До конца года в Петербурге может появиться еще один сотовый оператор. Правда, виртуальный. В августе компания "Народный Мобильный Телефон" (НМТ) развернула на базе оператора "Санкт-Петербург Телеком" (Tele2) первый фрагмент опытной зоны виртуальной сотовой сети. НМТ приобрела все элементы сетевой инфраструктуры обычного "классического" сотового оператора -- коммутатор, номерную емкость и биллинг, а для предоставления своих услуг собирается использовать лишь подсистему базовых станций Tele2, эмитируя свои SIM-карты. НМТ надеется открыть офис в Петербурге и приступить к коммерческим продажам уже до конца этого года. Как компания собирается бороться за абонента на самом конкурентном сотовом рынке страны, гендиректор НМТ Владимир Шульга рассказал корреспонденту "Ъ-Телекома" Борису Горлину.
-- Расскажите о своей компании, когда она создана, кто выступил учредителем, кому принадлежит сейчас, какие цели перед ней стоят?
-- Компания "Народный Мобильный Телефон" была создана в июле 2004 году при поддержке Департамента транспорта и связи правительства Москвы. Эта поддержка имела политический характер и объяснялась желанием обеспечить связью социально незащищенные слои населения. Учредители пока не разглашаются, окончательно их состав сформируется после получения лицензии в Мининформсвязи. Предполагается, что в состав учредителей войдет основной инвестор и, возможно, один из базовых операторов.
-- С кем из действующих игроков подписаны договоры о создании опытной зоны виртуального оператора?
-- На начало сентября мы заключили такие соглашения более чем с 25 различными организациями, в том числе с несколькими действующими операторами сетей подвижной связи, в частности, с компаниями "Санкт-Петербург Телеком" (филиал "Теле2" в Санкт-Петербурге), СМАРТС (Самара), "Нижегородская Сотовая Связь" (Н. Новгород) -- сети стандарта GSM, а также с компанией "СТРИЖ" ("Волга-телеком", Самара) -- сеть стандарта IMT-MC-450. На стадии завершения находятся переговоры с ЗАО "Скайлинк".
-- Какую коммерческую модель вы предполагаете взять за основу при создании виртуального оператора, как будут осуществляться взаиморасчеты с базовым оператором?
-- Мы будем взаимодействовать друг с другом как обычные роуминговые партнеры, предоставляющие услуги на одной территории. В этом случае достаточно согласовать цену на трафик, который создает виртуальный оператор на сети базового оператора. Как оптовый покупатель такого трафика мы рассчитываем получить скидку и иметь возможность развивать свой бизнес без нанесения ущерба базовому оператору.
-- За счет чего вы планируете подключать абонентов, с каким предложением вы собираетесь выйти на рынок? Например, компания "Евросеть", тоже желающая получить статус виртуального оператора, может активно продвигать сотовый сервис за счет крупнейшей в России дилерской сети и производства собственных телефонов. А какие ресурсы есть у вас?
-- Конечно, мы учитываем реальную ситуацию на российском рынке услуг мобильной связи, где доминирующее положение занимает тройка ведущих операторов: МТС, "Вымпелком" и "Мегафон". Знаем мы и о планах компании "Евросеть". Но в России есть множество пока не освоенных ниш, например, крупные операторы не в полном объеме используют технологии GPRS и EDGЕ. Это и есть поле деятельности для виртуальных операторов. Во всем мире они являются генераторами новых услуг, это их основной бизнес. Наши услуги будут ориентированы в большой степени на категорию населения с низкими и средними доходами. В частности, мы серьезно хотим заняться телефонизацией сельских районов, разработав доступные по цене услуги для малообеспеченных слоев населения, в том числе для льготной категории абонентов. Мы хорошо понимаем, что доходы от внедрения таких услуг будут минимальны, но они будут достаточны для нормального существования компании. Это показывает и опыт западных стран, и наши собственные расчеты. Разрабатывается также пакет услуг, позволяющий оперативно проводить расчеты за товары и услуги с помощью мобильного телефона. С этой целью нами внедрена и освоена на опытной зоне специальная платежная платформа, разработанная компанией "НИИР-ПС". Мы уже апробировали в Петербурге такой сервис, как оплата с помощью трубки парковки машин и расчет за бензин на заправочных станциях. Будут услуги и для "элитной" части абонентов. Например, мы планируем продвигать межстандартный роуминг между сетями GSM и IMT-MC-450 (сеть "Скайлинк". -- Ъ) с сохранением номера телефона, возможностью переключения на фиксированную сеть с этим же номером при нахождении дома или в офисе, доступом в интернет с этого номера и др.
-- Tele2, сеть которой вы планируете взять в качестве базовой, сама позиционирует себя на рынке как самый дешевый оператор. Какой, по-вашему, смысл Tele2 вступать в сотрудничество с вами, если НМТ также собирается осваивать сегмент малообеспеченных абонентов?
-- Именно потому, что Теле2 позиционирует себя как самый дешевый оператор, мы сможем получить большую скидку на трафик. Но мы не собираемся повторять услуги Tele2, например, этот оператор никогда активно не работал в сегменте сельской связи.
-- Но по данным природоохранной прокуратуры, которая недавно проводила проверку Tele2 в Ленобласти, у оператора за пределами города всего 4 базовые станции. Как же вы в таком случае собираетесь развивать сельскую связь?
-- Это даже хорошо. Наши услуги не будут пересекаться, и мы сможем подключать абонентов вне зоны действия базовых станций Tele2 через радиоудлинители, которые смогут увеличить зону действия станции с 4─5 км до 10─12 км.
-- Как вы планируете продавать услуги. Будете ли заключать какие-либо соглашения с дилерскими сетями, с кем уже проведены переговоры?
-- В рамках опытной зоны мы установили контакты с дилерской сетью Dixis, но этот выбор не окончательный, так как этап коммерческих переговоров пока еще не наступил.
-- Рассчитываете ли вы поучаствовать в конкурсе по распределению средств из фонда универсальной услуги?
-- Пока мы не собираемся этого делать. Мы хотим убедиться, что правильно построенный бизнес в этой нише рынка может приносить прибыль без каких-либо дотаций.
-- Сколько абонентов вы собираетесь подключить до конца года?
-- Во всех регионах, где мы развернули опытные зоны, запланировано подключить 5 тыс. абонентов. Мы очень надеемся, что после представления в Мининформсвязи результатов испытаний лицензия будет получена и мы начнем развивать коммерческую сеть в Петербурге и других городах России. При удачном стечении обстоятельств уже к концу этого года мы откроем свой филиал в Петербурге и подключим первых абонентов.
© СОТОВИК