилась наша ментальность и получилось непонятно что.

Это то же самое, как я просил бабушку купить мне мороженое. Она мне отвечала: "Зачем? Возьми в рот молока, сахара, сядь на лед и раскрутись, вот тебе и мороженое". Приблизительно так же и у нас в России. Такой же рынок. Только мороженое совсем другое. Оно состоит из тех же компонентов, только на вкус совсем другое.

- Как вы относитесь к последней инициативе продавца бытовой техники ? "Эльдорадо"?

Это просто амбиции, я никак к этому не отношусь. Самая большая проблема человечества ? это амбиции. Хотят? Ради Бога.

Я знаю, откуда появилась такая инициатива "Эльдорадо" ? это амбиции одного человека. Так случилось, что когда сравнили обороты "Евросети" и "Эльдорадо", они оказались рядом. Тогда в "Эльдорадо" сказали: "Да это кто такие? Сейчас мы их раздавим!". Нас тоже хотели раздавить, но видимо до сих пор давят, все никак попасть не могут или мы выкручиваемся? Вот вы сейчас напишите статью, видимо, опять давить начнут. Ради Бога.

"Приходить на работу ? это не работа"

- По вашему опыту, кому сложнее работать — москвичам или региональным компаниям?

- А что, кто-то работает? Давайте, сначала определим, что такое работа. Ходить на работу, кричать по телевизору? Что называется работой?

- Хорошо, не работать, любое другое ваше определение?

- Вот, существует компания. У нее четкая информационная система, абсолютно белый прозрачный бухгалтерский учет, четкая логистика. Да, это компания. А мы о чем говорим? Приходить на работу ? это не работа.

Давайте сейчас создадим фискальный орган из сотрудников МВД, ФСБ, налоговой инспекции и проверим несколько крупных компаний: насколько честно они платят налоги, насколько честно они возят телефоны, насколько честно они платят зарплаты? Тогда мы поймем, кто из нас работает. Тогда мы определим, что такое работа.

- А вы работаете?

- Мы работаем. Если нас проверить, мы, наверное, единственные, кто работает. Нас постоянно проверяют, на нас натравляют всех подряд, но, вот видите же, ? работаем. И никому, я замечу, не платим никаких взяток, ни налоговикам, на милиции, ни ФСБ, у нас, так называемой, крыши нет, и никогда не будет.

Наша компания работает по двум принципам: у нас прозрачно абсолютно все ? налоги, зарплата, закупки, продажа; и мы не продаем в минус, просто не можем.

У нас "белая" компания. Анализируя ситуацию по стране, кроме московских сетей, мы самая крупная сеть во всей стране. Мы будем развиваться и дальше.

- Чем, кроме сотовой связи, вы занимаетесь еще?

- У нас есть крупная логистическая компания, обладающая лицензией международного перевозчика и большим парком большегрузных машин, большой территорией земли ? это наша собственность. Весь транспорт, который нас обслуживает, возит наши телефоны, мой личный. Кроме того, мы оказываем логистические услуги другим компаниям, много возим за рубеж.

Мы имеем большое количество недвижимости, есть бизнес Subaru ? торгуем автомашинами. Еще много других проектов. У нас есть строительная компания. Все, что мы строим, мы строим своими средствами. А все это вместе ? финансовая структура. У нас каждый бизнес рентабельный. Мой принципиальный подход ? никаких игр в убыток.

"Я думаю, что меня уважают"

- В своих интервью, вы часто называете свой сотовый бизнес не самоцелью, а всего лишь возможностью заниматься главным увлечением жизни ? автогонками? По вашему мнению, бизнесом можно заниматься между делом?

- Бизнесом можно заниматься не "между делом", а между делами. "Между делом" ? это абы как. Так вот, абы как им заниматься нельзя.

Я не могу делать все сам, но это и не нужно. Главное ? правильно делегировать полномочия и грамотно организовать день.

Кроме этого, автогонки ? не единственное мое увлечение. Сейчас я освоил полностью аквабайк, освоил вейкборд, сноуборд и горные лыжи.

- Какие требования предъявляете к себе?

- Нужно уметь считаться с мнением других. Отец мне говорил: "В первую очередь, ты ни в коем случае не должен себя никому навязывать, не должен навязывать своего мнения, и только тогда тебя начнут уважать". Если человек уважает своего руководителя — а не боится, — он его никогда не будет подводить. Если вас подвели, значит, вас никогда не уважали. Уважение через силу вообще не возможно.

Я думаю, что меня уважают: меня ни разу не подводили. Люди могут ошибаться, но они это делают не специально, а подвести ? это сделать специально.

Что за человек?

Доросинский Александр Леонидович ? 32 года, мастер спорта международного класса по автогонкам, любитель экстремальных видов спорта.

Женат. Дочери Мие полтора года. Имя дочери приснилось Доросинскому во сне.

Закончил 2 курса в мединституте. Сейчас заканчивает Уральский государственный экономический университет, факультет ? финансы и кредит. Обучался на тренингах по управлению.

Отец-профессор, академик.

Мать-заслуженный учитель России.


© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх