Семен Рабовский, Комстар: "Беспроводной доступ интересен в гостиницах и бизнес-центрах"
Wi-Fi в России развивается медленнее, чем во всем мире. Тем не менее в компаниях связи говорят о перспективах Wi-Fi и планах создания масштабных беспроводных сетей. В частности, осенью 2004 года оператор "Комстар ? Объединенные ТелеСистемы" анонсировал проект по созданию сети точек беспроводного доступа в интернет в Москве. О перспективах развития беспроводного доступа в интернет в России с генеральным директором "Комстар" Семеном Рабовским беседовал корреспондент Ъ Валерий Кодачигов.
? Участники рынка говорят, что Wi-Fi в России
невостребован и в ближайшее время доходов операторам приносить не будет. Почему
при сложившейся рыночной конъюнктуре вы решили развивать сеть hot spots?
О том, что Wi-Fi не имеет перспектив, я сказать не могу ? запуск нашего
проекта был обусловлен именно готовностью клиентов к восприятию этой услуги. Еще
пару лет назад рынок Wi-Fi расценивался операторами связи как гипотетическая
область приложения усилий. Однако сейчас, к середине 2005 года, в Москве уже
действует достаточное количество hot spots, стратегия основных участников рынка
уже сформирована. Учитывая объемы продаж ноутбуков по результатам прошлого года
(более 600 тыс.) и ожидаемые в этом году 100-процентные темпы роста, у Wi-Fi
есть все предпосылки для более интенсивного развития. Спрос на беспроводной
доступ растет ? увеличивается среднее время работы в сети, повышаются требования
к качеству услуг и поддержки со стороны оператора связи.
Нашими потенциальными заказчиками мы считаем в первую очередь гостиницы и
бизнес-центры. Там сосредоточены высокодоходные клиенты, располагающие
ноутбуками и другими устройствами, которые могут подключаться к Wi-Fi. В среднем
сеанс непрерывной работы в интернете в бизнес-центрах по картам "Wi-Fi 'Комстар'"
(6 USD в час) уже составляет 1 час 30 минут, в
гостиницах этот показатель превышает 4 часа. В 2005-2006 годах мы планируем
вложить в Wi-Fi-проект более 3 MUSD.
? Что, на ваш взгляд, мешает продвижению Wi-Fi в России?
Я бы выделил несколько сдерживающих факторов. Первый ? невысокий уровень
проникновения мобильных терминалов с интерфейсом Wi-Fi, второй ? отсутствие
полноценного Wi-Fi-роуминга, а значит, мобильности использования услуг
потребителями.
? В Москве уже действует сеть Skylink, а в будущем
появятся сети третьего поколения. Предвидите ли вы конкуренцию с их стороны?
Мне кажется, мобильный и фиксированный доступы дополняют друг друга. Доступ
в интернет, предоставляемый компаниями сотовой связи, имеет скоростные
ограничения по передаче данных. Кроме того, услуги передачи данных на сетях
мобильной связи по определению дороже, чем в системах фиксированной связи. Wi-Fi,
как технология фиксированного доступа, обеспечивает большую скорость доступа в
интернет и возможность предоставлять абонентам больше дополнительных услуг.
? А вы сами пользуетесь беспроводным доступом в интернет?
Да, случается. Оборудование беспроводного доступа установлено у меня дома.
Очень удобно, поскольку воспользоваться интернетом можно в любом месте квартиры.
Кстати говоря, организация связи в этом случае стоит недорого, как может
показаться. Подключение радиомодема в квартире обойдется в $150-180 (плюс
стоимость организации канала связи до дома).
© СОТОВИК